О казахстанском шоу-бизнесе на нашем телевидении любят говорить все, помногу и часто. Тема то благодатная – особенно, если учесть, с каким размахом в Казахстане принято организовывать тои. Вот и на прошлой неделе в одной из студий медиацентра собрались желающие в очередной раз посетовать на низкий культурный уровень представителей эстрады. А нам, зрителям, только и оставалось, что плеваться на культурный уровень этих самых спикеров.
Казахстанский зритель, должно быть, порядком подустал от политических и околополитических откровений наших телеведущих. Именно поэтому на минувшей неделе два самых рейтинговых канала - КТК и «Евразия» - решили изучить тему попроще чем, «кто стоит за попыткой государственного переворота в Казахстане». Оба канала предложили зрителям собственный взгляд на отечественный шоу-бизнес и его неоднозначных представителей. На «Евразии» решили, что самым подходящим для этого форматом станет ток-шоу.
Разговор в студии ток-шоу «Родина» начался с обсуждения (и осуждения) «самого народного» из всех казахстанских рэпперов - MC Сайлаубека. Его идеологической противницей выступила скрипачка Жамиля Серкебаева: «Почему сцена сейчас должна играть некую роль тому же образу как Сайлаубек, чтобы он улучшил свою жизнь? Сцена не для этого создана. На сцену люди попадают… сначала они идут в музыкальную школу, потом они заканчивают высшее заведение, а потом где-то со страхом выходят на сцену». Слова заслуженной артистки хоть и вызвали одобрение, в конечном счете, были сведены к выводу о том, что в Казахстане попросту непритязательная публика.
Чуть позже выяснилось, что Серкебаеву факт необразованности современных исполнителей коробит не постольку поскольку, а по вполне конкретной причине. «Когда я выхожу - или какой-то профессиональный артист - на сцену вместе с вот этими людьми, которые не знают, что такое музыка, мы выглядим как белые вороны. И я вам честно хочу сказать, один раз было в моей жизни, меня вычеркнули из такого концерта, потому что я выглядела совершенно не в контексте», - поделилась скрипачка, чье чувство собственного достоинства не смогло снести подобного оскорбления. Ей тут же ответил Сон Паскаль, справедливо напомнив, что у разных исполнителей - разная публика. Но женщина продолжала кричать: «Это большая проблема! Это большая проблема!», вспомнив по ходу и о высоком искусстве, и о государственном телевидении, и о падении культуры…
Падение культуры, к слову, в какой-то момент красноречиво продемонстрировал Денис Кривошеев, который по традиции присутствовал на съемках ток-шоу. На этот раз «общественный деятель» решил положить конец спорам о вкусах весьма своеобразно: «В наших сердцах всему есть место: и Жамиле Серкебаевой, и Айжан Нурмугамбетовой, и Цою, и Rolling Stones. Все под настроение, все зависит от того, что ты выпил. Это вот всегда так: выпил пива, тебе хорошо «Любэ», выпил водки, ты слушаешь Rolling Stones…».
Напротив этой «гоп-компании» сидела продюсер Баян Есентаева, которую, было видно, ведущий Руслан Смыков отчаянно хотел привлечь к беседе. Он то и дело, перебивая орущих артистов, обращался к Баян, чтобы та хоть как-то прокомментировала обсуждаемый вопрос. Есентаева была немногословна и держалась как будто выше всех остальных - скажем прямо, для этого много усилий не требовалось, достаточно было не повышать голос и не перебивать оппонентов. Смыков такого интеллигентного поведения продюсеру не простил и, как только она незаметно покинула съемочную площадку, акцентировал на этом факте внимание всей студии. Более того, он поспешил демонстративно посадить на место Есентаевой в зале девушку, которая ранее сетовала на то, как сложно артистам в Казахстане пробиться на большую сцену. Под аплодисменты присутствующих она уселась на стул Есентаевой, а эго ведущего в этот момент, должно быть, достигло размеров студии.
КТК тему казахстанского шоу-бизнеса раскрыл в своей «Главной редакции». На этот раз Баян Есентаева идеально вписалась в канву 50-минутной программы и вещала очень информативно. На ее счет, пожалуй, можно записать лишь одно высказывание, которое кому-то, безусловно, может показаться весьма спорным. «Мы пели на домбре, у нас была полиритмия, мы тянули ноту столько, сколько мы хотели. Вот что у нас в крови. Вот собственно в чем вся проблема. Проблема в том, что наши авторы коренные не могут согласно своей генетике и природе написать очень веселую музыку», - сказала она, как бы оправдывая отечественных артистов, перепевающих киргизские, молдавские и румынские песни. Вот где настоящий ритм!
И если на «Евразии» неоправданно большое количество эфирного времени посвятили MC Сайлаубеку, КТК сделал ставку на другого певца – Кайрата Нуртаса. И нужно признать, что у корреспондентов КТК зарисовка получилась куда приятнее. Обычный дом культуры в провинции. Нуртас дает концерт в Каскелене. Звезда прибывает на место за час до начала для саундчека. Звук проверен, и камера застает парня в гримерной, где для него накрыт щедрый стол с баурсаками и прочими недиетическими яствами. Разговаривая с журналистом, Нуртас признается, что понятия не имеет, в чем кроется феномен его популярности, и совершенно ничего не имеет против собственных подражателей: «Возможно, они таким образом зарабатывают деньги, содержат семьи. Я не могу же им запретить. Пусть пародируют. Они могут петь мои песни. Здесь главное, чтобы они не забывали, кто они есть на самом деле»
Кроме недюжиной мудрости, молодой человек продемонстрировал чудеса любви к своему зрителю уже на концерте. Зрители, переполнявшие маленький актовый зал в каскеленском ДК, казалось, даже не обращая внимания на то, что Нуртас исполняет песню, уверенно шли к сцене. С цветами. И со всеми членами своей семьи. Ну чтобы сфотографироваться. Певец никому не отказывал и с удовольствием позировал, напевая в микрофон один из своих хитов. В следующий момент он уже приглашал на сцену из зала маленького мальчика, готового исполнить вместе с ним его следующую песню. Для действа юного поклонника обрядили в голубой пиджак Нуртаса, и он без промедления затянул нужные ноты вместе со своим кумиром. Пиджак, к слову, так и остался мальчику на долгую память.
Встретились журналисты «Главной редакции» и с виновниками главной сенсации казахстанского шоу-бизнеса последних месяцев – группой 91 Ninety One. Программа так и началась: с кадров ток-шоу на телеканале «Казахстан», куда пригласили молодых бунтерей. Консервативные гости студии обвинили парней чуть ли не в растлении малолетних, а КТК-шники решили, вероятно, показать, что парни, в общем то, мало чем отличаются от своих законопослушных сверстников. Усилия, надо сказать, действительно не прошли даром. И примечательно, что ток-шоу, на котором настырно «учат Родину любить», не решилось пригласить к себе в студию этих парней. Видимо, и на Родине к любви нужно подходить весьма избирательно.