• 5216
Справедливое правосудие – основа реализации потенциала Конституции

Конституции Казахстана, принятой в 1995 году на всенародном референдуме, в этом году исполняется 20 лет.

В интервью журналу «Право и государство» в 2011 году председатель Конституционного совета Игорь Рогов говорил о Конституции «юридической» - о принятом документе, и «фактической» - о практике ее применения в реальной жизни. Одним из главных критериев правовой зрелости и актуальности принятой Конституции председатель Конституционного совета республики называл максимальное их сближение. По его мнению, правоприменительная практика должна максимально соответствовать положениям Конституции.

Учитывая это, стоить оценить, насколько «фактическая» Конституция за эти годы приблизилась к «юридической». Актуальность это вопроса возросла после предложенных президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым 5 институциональных реформ, одной из которых обозначено обеспечение верховенства закона. И в Плане нации «100 конкретных шагов по реализации 5 институциональных реформ» этому посвящены 19 шагов.

В отличие от государств, которые традиционно принято именовать «классическими демократиями», Конституция независимого Казахстана не может похвастать вековой историей.

Конституцию 1993 года историки называют Конституцией переходного периода. Она не соответствовала ни требованиям времени, ни принципам построения новой модели государства. Тогда ученые, историки и юристы во главе с Нурсултаном Назарбаевым начали работу над новым Основным законом страны. Принятию Конституции предшествовало широкое обсуждение разработанного под руководством президента проекта. Состоялось более 33 тысяч коллективных обсуждений, в которых приняли участие более 3-х миллионов граждан республики. Было внесено более 30 тысяч замечаний и предложений, в 55 статьях появилось 1100 поправок и дополнений. 30 августа 1995 года на республиканском референдуме по инициативе первого президента Казахстана был принят новый Основной закон, закрепивший основные принципы нашей государственности, создавший правовой фундамент для системных социально-экономических и политических реформ.

С принятием новой модели государства в стране появился институт президентства, двухпалатный парламент, правительство, орган конституционного контроля — Конституционный совет.

В действующую Конституцию с момента принятия изменения и дополнения вносились три раза: в 1998, 2007 и 2011 годах.

В 1998 году в 19 статей основного закона были внесены изменения и дополнения, касавшиеся сроков и полномочий президента, депутатов сената и мажилиса, снятия верхнего возрастного предела для государственного служащего. Также поправками 1998 года было предусмотрено избрание 10 депутатов мажилиса на основе партийных списков по системе пропорционального представительства.

В 2007 году в Конституцию были внесены более существенные поправки. Вкратце они заключались в следующем: переход к пропорциональной избирательной системе; укрепление статуса парламента за счёт введения нормы об утверждении премьер-министра парламентским большинством и процедуры консультаций президента с партийными фракциями при назначении главы правительства. В результате внесенных поправок Ассамблея народа Казахстана приобрела конституционный статус и право делегировать своих представителей согласно установленной квоте в мажилис парламента.

В 2011 году в Конституцию были внесены изменения, устанавливавшие конституционные основы назначения и проведения внеочередных выборов президента страны.

После обретения Республикой Казахстан суверенитета развитие демократических процессов в стране было неразрывно связано с реформированием и укреплением судебной системы. Это было обусловлено кардинальными изменениями в социально-политической жизни общества, новыми экономическими отношениями, необходимостью создания качественно новой судебной системы, способной стать надежным гарантом законности и правосудия, защиты конституционных прав и свобод граждан.

Главным завоеванием судебного реформирования в Казахстане стало то, что судебная власть утвердилась как самостоятельная ветвь государственной власти, призванная защитить гражданина, интересы общества и государства.

В основе судебной системы Казахстана лежит принцип независимости судебной власти от законодательной и исполнительной ветвей власти, а также принцип независимости судей.

Эти основополагающие принципы нашли отражение в Конституции страны и закреплены в Конституционном законе «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», Концепции правовой политики Республики Казахстан.

Уже достигнутые результаты – это фундамент для дальнейших реформ, которые диктуются постоянно изменяющимися условиями жизнедеятельности государства. Требуется решение все новых задач в соответствии с современной ситуацией.

Для реализации поручений президента Казахстана, данных на VI съезде судей республики, и одной из пяти институциональных реформ президента, а именно – обеспечения верховенства закона, Верховным судом Казахстана предложен кардинальный пересмотр подходов к общественному статусу судьи, подбору и расстановке кадров. В этом ряду и принципиально новый порядок формирования судебного корпуса - введение конкурсного отбора, который носит публичный, «многоступенчатый» характер, обязательной стажировки кандидатов в судьи, постоянного обучения и повышения квалификации. Еще один шаг в этом направлении – обеспечение публичности и открытости судопроизводства. Это обеспечивается в том числе и аудио – и видеозаписью всех без исключения судебных заседаний.

Реформирование и дальнейшее развитие судебной системы неразрывно связано с развитием правовой системы государства, основой которой является Конституция республики. Справедливое правосудие, надлежащая и единообразная правоприменительная практика обеспечивают сближение «юридической» и «фактической» Конституций, способствуют реализации потенциала действующего Основного закона.

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики