Новый Уголовно-процессуальный кодекс действует в Казахстане с
начала текущего года. По словам юристов его можно отнести к числу наиболее
значимых нормативных правовых актов, принятых в рамках реализации Концепции
правовой политики на 2010-2020 годы. О том, как новый Уголовно-процессуальный
кодекс сказывается на повседневной работе судей рассказал председатель суда №2 Есильского
района Астаны Акбулат Курмантаев.
Акбулат Ахметович, почти год действует новый Уголовный процессуальный кодекс, определяющий порядок ведения уголовного судопроизводства в Казахстане. Какие правовые нормы, повышающие эффективность отправления правосудия, Вы можете выделить?
Действительно прошел почти год с момента введения в действие новых Уголовного и Уголовного процессуального кодексов. Много было сломано копьев до их принятия, однако практика показала их востребованность. На сегодня уже наработана определенная судебная практика. Проведена большая подготовительная организационная работа до введения их в действие. Учебно-образовательные мероприятия Верховного Суда и суда г.Астаны позволили судьям обеспечить качественное применение новых норм и рассмотрение уголовных дел.
Кодексами полностью обновилась модель производства по уголовному делу, начиная с начальной стадии путем исключения из нее процедуры доследственной проверки и возбуждения уголовного дела.
Уголовный процессуальный кодекс содержит ряд новелл, которые, в целом, положительно сказываются на эффективности судопроизводства, процессуальной экономии, повышении уровня доверия граждан к суду.
Речь идет о расширении судебного контроля, введении в уголовный процесс фигуры следственного судьи, применении новых форм процесса, в том числе института сделки о признании вины, исключение института возврата судом уголовного дела для дополнительного расследования.
Особо могу выделить рассмотрение уголовного дела в суде в рамках согласительного производства, основанием которого является наличие процессуального соглашения в форме сделки о признании вины. Это соглашение, заключаемое между прокурором и подозреваемым, обвиняемым или подсудимым на любой стадии уголовного процесса или осужденным.
Это – новелла, которая на сегодняшний день очень актуальна. На стадии досудебного производства органы прокуратуры, подозреваемый и потерпевший договариваются об условиях согласительного производства в части меры наказания, возмещения ущерба. Этот договор в виде соглашения приходит в суд. Судья проверяет, соответствует ли процессуальное соглашение требованиям закона и указаны ли в нем последствия его заключения.
В противном случае, дело возвращается прокурору. Например, я помню несколько случаев возвращения дела, когда в представленном суду соглашении не конкретизирована сумма ущерба, которую должен возместить каждый из подсудимых, не определен порядок возмещения ущерба.
Отличительная особенность процессуального соглашения - это сокращенный порядок судебного разбирательства - десять суток.
Если подсудимый признал вину, а потерпевший согласен с мерой наказания, то в согласительном производстве судом дело рассматривается в кратчайшие сроки. За одно, два судебных заседания можно завершить дело с вынесением приговора, в том числе и за убийство.
Судом №2 Есильского района Астаны за 9 месяцев этого года в согласительном производстве рассмотрено 30 уголовных дел.
С учетом многих положительных аспектов думаю, что рассмотрение уголовных дел в согласительном производстве прочно войдет в судебную практику, наряду с другими формами судебного разбирательства. Например, в США почти 90% всех уголовных дел рассматривается в согласительном производстве, в Эстонии – порядка 70%.
Уголовным кодексом изменены подходы при назначении наказания. В целом он направлен на снижение репрессивности уголовного законодательства. Можно подробнее об этих мерах на пратике?
Новый Уголовный кодекс предусматривает более широкое применение мер, альтернативных лишению свободы, расширение оснований освобождения от уголовной ответственности. Он направлен на декриминализацию и гуманизацию уголовной политики государства в целом.
Главное новшество - введение двухзвенной системы уголовно-наказуемых деяний. Это преступление и уголовный проступок. Последний также называется «уголовным правонарушением».
Общественная опасность присуща как преступлениям, так и проступкам. Уголовные проступки – это правонарушения, которые представляют большую общественную опасность, чем административные правонарушения, но меньшую, чем преступления.
Поэтому за совершение уголовных проступков предусмотрены наказания, которые являются более репрессивными по сравнению с административными, но менее жесткими по сравнению с уголовными.
За проступки предусмотрено 4 вида основных наказаний: штраф, исправительные работы, привлечение к общественным работам и арест. При этом, общественные работы и арест назначаются только за совершение проступка.
За преступления предусмотрено 5 видов основных наказаний: штраф, исправительные работы, ограничение свободы, лишение свободы и смертная казнь.
Таким образом, за проступки не назначаются ограничение свободы, лишение свободы и смертная казнь.
Кроме того, некоторые виды наказаний назначаются как за проступки, так и за преступления. К ним относятся штраф и исправительные работы.
Таким образом, виды наказаний, предусмотренные за уголовные правонарушения, являются одним из основных критериев разграничения проступка от преступления.
Деяния, за совершение которых законодателем назначаются ограничение свободы, лишение свободы или смертная казнь, относятся к уголовным преступлениям.
Каковы итоги работы института следственного судьи?
Сегодня большинство следственных действий, затрагивающих конституционные права и свободы человека, проводятся только с санкции суда. Эту функцию в суде выполняет следственный судья. Следственный судья назначается председателем суда из числа судей этого суда. Одновременно он может рассматривать другие уголовные дела. При необходимости замены следственного судьи он может быть переназначен.
К его полномочиям относится санкционирование содержания под стражей, домашнего ареста, временного отстранения от должности, запрета на приближение, экстрадиционного ареста, продления сроков содержания под стражей, домашнего ареста, экстрадиционного ареста, применения залога, наложения ареста на имущество и другие. Кроме того, следственный судья рассматривает жалобы на действия и решения дознавателя, органа дознания, следователя и прокурора. Это раньше была - статья 109 УПК, сейчас 106.
Важная новая функция следственного судьи – это депонирование в ходе досудебного производства показаний потерпевшего и свидетеля. Что такое «депонирование»? К примеру, человек стал свидетелем преступления или потерпевшим, но ему необходимо срочно уехать и он не сможет прийти на процесс, скажем, гражданин другой страны. Приводят это лицо к судье, а следователь или прокурор допрашивают его и составляют протокол. Потом этот протокол как процессуальный документ прикладывается к уголовному делу. На процессе оглашается, самого свидетеля не вызывают. Эта новелла очень удобная и правильная. За прошедшие месяцы этого года следственным судьей обеспечено депонирование показаний 8 свидетелей.
С этих позиций расширение судебного контроля за деятельностью на досудебной стадии способствует значительному повышению эффективности механизма защиты прав лиц, вовлеченных в орбиту уголовного преследования.
Сколько судей работают в суде №2 Есильского района? Какие дела поступают в районный суд, каково их количество?
На сегодня действует пятисоставный суд. Фактически правосудие осуществляют трое судей вместе с председателем: одна судья в отпуске по уходу за ребенком и одна незаполненная вакансия, которая открылась в этом году. При этом один из судей выполняет функции следственного судьи.
Поступают разные категории уголовных дел. В основном, это преступления против собственности- грабежи и кражи. Есть преступления против личности. За 10 месяцев этого года всего поступило порядка 400 дел. Рассмотрено 362 дела. Из них с вынесением приговора в отношении 250 лиц. Отрадно, что много дел по преступлениям небольшой и средней тяжести завершается заключением медиативного соглашения. Это, в основном, кражи на незначительные суммы. Судья всегда разъясняет по таким делам эффективность медиации и заключения с участием медиатора медиативного соглашения. Нашим судом окончено свыше 30 уголовных дел в таком порядке.
Как вы относитесь к онлайн-услугам в суде по обработке судебных документов? Насколько эффективна функция «Судебного кабинета» на интернет-ресурсах судов?
Применение информационных технологий в судопроизводстве – это веление времени. Оно способствует наиболее полной реализации процессуальных прав участниками судебных процессов. Кроме того, электронное правосудие позволяет сократить сроки рассмотрения судебных дел, расширить доступность правосудия, сократить расходы, сэкономить время.
Например, сейчас мы практически не выписываем судебные повестки в бумажном виде, а уведомляем стороны посредством СМС-сообщений. Нашим судом направлено участникам процесса 1641 таких СМС-сообщений. В суд поступило порядка 10 электронных обращений, из которых 2 – это апелляционные жалобы.
Особо могу отметить работу электронного «Судебного кабинета» на интернет-ресурсе. «Судебный кабинет» - это единая основа доступа к онлайн-услугам судебных органов, который предоставляет возможность пользователю, не выходя из дома или офиса, в любое время суток подать исковое заявление в суд, жалобу, отзыв на жалобу или встречный иск. Также можно подать замечания на протокол судебного заседания, заявление на выдачу копий судебных документов, исполнительных листов, об отмене судебного приказа. Не выходя из дома, можно оплатить государственную пошлину, подать апелляционную, кассационную жалобу, а также ходатайство о пересмотре дела в порядке надзора с гарантией доставки обращения и отслеживанием хода движения своей жалобы в дальнейшем. Это очень удобно, так как большинство населения уже активно пользуется интернетом. В силу специфики уголовного судопроизводства, все названные электронные услуги, в основном, применяются в рамках гражданского судопроизводства.
Другой технический прогресс – это аудио-видеофиксация судебного процесса. Все судебные залы в суде оснащены этими системами. За 9 месяцев этого года рассмотрено с применением данной системы 100% уголовных дел. Это не только способствует повышению качества судебного протокола, уменьшению жалоб, но и дисциплинирует участников процесса, поскольку в любое время можно просмотреть видеозапись процесса.
В дальнейшем, есть возможность развивать дистанционное отправление правосудия путем оснащения судов системами видеоконференцсвязи на примере и опыте зарубежных стран. Не конвоируя подсудимого в суд, ему будет позволено давать показания посредством видеоконференции прямо из мест содержания. Эти вопросы также прорабатываются.
Много ли рассматривается в суде резонансных дел, коррупционных? Какие меры наказания принимаются в отношении «коррупционеров»?
Резонансных дел немного, но они рассматриваются. Сейчас находится в производстве одно коррупционное дело.
Я понимаю, о чем вы хотите спросить. Насколько оправданы штрафы на большие суммы в качестве альтернативы лишению свободы?
Санкция закона, в том числе за коррупционные преступления, сейчас в качестве альтернативной лишению свободы предусматривает штраф, о чем вы уже не раз слышали. Я имею ввиду, в том числе и нашумевшее дело Оспанова – бывшего главы антимонопольного ведомства, который на сегодня уже в качестве наказания полностью выплатил более чем миллиардную сумму штрафа. Суд имел информацию о наличии средств у родственников, супруги, дочери, наличие у них бизнеса, активов. Поэтому с учетом этих и других обстоятельств, личности подсудимого судом принято решение о назначении наказания в виде кратного штрафа.
В Есильском суде №2 рассмотрено несколько дел. В апреле этого года вынесен приговор – штраф на сумму 60 млн. тенге. По другому делу – штраф 11 млн. 180 тыс. тенге. По третьему делу о коррупционном преступлении – штраф 11 млн. 112 тыс. тенге. Все штрафы на сегодня полностью оплачены. Недавно еще один подсудимый приговорен к штрафу в 4 млн. 600 тыс. тенге. Частично оплатил. Обращался к нам с заявлением об отсрочке исполнения приговора. Суд ему отказал.
Но в каждом случае нужен индивидуальный подход, учитываются все обстоятельства. Допустим, мошенничество. В моей практике был случай. Подсудимая обещала потерпевшим возместить ущерб, шла на примирение. Потом совершала новое преступление, обманывала уже других, за счет этого возмещала ущерб первым обманутым. Так у нее получалось несколько раз. Сейчас ее осудили и она находится в местах лишения свободы.
Сейчас очень эффективной мерой является ограничение свободы. Человека ограничивают в действиях. После 23-х часов он должен находиться дома, определяется пробационный период.
Я уже 28 лет работаю судьей. Раньше была тенденция: если совершил человек кражу, и к тому же признали его алкоголиком, то наказание от 3 до 7 лет лишения свободы без альтернативы. За грабеж, срывали норковые шапки - тоже предусматривалось только лишение свободы от 3 до 7 лет лишения свободы. Позже пошли кражи сотовых телефонов, и поскольку они признавались тяжкими преступлениями, наказанием также было только лишение свободы. Поэтому последние кардинальные изменения, введение и расширение альтернативных видов наказания – это очень правильное и своевременное решение.
Сколько уголовных дел по ДТП со смертельным исходом рассматривалось в Есильском суде №2 с начала года?
Рассматривали. Было у нас несколько дел по ДТП со смертельным исходом. Но опять-таки, если раньше возможно было примирение сторон, сейчас законом это не предусмотрено. Но условная мера наказания осталась. Ситуации бывают разные. Например, два друга дружат семьями 20-30 лет. Поехали вместе на охоту, совершили ДТП, один из друзей погиб. Супруга простила, дети простили. Будет ли лучше, если лишить его свободы? Не лучше ли дав ему возможность путем условного осуждения, помогать семье друга? Это же – жизнь, а преступление по неосторожности.
А есть и другой случай. В результате ДТП, совершенного лицом в нетрезвом состоянии, погиб глава семьи. Родственники не прощают, просят сурового наказания - лишения свободы. Поэтому каждый случай индивидуален.
Как часто на процессах под вашим председательством присутствуют представители прессы? Насколько судье комфортно работать, когда в открытом судебном процессе принимают участие представители СМИ?
Представители СМИ сами выбирают, на какие процессы приходить. В основном, пресса всегда присутствует при рассмотрении резонансных дел, получивших отклики в социальных сетях. Если процесс открытый, в штатном режиме никто не препятствует СМИ вести запись и делать снимки. Сегодня, например, приходили на процесс, который я вел. С согласия подсудимого и потерпевшего сделали снимки, записали начало процесса. Никто не возражал, не возражали и другие участники процесса – прокурор и адвокат. То есть при соблюдении установленных правил и порядка судебного разбирательства такое поведение практически не оказывает особого влияния на ход процесса. Однако, бывают случаи, когда операторы, чтобы поймать хороший ракурс, неоднократно пытаются снять участников процесса, особенно подсудимых с разных сторон, с шумом перемещаясь с аппаратурой по залу. Это создает дискомфорт, мешает нормальному ходу процесса, поскольку собирается доказательная база, каждому слову потом дается оценка. Поэтому председательствующий должен регулировать в каждом случае с учетом мнения сторон. Он может в любой момент приостановить съемку, посчитав достаточным присутствие телеоператора и фотографа на процессе.