День для жителей поселков на западной окраине Алматы начался рано, около двух ночи: в это время река Каргалинка начала выходить из берегов, неся за собой гул камней. Это последствия таяния ледника Каргалинка и последующего прорыва озера Безымянного, вызванные аномальной жарой. Репортеры Vласти выехали на место происшествия ранним утром и запечатлели последствия селя, сошедшего ночью на поселки Карагайлы и Таусамалы.
Мы выехали на трассу Алматы-Бишкек, или как ее еще называют «Нижнюю трассу», в 6:57. И если обычно мы наблюдаем пробку в сторону города, то сегодня мы впервые в жизни увидели утреннюю пробку со стороны города. Огромный поток машин, заполненных людьми, направлялся в пригород. Некоторые машины были покрыты толстым слоем грязи. Только после звонка знакомой, живущей с семьей в поселке Акжар, стало понятно – в результате подъема уровня воды в реке Каргалинка на близлежащие поселки сошел сель.
Река Каргалинка после селя
Информацию о селевом выбросе рано утром подтвердила и распространила пресс-служба городского департамента по чрезвычайным происшествиям. По сообщениям спасателей плотина на реке Каргалинка не разрушена, угрозы для города и жителей поселка нет.
Около 7:30 таксист вез меня в Верхнюю Каменку и дальше в пострадавшее село Чапаево, ныне Карагайлы. Однако путь вверх в поселок Чапаево был перекрыт патрульной машиной. Полицейский ясно дал понять – никто, кроме спецмашин, туда не проедет. Однако можно было миновать этот пункт пешком. Улица Грозы покрылась глиной и грязью. Местные жители в большинстве своем стояли у своих ворот: кто-то наблюдал, кто-то пытался своими силами откачать воду и жижу, затопившие их дворы. Периодически из пострадавшего поселка Чапаево выезжали машины. Позже стало ясно, что серьезные последствия селя видны выше - недалеко от плотины.
Спустя некоторое время, патрульные стали пропускать машины, одну из них удалось остановить. Попутчики не стали называть своих имен, сказали только, что сопровождают телевизионщиков из Астаны, и им самим было интересно увидеть произошедшее своими глазами.
Мы ехали по центральной улице Верхней каменки. В местах, где вода не могла уйти в арык, она затопила дворы. Вдоль дороги мужчины пытались защитить свои дома от вновь приходящей воды: выкладывали мешки с песком, сооружали перекрытия из досок, чистили арыки. В тот момент сама улица представляла собой один большой арык – грязная земля вперемежку с грунтом стекала вниз бурными потоками.
Большего всего пострадали дома, построенные в опасной близости к реке.
Жительница села Чапаева Айнура рассказала, что ей о паводке сообщила соседка:
— В 2:43 вода уже начала поступать. Мне соседка позвонила, говорит: «Выходи, тонем. Детей буди». Я не поняла сначала. Мы только на машине собирались выехать, уже все, камни пошли. Уехать не успели, на крышу залезли. Сидели там ждали. Воды было много, вот видите, – показывает Айнура, — это нечто. Предупреждений не было. Сотрудников ЧС мы увидели уже когда рассветало. Тогда появились первые машины, чтобы людей эвакуировать. Вообще, сказали, что сегодня в Чапаево желательно не ночевать, не оставаться. Угроза еще есть, – сказала женщина.
Сейчас Айнура ждет, когда она сможет попасть домой и уехать на машине из села, чтобы присоединиться к своей семье и детям. К счастью, до их дома вода не дошла. Частично затопленной оказалась только баня.
А вот другой жительнице Чапаево повезло меньше. Женщина не захотела называть своего имени, но рассказала о том, что случилось этой ночью:
— Ночью, где-то в 2:40 я проснулась от шума камней, они какой-то гул создали. Вышла на улицу, хотела посмотреть, что происходит. Подошла к речке, рядом с местом, где мы живем, застрял большой камень. Поперек встал. Вода фонтаном лилась по дороге. Я успела забежать домой, схватить документы и переодеться. Когда я стала выходить, вода была уже выше колена во дворе. У нас дом самый первый, с двух сторон дорога. Мы вышли на другую сторону, там повыше. Люди проезжать стали, я останавливала машины и просила, чтобы позвонили в 112. Все звонят, никто не берет трубку. Так мы простояли где-то полчаса. Видимо, друзья моего сына ему позвонили, и он приехал за нами, увез. Это было полчетвертого. Мы поехали к нему домой и утром приехали. Дома у нас уже не было. Все, что у нас в доме было, смыло водой, стены разрушены. Не знаю, что теперь делать.
Их дом разрушен, и они не могут попасть в него. Сейчас ее муж и сын находятся там, и пытаются разобрать завалы:
— Сказали, что сборы в школе. Вот и пришла сюда, хоть помощь какую-нибудь попросить, не знаю что делать. Сын с мужем остались там, дома.
Пока мы разговаривали, к нам подошла девушка. Вчера утром она уехала в Узынагаш, а сегодня из новостей узнала о происходящем в Наурызбайском районе. Сейчас она пытается попасть домой, но не может, так как небольшой мост разрушен.
Некоторые жители не могут выехать из своих домов, потому что улицы парализованы камнями, либо разрушены.
Около 9 часов в поселок стала съезжаться спецтехника, рабочие, дополнительные силы ДЧС и полиции, чтобы начать разбор завалов.
Многие жители вернулись в свои дома после ночной эвакуации. Кто-то напуган, кто-то нет, объясняя это тем, что если бы опасность была, машинам не дали бы беспрепятственно проезжать вверх.
Таусамалы (Верхняя каменка)
Где-то по Жандосова дальше Яссауи в сторону города образовалась длинная пробка, а я пыталась поймать попутку до поселка Чапаево. Остановился водитель светлой старенькой машины: «Туда не поеду, садись, в Каменку отвезу бесплатно».
Мужчину средних лет зовут Жура, тут живет его брат, он отправился искать его. А меня оставил поговорить с местными жителями. Первой мне на встречу вышла пенсионерка, представившаяся только по фамилии - Ахметжанова. В Каменке она живет уже 40 лет. «Огород снесло, как и туалет, и летнюю кухню», - рассказывает бабушка.
«Это все случилось без пяти три. Такой гром страшный был, на деревья смотрю, не колышутся, окно открываю, вода шумит. Я не знаю, куда мне идти и у кого помощи просить. Там по колено грязи, не ходи», - предупреждает бабушка.
Ее сын приехал за ней примерно в 3:30 и увез, вернулись недавно. В резиновых сапогах, любезно предоставленных бабушкой, мы с ее сыном идем за дом.
На месте стула был туалет. Сейчас на месте огорода и хозпостроек – только вязкая грязь. Передвигаемся аккуратно по дощечкам, железным заборам, которые должны отделять дом от дороги, но их просто снесло.
«В 2:58 я подъехал к дороге, ее уже перекрыло, вода хлестала. Одна машина рискнула, ее смыло. Забрал маму, вернулись к рассвету. Когда я к ней приехал, мама сказала, что уже тише наплыв стал. Дома все целые, заборы снесло и все, что на улице было. Дядька показывал, как в Чапаева даже машины сносило, основная проблема у них. У нас арык разлился», - рассказывает парень.
«Вышла на крыльцо, вода текла со страшной силой. У меня руки, ноги затряслись. Я калитку не могла открыть, он кое-как растолкал, поохали и уехали. Я жила этим огородом. Пенсия – 32 тысячи. А теперь все накрылось, мне уже 80 лет. Такие дела, моя золотая, бабка осталась у разбитого корыта», - говорит пенсионерка.
«Это случилось, потому что на русле речки понастроили дома, - рассказывает она, - Раньше в ров все уходило. Какой дурак разрешил тут дома ставить? Ну, тебя соседка ждет, иди».
У входа в соседский дом меня встретил худой трясущийся пес. «Девушка, вы, пожалуйста, снимите тот дом – причина всех наших бед. У нас там арык был, вся вода текла. Теперь дома и толстые бетонные заборы, которые и оттолкнули воду к нам, - возмущена Ольга Николаевна, - мы уже 20 лет тут живем, и ничего подобного не было. Мне 58, пенсионерка. Этот дом начали строить 2 года назад».
Ольга Николаевна живет вместе с дочкой. В половине третьего она проснулась от грохота. «Когда мы вышли, тут уже все было по колено. В половину четвертого приехала полиция, и мы собрали документы, выскочили. Нас вывезли на улицу Жантурина, где живет моя сноха, потом и на их улице началась эвакуация. Я не представляю, как все это убирать. На огороде можно крест поставить, а это ведь 18 лет моего труда. В подвал через отдушины вода попала, сантиметров 10 залило, - рассказывает женщина, - Я без слез смотреть не могу, мы 200 тысяч заплатили за асфальтную дорогу».
Туалет Ольги Николаевны тоже снесло.
Пенсионерка и сын пригласили меня выпить кофе, пока я ждала возвращения жильцов первого дома, брата Журы. На кухне по телевизору мелькает сообщение: «Внимание Алматы». К нам присоединилась соседка, Ольга. Она живет тремя домами ниже. Вместе с мужем и тремя детьми они эвакуировались, как и все, но до этого им нужно было спасти своего щенка. Парень ее дочки оказался по пояс в воде, чтобы вытащить пса.
Родного брата Журы зовут Жаудат, со своей семьей они на этой улице живут 10 лет, в этот дом переехали 3 года назад. Через забор вода прорвалась во двор, бетонный забор соседа упал на времянку. «Мать звонила, прощалась, - рассказывает сын Руслан, - я приехал забрать маму и бабушку. Когда я приехал, бабушка по пояс упала, хотя казалось, что вроде ровная эта грязь, мы ее еле вытащили».
Ущерб от селя еще предстоит оценить, городские власти уже сообщили, что помогут всем пострадавшим. Но чтобы определить их точное количество, нужно, чтобы ушла вода. Точных прогнозов по этому поводу пока никто не дает, но и в акимате Алматы и в службах по ЧС отмечают, что повторного селевого выброса не будет.