Во вторник на пресс-конференции в киношколе «Сталкер» сценарист Елена Лисасина рассказала, что будучи соавтором сценария недавно вышедшего в прокат кинофильма Канагата Мустафина «16 кыз», тем не менее, не была указана в авторских титрах. Лисасина намерена предъявить Мустафину иск, одним из требований которого является перечисление ее авторского гонорара в пользу государства. Она намерена передать эти деньги благотворительному фонду.
Пресс-конференция в Алматы началась с того, что журналистам продемонстрировали кадры с начальными и конечными титрами, там авторами сценария числятся Канагат Мустафин и Жанат Касабеков. Елена Лисасина указана только в «барабане» - финальных бегущих титрах в конце фильма. По словам режиссера Эли Гильман, авторскими титрами считаются начальные титры, представляющие пятерых авторов картины: сценариста, режиссера-постановщика, оператора-постановщика, композитора и художника-постановщика, и после картины также стоят авторские титры отдельным статическим кадром.
«Чаще всего имущественные права мы продаем за гонорар, но неимущественное право сохраняется с автором на всю жизнь и передается по наследству – это право указания в титрах, в начале книги, - говорит Гильман. На премьере картины мы зафиксировали грубейшее нарушение авторских прав, мы были в шоке. На премьеру мы пригласили наших потенциальных заказчиков, но не обнаружили в титрах имя Елены Лисасиной».
Елена окончила ВГИК по программе Болашак, пишет сценарии для фильмов и сериалов, "16 кыз" - ее первая большая картина:
«Ситуация оказалась болезненной, потому что это - мой первый прокатный фильм, - рассказывает Лисасина. – Картина вышла в прокат 3 марта, на следующий день я увидела нарушения и 5 марта обратилась к юристу. Мы написали претензию в Казахфильм и Kanaidar Production, с просьбой объяснить и прекратить правонарушение».
Как рассказала Лисасина, авторский договор был заключен ею и Мустафиным с киностудией Казахфильм, которая выполнила все свои гонорарные обязательства. В акте выполненных работ студии Елена указана как соавтор сценария, упоминаний Жаната Касабекова – нет.
«Когда мы начинали в 2013 году работать над сценарием, там было много вариантов. Я не видела и не знаю Жаната Касабекова. Сценарий мы писали в соавторстве с Канагатом Мустафиным, автор идеи он. Фильм снят по сценарию, конечно, есть переделки и изменения по диалогам. У меня есть документы за 2014 год, когда мне на согласование прислали сценарий с изменениями», - говорит Лисасина.
По мнению Гильман, исправить ситуацию можно было, собрав журналистов и сообщив, что произошло такое недоразумение. Режиссер также отметила, что на афишах картины указано две студии: Казахфильм и Kanaidar production. Последняя принадлежит Айдархану Адильбаеву (продюсеру картины «16 кыз») и Канагату Мустафину.
«Продюсер отправил нас в суд»,- заключила Эля Гильман.
На пресс-конференции также присутствовал юрист и специалист по авторскому праву Темирлан Тулегенов, который сообщил, что продюсер картины «16 кыз» обращался к нему по данному вопросу: «Айдархан звонил мне два раза. Я давно предупреждал, что продюсеры и создатели фильмов должны тесно работать с юристами. Есть 49 статья в законе об авторском праве, один из пунктов это - восстановление имени. И, к сожалению, помимо компенсации суд может вынести определение до вынесения решения об аресте оборудования, возможен арест копий. Еще один тяжелый момент, про который мало кто вспоминает. С 2015 года действует новый уголовный кодекс, согласно которому нарушение авторских прав носит уголовный характер. Я надеюсь, что здравый смысл сыграет, и люди сядут за стол переговоров».
По словам Елены Лисасиной, исковое заявление уже составлено:«Один из вариантов защиты авторского права – это изъятие всего дохода фильма в пользу государства. Я бы хотела действовать именно так. Мы с Элей Гильман тесно сотрудничаем с фондом Аружан Саин и мы бы хотели передать эти средства им, если это законодательно возможно. Мне деньги не нужны, это вопрос принципа», - сказала Лисасина.
Канагат Мустафин в телефонном интервью Vласти заявил о том, что была допущена техническая ошибка, которая уже исправлена.
«Нет понятия заглавные титры, она (Лисасина как сценарист - V) присутствует в конце. То, что она выпала из передних (титров - V) – это техническая ошибка, которая уже устранена и в данный момент копии уже распространяются, в ближайшие 3 дня в кинотеатрах будет исправленная версия. Сегодня - не последний день проката, мне передали, что они говорили на пресс-конференции, много чего неправильного было сказано. Мне передали, что они отказываются от денег. На самом деле есть письмо от них, где они требовали 20 миллионов тенге за моральный ущерб. Но мы сразу вместе с Казахфильмом сказали, что это необоснованная сумма за техническую ошибку».
Письмо в Kanaidar Production, по словам Мустафина, получили 5 марта, как и сказала Елена Лисасина. Тогда, отмечает режиссер, продюсер ленты Айдархан Адильбаев позвонил Лисаниной.
«Елена Лисасина начала изображать другого человека, якобы это сестра Лены, которая сказала, что они будут разговаривать только через юристов. Она изначально не пошла на контакт. Мы объяснили, что готовы встречаться, общаться, - рассказывает Мустафин. - Уже при личной встрече мы сказали, что 20 миллионов из-за одной технической ошибки - это много. Мы не против решить все мирно, мы ведь коллеги. И мы до сих пор ведем переговоры, чтобы решить все мирно, потому что титры исправлены, а в дальних титрах итак она стоит. В письме своем она указала, что вообще не стоит в титрах. Ее прав никто не отменял, как автор сценария она стоит, гонорар полностью получила и решила таким образом еще заработать. С ее стороны это не совсем красиво. Сейчас решили все перевернуть, якобы, деньги им не нужны».
Согласно договору, прокатчиком выступает студия Kanaidar Production. На вопрос Vласти о том, почему исправления в титры были внесены только сейчас, если об ошибке было известно уже 5 марта, Мустафин ответил, что все это время стороны пытались найти компромисс - в виде денежной компенсации и публичных извинений. При этом, режиссер отметил, что в Kanaidar Production готовы обнародовать письмо с требованиями Лисасиной о многомиллионной компенсации.
«Вообще есть 5 соавторов. Версию, которую писала Елена Лисасина в 2013 году, забраковали. С тех пор она была отстранена от проекта. Все менялось, 3-4 сцены (принадлежащие авторству Лисасиной - V) осталось, за что она получила большой хороший гонорар. На предпоказ мы ее звали, она отказывалась по семейным проблемам. Для нас это шок. Когда мы обнаружили ошибку, начали исправлять, это не быстрый процесс - передние титры сделать. Сегодня-завтра в Алматы исправят, в ближайшие 2-3 дня будут копии по всей стране», - подытожил Мустафин.
Как сообщил в интервью Vласти продюсер картины Айдархан Адильбаев, сборы за первый уик-энд составили 45 млн тенге ($131 195 по курсу доллара на 15.03.2015). За второй – подсчеты еще ведутся.