Фотография 9x12

Жанара Каримова, Vласть, фотографии автора

Фотографии на стекле, патерностер, 250 тысяч негативов и 30 тысяч фильмов и сюжетов. Vласть выяснила, как работает Центральный государственный архив кино-фотодокументов и звукозаписей Республики Казахстан.

Цифры

В фондах архива, созданного в 1943 году, хранятся:

— около 30 тысяч документальных, научно-популярных фильмов, сюжетов;

— 250 тысяч негативов фотофонда и 15 тысяч единиц фонодокументов в магнитных звукозаписях, грампластинках, компакт-кассетах, компакт-дисках.

— в штате архива работает всего 18 человек. У всех сотрудников архива – высшее университетское образование (историки, филологи), за исключением технических работников (программистов, инженеров, операторов).


Архив начинается с отдела комплектования. Здесь работают: начальник отдела – Халида Шеретова и два архивиста высшей категории - Елена Клепикова и Сандугаш Оразымбетова. Они обеспечивают связь со всеми фонд-образователями: с учреждениями и организациями, так и с владельцами частных фондов и коллекций. Совсем необязательно быть коллекционером, каждый человек с семейным фотоальбомом уже владелец коллекции. Сдавшие на хранение документы люди могут в любой момент просмотреть их, получить копию, которая по качеству не хуже оригинала.

Халида Шеретова:

— Мы пытаемся заставить людей задуматься о своем наследии. Если они хотят, чтобы об их дедах и прадедах кто-то что-то знал, надо это хранить в архиве. Ни одна семейная коллекция дома не может гарантировать сохранность, рано или поздно при домашнем хранении документы (письма, фотографии, домашнее видео) будут утрачены. Все зависит от людей. С одним пожилым человеком мы вели переговоры полтора года, в конечном итоге фотографии он так и не сдал. У него были прекрасные снимки старого Верного. Звонила ему минимум 2-3 раза в месяц, в итоге он сказал, что надо посоветоваться с родственниками и принять решение. С тех пор прошло 5 лет, звонка нет. Обычно достаточно 2-3 звонков или встреч, чтобы человек проникнулся и сдал свои фотографии. Говорим: чтобы они сохранились для истории, лучше сдать их на государственное хранение. Когда сдаете, присваивается номер, документы хранятся веками, дома может произойти что угодно — пожар, наводнение и все будет утеряно. Чаще всего, после смерти человека документы и фотографии никому не нужны и попросту выбрасываются.

Архив хранит только оригиналы. Пленка относится к категории особо сохраняемых и охраняемых носителей, к ней нужен особый подход. Когда-то пленка могла просто вспыхнуть, потому что была на нитрооснове. Поэтому всю кинопленку перевели на триацетат целлюлозу. Работникам приходится прилагать много усилий, чтобы сохранить оригинал.

Все аудиовизуальные документы архивного фонда хранятся в специальных помещениях — архивохранилищах.

Стеллажи называются «елочка», сконструированы директором архива кино-фото документов Украины, Г. С. Пшеничным. Эти стеллажи самые удобные для хранения кинодокументов. Их преимущества: вентиляция и доступность с обеих сторон.

— Когда-то, в суровые 90-е годы, в архиве отключалось отопление, для документов подобные перепады температуры недопустимы, — вспоминает директор архива Алла Сеитова. — Мы ставили обогреватели в хранилище. А когда было жарко, и не работали кондиционеры, ставили тазики и ведра с водой, потому что помещение хранилища нужно было увлажнять.

В этом же помещении хранятся пленочные фотонегативы архивного фонда. Раньше негативы делали на серебросодержащих металлических пластинах, такие даже поднять было трудно. До изобретения кино- и фотопленки негативы хранились на стекле. С внедрением и распространением пленки надобность в стеклянных пластинах отпала. Визитная карточка архива – коллекция фотонегативов на стекле фотографа и краеведа Дмитрия Поликарповича Багаева.

Этот портрет депутата Верховного Совета КазССР 50-х годов (негатив на стекле). В свое время фотостудия Верховного Совета передала фотодокументы на государственное хранение.

— Стекло – очень хрупкий носитель, оно может рассыпаться, повредиться, - рассказывает Алла Сеитова. — Реставраторы «Росфото» и сотрудники Санкт-Петербургского архива кино-фото-фоно-документов занимаются уникальной реставрацией негативов на стекле. Они кладут негатив в специальный раствор, само изображение по миллиметрам перемещают на поверхность жидкости, под него подкладывают новую целую подложку, и опять по микронам перемещают изображение на целую стеклянную пластину. У нас негативы в хорошем состоянии, стекло не бьется, не рассыпается. Но первое, что мы сделали еще лет 15 назад, это оцифровали негативы на стекле. Есть категория особо ценных документов, их оцифровываем в первую очередь, потом – документы с неудовлетворительным техническим состоянием.

А это уже обычные пленочные негативы. Таких здесь около 250 тысяч единиц хранения. Государственные учетные номера присваиваются каждому документу, принятому на государственное хранение.

С отдела обеспечения сохранности начинается проверка технического состояния всех видов аудиовизуальных документов архивного фонда. Фонодокументы – это пластинки, магнитные пленки, кассеты. Архиву удалось сохранить голоса Амре Кашаубаева, Жусупбека Елебекова, Гарифуллы Курмангалиева, Куляш Байсеитовой, корифеев оперной сцены. В рамках проекта «Асыл Мура» («Музыкальное наследие Казахстана») на основе оцифрованных звукозаписей архивного фонда было издано 18 CD альбомов тысячным тиражом каждый и получено первое оборудование для перевода на современные носители фонодокументов архивного фонда. Это был не единственный успешный проект архива. В рамках каждого проекта архив получал необходимое оборудование. Теперь звукомонтажная станция оборудована по последнему слову техники.

Саян Акмолда занимается реставрацией звука. Сейчас он работает над записью Бориса Ерзаковича 1957 года, симфонической поэмой «Тулеген Тохтаров». Саян – домбрист, кобызист, композитор, выпустил три диска в Париже. Каждое утро он приходит в архив, а после обеда преподает в школе.

— Здесь все записи интересны и ценны, - признается Саян. - Мне посчастливилось услышать и поработать над неизвестными песнями Тулебаева и других композиторов. Для меня как для музыканта это огромный опыт.

Что касается кинопленки, то работа по оцифровке кинодокументов начинается с проверки технического состояния, устраняются пятна, определяется качество склеек, и только после этого кинопленка чистится ультразвуком при помощи специального реагента. Эта уникальная машина (на фото) промывает пленку, чтобы обеспечить ее долговременное хранение и возможность сканирования.

За этим монтажным столом просматривают и отмечают нужные кадры фильма, который еще не оцифрован.

В планшет Гаухар Асылова вставляет негативы и сканирует.

В читальном зале, которым много лет бессменно заведует Людмила Васильевна Гусакова, стоит множество каталожных шкафов и огромное железное сооружение.

Это патерностер - оборудование для хранения каталожных карточек к фотодокументам, работает по принципу вращения полок по замкнутой траектории. В архиве он появился 30 лет назад. Кстати, «Патерностер» в переводе с латинского – «отче наш». Для архива это и правда – святая святых научно-справочного аппарата.

Остальные шкафы заполнены монтажными листами (для видеоматериала - прим. V) и каталожными карточками.

Так выглядит монтажный лист.

Людмила Васильевна:

— Студийный монтажный лист нужен, чтобы узнать, что в этом фильме есть. Например, на карточке имеется короткая аннотация, а нам нужно подробное описание, мы хотим знать, что там в кадрах. Берем последний сюжет. Видите, какая бумага. Последний сюжет - комсомольская молодежная шахтерская свадьба. Читаем «стоп- кадр»: детский сад, дети. Написано, сколько кадров, описан каждый план. По монтажному листу человек может без просмотра определить нужный кадр. Отметить, что ему необходим журнал «Советский Казахстан» за 1960 год, сюжет восьмой (свадьба). И оператор самостоятельно запишет эту свадьбу. Карточки в каталогах систематизируются по алфавиту, хронологии, оператору, режиссеру. Если человек знает год, тему, название фильма или оператора, то будет искать по нужному параметру. На нашем сайте также можно найти нужный документ по одному из этих параметров.

Людмила Васильевна: «У нас в хронике есть фильм про слона из карагандинского зоопарка, которого звали Батыр. Он засовывал хобот в рот и говорил: «батырке есть давай, кушать хочет, Батырка хороший». Фильм 70-х годов.

Алла Федоровна Сеитова:

— Архив образован в 1943 году. Именно в это время в режиме реэвакуации начался отток всех кинопроизводящих организаций, эвакуированных в свое время в Алма-Ату. Вся кинохроника, отснятая в годы войны, должна была быть сосредоточена в одном месте. Наш архив и стал таким местом.

Любой документ, который попадает на государственное хранение – это крупица истории нашего государства. Существуют критерии отбора, потому что мы не можем принять на государственное хранение документы, неинтересные по содержанию. Но зато документы, исторически значимые, представляющие культурный интерес, работы известных авторов мы принимаем в обязательном порядке. ЦГА КФДЗ – единственный в республике специализированный архив, хранящий аудиовизуальные документы по истории Казахстана. Фотодокументы хранятся с конца XIX века по сегодняшний день: кинодокументы – с 1925 года по нынешнее время, звукозаписи — с середины прошлого века, но есть и более ранние записи (например, голос Амре Кашаубаева).

— Когда люди говорят об архивах, сразу всплывает стереотип: пыльные фолианты, темные затхлые помещения, «архивариусы» в нарукавниках. Современные архивы должны быть технически оснащены самым современным оборудованием. Иначе у нас не было бы возможности предоставлять пользователю документы в современных форматах. В 90-х государству было не до оснащения архивов, мог исчезнуть целый пласт исторических документов, этого нельзя было допустить ни в коем случае. Нам нужны были проекты, спонсорская помощь. Я помню, когда Дарига Нурсултановна возглавляла «Хабар», она одной из первых помогла нам сохранить часть уникальных кинолент, которые срочно нуждались в реставрации. Потом был проект по реставрации и оцифровке уникальных кинодокументов с посольством США, и хотя выделены были совсем небольшие средства (30 тысяч долларов), проект получился очень удачным.

Сейчас архив продолжает оцифровывать все виды аудиовизуальных документов, работает над созданием электронных баз данных к ним. Оцифровано около 80% фонодокументов архивного фонда, а вот на оцифровку фотофонда уйдет еще лет 20-25.

Кинодокументов оцифровано процентов 10, и это благодаря оборудованию, которое ждали почти 15 лет. Называется оно: комплекс оборудования по переводу кинодокументов с традиционных (пленочных) носителей на современные носители. Его получили в конце 2012 года из Франции. Это было грандиозное событие: впервые государство выделило архиву большие средства на приобретение необходимого оборудования. Сейчас для полного счастья архиву не хватает мощного сервера и оптоволоконной связи.

— Все, что нам передается на государственное хранение (частные фонды и коллекции) –передается безвозмездно. У архива нет средств на приобретение документов за денежное вознаграждение, - рассказывает Алла Сеитова. - Например, пресс-служба акима Астаны раз в год передавала нам свои коллекции. Все события, которые происходили в Астане, фиксировались телеканалами, пресс- службой компоновалось и передавалось для хранения в архив. ЦГА КФДЗ - государственное архивное учреждение, призванное хранить аудиовизуальную информацию по истории нашего государства. Мы должны в первую очередь, работать со всеми ветеранами войны, труда, репрессированными и их семьями, выдающимися деятелями науки и культуры, государственными деятелями всех рангов и уровней, чтобы успеть принять их документы на хранение в архив. Нам удалось избежать пресловутых «белых пятен» в истории. Есть какие-то темы, по которым мало документов. Но даже в наше время могут случайно «выплыть», поступить на государственное хранение уникальные фотографии, редкие звукозаписи, которых у нас ранее никогда не было.

Клуб "Нацмен" в здании бывшей мечети. 1930-е годы.

Магазин тканей по улице Горького. 1949 г.

Шакен Айманов, (3-й слева) среди участников совещания киноработников Средней Азии и Казахстана. 1959 г.

Слева направо: Джандарбеков К., народный артист КазССР; С. Бондарчук, народный артист СССР; Ш. Айманов, народный артист СССР; К. Куанышбаев, народный артист КазССР; С. Кожамкулов, народный артист КазССР. 1960 г. Автор – Акбанбетов

Выступление Н. С. Хрущева на общегородском митинге посвященном окончанию республиканского совещания работников сельского хозяйства. 1956. Источник: редакция журнала "Новая жизнь".

На детской железной дороге в парке культуры и отдыха им.М.Горького 1955 г. Источник: фотохроника КазТАГ.

Свежее из этой рубрики