В 2016 году в Казахстане на базе центров обслуживания населения появится государственная корпорация «Правительство для граждан», которая вберет в себя ряд их функций. Является ли это шагом вперед к упрощению процедур получения госуслуг или наоборот шагом назад? Vласть поговорила об этом с вице-министром по инвестициям и развитию Сакеном Сарсеновым, чье ведомство работает над созданием корпорации.
Сакен Сейтжаппарович, скажите, что представляет собой госкорпорация «Правительство для граждан»?
По поручению главы государства, в рамках 100 конкретных шагов, мы проводим работу по созданию госкорпорации «Правительство для граждан». Соответствующий законопроект на днях был одобрен депутатами сената. Идея заключается в том, чтобы объединить на первом этапе четыре РГП, которые оказывают большинство социально значимых услуг в одну госкорпорацию, чтобы граждане могли в одном месте получать все услуги, и все процессы, задействованные при оказании госуслуг в этих РГП, теперь также осуществлялись в одном месте. Это делается для снижения бюрократии, чтобы процесс оказания услуг стал более прозрачным, а сроки сократились. Если сейчас в ЦОНах оказывается порядка 212 услуг, то с созданием госкорпорации будет оказываться 522 услуги.
Об объединении каких структур идет речь?
Это такие организации, как «Научно-производственный центр земельного кадастра», «Центр по недвижимости», «Государственный центр по выплате пенсий» и центры обслуживания населения. Так как стандарты оказания услуг в центрах обслуживания населения (ЦОН) в достаточно высокой степени удовлетворяют требования граждан, было решено, что госкорпорация будет создана на базе ЦОНов.
Учитывая, что несколько структур объединят в одну корпорацию, не повлечет ли это за собой увольнения? Сколько человек будет задействовано в деятельности госкорпорации?
Люди будут продолжать работать. Я уже отметил, что количество оказываемых услуг значительно увеличится, естественно, что нагрузка на сотрудников также возрастет. Поэтому никаких сокращений среди производственного персонала не будет. Об этом я говорил и раньше. Да, скорее всего, будет оптимизация среди административного персонала, но, я думаю, что этим сотрудникам предложат поработать в производственном секторе. По всему Казахстану будет работать порядка 20 тысяч человек.
Государство на протяжении уже долгого периода постоянно предпринимает попытки сделать госуслуги более доступными для казахстанцев. Так, уже не первый год работают ЦОНы и портал электронного правительства, е-лицензирование и прочее. Чем вызвана необходимость создания «правительства для граждан», если уже есть аналоги, по деятельности которых есть нарекания. Не считаете ли вы, что было бы эффективнее улучшить работу уже действующих структур?
ЦОНы - это очень нужный механизм, очень нужный институт. Я думаю, на определенном этапе они свою функцию выполнили. Сегодня они оказывают услуги только фронт-офиса, т.е. принимают заявки на оказание услуг и выдают уже готовые документы, а после создания корпорации, ее специалисты смогут еще и выполнять их обработку. Мы изучали международный опыт - канадский и австралийский - и он говорит о том, что необходимо двигаться в сторону госкорпорации и реально уже создавать именно одно окно. Потому что сегодня ЦОНы оказывают 212 услуг, а у нас в реестре их 709, и для получения остальных услуг гражданам необходимо идти в акиматы, ГЦВП, ГосНПЦЗем, но скоро они будут приходить только в госкорпорацию.
Как «правительство для граждан» улучшит жизнь казахстанцев в части изменения порядка и качества оказания госуслуг?
Казахстан уже достиг определенных успехов в оказании услуг гражданам. Это видно и внутри страны, и международные эксперты очень высоко это оценивают. Рейтинг ООН говорит, что по индексу электронного правительства Казахстан находится на 28-м месте, и это очень хороший показатель. Создание госкорпорации – это следующий этап развития государственных услуг. Станет намного прозрачнее процесс предоставления земельных участков, строительства, ввода в эксплуатацию построенного жилья. Мы делали анализ: в некоторых случаях от оформления участка до завершения строительства и ввода в эксплуатацию, некоторым нашим гражданам требуется от 3 до 5 лет. Это очень большая цифра. Я думаю, что с введением закона «О государственных услугах» и запуском госкорпорации сроки намного снизятся, бизнес-процессы станут намного прозрачнее, потому что гражданину не надо будет ходить по акиматам, монополистам. Ему будет достаточно пойти в госкорпорацию, сдать документы, а дальше уже госкорпорация сама будет разговаривать с местными исполнительными органами, с монополистами. В стандартах будут прописаны конкретные сроки оказания государственных услуг. Если кто-то будет нарушать сроки, то это будет фиксироваться в информационной системе, информация будет поступать в правительство и администрацию президента. Я могу привести в пример опыт ЦОНов. Когда мы ввели информационную систему центров обслуживания населения, которая мониторит качество и сроки оказания государственных услуг, то никто из госорганов всерьез это не воспринял. Сроки нарушались везде и всюду. Были месяцы, когда сроки нарушались десятками тысяч на 1-2 дня, госслужащим это казалось не столь важным. Но когда мы начали систематизировать и принимать дисциплинарные меры к отдельным госслужащим, информировали их руководство, администрацию президента, то количество просрочек сократилось до нескольких случаев, но и то, по объективным причинам.
В каждой структуре сегодня есть свои штаты и свое финансирование. Корпорация по сути станет этакой надстройкой над ними - со своим аппаратом, требующим содержания, а значит и расходования бюджетных средств. Разумно ли сейчас, в условиях весьма ограниченных бюджетных возможностей создавать такую структуру?
Никакие дополнительные средства из бюджета выделяться не будут. Будут использованы те же деньги, что сейчас используются на содержание этих РГП. Просто бюджет будет консолидирован в одну организацию. Если говорить о сумме, то это порядка 47 млрд. тенге, это те деньги, которые выделялись четырем организациям, они и будут использоваться. Все эти организации начнут работать по стандарту ЦОНов. Если, например, раньше в государственном центре по выплате пенсий прием документов выполнялся до обеда, а выдача после обеда, то сейчас они будут работать с 9 до 20 часов, и выдача и прием документов будут осуществляться в течение этого времени.
Не получится ли так, что, собрав в единой структуре весь спектр госуслуг, мы создадим некую монополию на рынке, и качество наоборот ухудшится? Предусмотрели ли вы какие-то механизмы против проявления коррупции?
Что касается того, что госкорпорация станет монополистом в оказании государственных услуг, то мне кажется, что в результате наоборот легче будет найти виновного. Потому что когда ты начинаешь ходить по разным инстанциям, они начинают, скажем так, играть в футбол, а здесь есть конкретная госкорпорация, с которой можно спросить в случае чего. К тому же, с созданием госкорпорации, будет продолжаться автоматизация услуг, которая как раз-таки и ведет к прозрачности всех процессов. Невозможно будет скрыть какие-то вопросы, заволокитить их, это все будет видно получателю услуги.
Здесь же решается и вопрос с устранением коррупции, поскольку никакого контакта между чиновником и гражданином не будет. Будет всего два окна - электронное правительство и госкорпорация. Больше гражданин никуда ходить не будет. Все услуги он будет получать через госкорпорацию, а так как все эти процессы у нас максимально автоматизированы - электронная очередь, безбарьерное обслуживание, все фиксируется в информационной системе, мы все это мониторим и видим через видеокамеры. У нас есть ситуационный центр, где мы видим сколько времени человек простоял в очереди, как его обслужили. По стандарту у нас положено в очереди стоять не более 25 минут, если мы видим, что это время превышается, стараемся решить проблему. Мы будем стремиться к тому, чтобы все процессы были максимально прозрачными и будем стараться избегать фактов коррупции.
Не произойдет ли так, что госкорпорация поглотит электронное правительство? Или так и задумано?
Я думаю, что одно есть продолжение другого. Со временем все будет переводиться в электронный формат, это я говорю о 5-6-летней перспективе. Все будет в электронном формате, и скорее всего в самой госкорпорации сотрудники не будут принимать документы, они будут помогать людям, учить их получать услуги через компьютер. Госкорпорация со временем станет местом, куда гражданин сможет прийти и сам получить услугу, а, возможно, как принято за рубежом, местом куда люди будут приходить просто пообщаться друг с другом.