С 31 мая 86 автобусов в Астане будут переведены на электронную систему оплаты проезда «Astra Plat». В четверг инженеры ТОО «Астана LRT», ответственные за реализацию, начнут проверять систему в действии. Чтобы стимулировать пользоваться пластиковыми картами, в компании уже придумали ряд бонусов, которые продлятся до конца августа. Как будет работать новая система и почему она удобнее старой в интервью Vласти рассказал руководитель центра платежных систем ТОО «Астана LRT» Сергей Попов.
- Первый этап электронной системы оплаты за проезд будет запущен через несколько недель. Расскажите, какая проводится подготовка?
- В данный момент идет установка оборудования и прокладка кабелей для всех автобусов - пригородных, экспресс- и городских маршрутов. Помимо системы электронной оплаты, в автобус ставится система диспетчеризации, система информирования, система подсчета пассажиров и система электронной оплаты, которые работают комплексом. Все это сейчас устанавливается. На данный момент к установке готово порядка 480 машин. Часть оборудования уже стоит, часть просто будет «защелкиваться» в последний момент. Почему мы не хотим ставить заранее, до того, как система будет внедрена? Элементарные факты вандализма. Люди могут жвачку прилепить, поцарапать оборудование и так далее, пока оно не подключено, проконтролировать мы ничего не сможем. Но, в целом, работы ведутся, сервера уже установлены, программное обеспечение настроено, локализация сделана – русский, казахский, английский. И 28 апреля начнется FAT-тестирование.
- Это означает, что 28 апреля автобусы начнут курсировать по городу?
- Да, несколько полностью оборудованных автобусов начнут ездить по году. Но пока они будут ездить без пассажиров, с инженерами, которые будут моделировать все возможные ситуации.
- И уже в мае в 480 автобусах будет внедрена электронная оплата?
- Нет, в мае будет запущено только 86 автобусов – это 15 пригородных маршрутов и шесть экспрессов. Здесь важно отметить, что люди смогут расплачиваться наличными у водителя, получая бумажный билет. Все это будет зафиксировано в системе проезда. Тем самым исключается, что деньги пойдут в карман. Как только водитель распечатывает билет, мы это видим, соответственно, он уже должен эти деньги вернуть. Билеты будут бумажные, при условии, что ты оплачиваешь наличными, и будут пластиковые карты. Также на первом этапе мы раздаем льготникам и школьникам бесплатно карты в пользование. Не дарим. На данный момент - 67 тысяч льготников и 88 тысяч школьников. В дальнейшем это встанет на производственные рельсы: стал школьником – получи карточку, перестал быть школьником – покупай обычную, стал льготником – получи карту. Если потерял – приди, восстанови.
- А как эта система временного пользования будет работать? Допустим, в библиотеке ты берешь книгу под залог карты читателя, а здесь?
- Нет, никакого залога нет. Так как мы являемся госкомпанией, мы просто выдаем эту карту в пользование. Единственное условие, что при утере карты они должны будут восстановить ее за свой счет.
- При этом, для школьников будет действовать 50%-ная скидка….
- На первом этапе, и для популяризации использования электронных карт, и для сбора статистики, мы делаем такую промо-акцию, что все школьники, которые получат карты, будут бесплатно ездить до 31 августа на всех автобусах, где установлены валидаторы. То есть, до начала учебного года мы их полностью освободим от оплаты за проезд, но только при наличии данной карты.
- Где они сейчас могут получить эти карточки?
- Пока они находятся на выпуске, и как только они будут готовы, мы просто разнесем их по школам, отдадим ответственным лицам – завучам, учителям, которые уже раздадут школьникам. В прошлом году, как вы помните, мы собирали базу, определяли места, где фотографировались льготники, ездили по школам. И вот все, кто подал документы и сфотографировался, смогут с 31 мая начать пользоваться своими картами. Льготники, соответственно, бесплатно на городских и экспрессах, школьники – до 31 августа бесплатно. После 31 августа – в соответствии с законодательством – со скидкой 50%.
- Вы не отменяете оплату наличными, у водителя будет терминал для выдачи билетов. Говоря же о картах, где их можно будет приобрести?
- В автобусах будут работать наши консультанты, у которых можно будет приобрести карточку, и в дальнейшем уже пополнять ее. Сейчас это на этапе проработки, но при пополнении карты человек будет получать определенные бонусы, чтобы ему было выгодно пользоваться именно электронной системой. Но самый большой профит, который получает пассажир – это возможность пересадки, не оплачивая проезд. На первом этапе мы говорим о том, что человек, приехавший в город, и воспользовавшийся электронной картой, сможет в течение часа совершит одну поездку бесплатно на автобусе, оборудованном такой же системой.
- В той же Турции терминалы для покупки и пополнения карт стоят фактически на каждой остановке. Как будут обстоять дела у нас?
- На первом этапе - на ключевых остановках города, где большой пассажиропоток, а также в крупных торговых центрах будет установлено порядка 30-ти терминалов. По такому же принципу будет установлено 25 касс, а также 10 ticket-офисов – это кассы, где будет возможно выпустить новую карту, а также купить и пополнить ее. Кроме того, мы прорабатываем вопрос с платежными системами, и у нас еще предусмотрен свой собственный веб-портал, который находится на стадии разработки, где можно будет оплачивать банковскими картами.
- Как все эти терминалы будут охраняться? Потому что мы уже столкнулись с теплыми остановками, которые начали грабить и разбивать….
- На самом деле, все защищено от взлома. В рамках проекта мы предусматриваем, что те остановки, где установят терминалы, будут оборудованы системой видеонаблюдения.
- Неоднократно озвучивалась цифра, что около 30-40% оплаты за проезд оседало в карманах водителей. Как с внедрением электронной системы все это будет отслеживаться? Вот, допустим, зашел человек в автобус, но карту не приложил, соответственно, вы же не сможете это проконтролировать?
- Для этого создана служба транспортного контроля. У инспектора есть специальный прибор, он заходит, прикладывает к валидатору свою карту, валидатор отключается и переходит в режим проверки. Соответственно, инспектор может подойти к любому пассажиру и попросить приложить карту или билет к этому прибору или к валидатору и проверить, произвел пассажир оплату или нет. Все это высветится тут же.
- В Алматы, когда ввели систему оплаты «Онай» было очень много жалоб, нареканий и скандалов. Чего-то подобного вы ожидаете в Астане или у нас пройдет все более гладко?
- Стоит отметить, что до внедрения электронной системы мы уже учли несколько моментов. В Алматы самый первый громкий скандал был связан с тем, что сразу отменили оплату наличными. Человек, заходя в автобус и не имея карточки, объявлялся вне закона. У нас этот момент отсутствует. Второе - «Астана LRT» контролирует все пассажирские перевозки города. У нас нет частников, которые ездят сами по себе, коих много в Алматы. И проблема в том, что частников никто не может принудить к установке оборудования, включения их в систему, а тариф на проезд они устанавливают сами. И никто ничего сделать не может. У нас это все отсутствует. Со всеми, кто выходит на линию, заключены контракты, они ездят на маршрутах, утвержденных акиматом. Поэтому внедрение массовое и в рамках закона.
- И все-таки, если говорить более подробно о сроках реализации проекта. Когда он будет полностью внедрен?
- С 31 мая до конца июля – это первый этап, когда люди будут привыкать к электронной оплате за проезд. Затем, до конца августа – второй этап. Почему мы не запускаем сразу? Потому что на примере многих городов и стран, практика показала: если это делать одномоментно, это сильно отторгается обществом. Таким образом, до первого сентября все должно быть реализовано. То есть, у нас плановый выпуск – каждый день порядка 886 автобусов выходит на линии. Плюс учитывается определенный резерв, кто-то сломался и так далее. Так что, система внедряется 31 мая, и полный охват города будет в сентябре. Но, хочу подчеркнуть, даже в сентябре мы не будем отменять наличную оплату.
- Как вы считаете, на сколько сложно будет привыкнуть населению к этой системе?
- Я думаю, что не сложно, учитывая, что делать не нужно абсолютно ничего, карточку не надо даже доставать. Если она, например, в сумочке – приложить к валидатору и все. Транзакция занимает меньше ста миллисекунд, поэтому, думаю, люди очень быстро привыкнут.