• 7414
Лейла Айтмуханова, Шеврон: «Бизнес должен стремиться быть хорошим корпоративным гражданином»

Компания «Шеврон» одной из первых стала спонсором проекта Internet4You. Vласть поговорила с Лейлой Айтмухановой, координатором программ социальных инвестиций компании «Шеврон» в Казахстане, о будущем проекта и о том, почему казахстанскому бизнесу стоит больще рассказывать о социальных проектах

Vласть: Компания «Шеврон» стала первой, поддержавшей проект Internet4You, который сейчас реализует MediaNet. Проект направлен на повышение уровня компьютерной грамотности населения в Казахстане. Если учесть, что деятельность «Шеврона» не связана ни с производством компьютерной техники, ни с телекоммуникациями, возникает вопрос, почему компания решила поддержать этот проект?

Айтмуханова: Наряду с развитием нефтегазового сектора в странах, в которых компания ведет свою деятельность, «Шеврон» уделяет большое внимание развитию человеческого потенциала местного населения. Если говорить о Казахстане, где мы работаем уже более 20 лет, у нас есть серьезные программы в области технического образования, здравоохранения, развития предпринимательства и т.д., поскольку мы прекрасно понимаем, что основным богатством, главным ресурсом республики являются ее граждане, на которых ориентирован и проект Internet4You.

Vласть: Наверное, перед запуском проекта или даже перед принятием решения, поддерживать ли проект, вы изучали текущую ситуацию с компьютерной грамотностью в стране?

Айтмуханова: Нам не пришлось делать каких-то крупных комплексных исследований, потому что наш партнер, Международный центр журналистики MediaNet, заблаговременно проделал эту работу. К нам за поддержкой обратились уже с полноценным, хорошо написанным проектным предложением и логически выстроенной программой улучшения ситуации с интернет образованием для населения. И конечно, мы решили поддержать эту программу.

Vласть: Кто, по-вашему, главная целевая аудитория проекта Internet4You в Казахстане?

Айтмуханова: Следуя корпоративным требованиям, мы для себя определили основной категорией, на которую направлена программа, лиц трудоспособного возраста, не сумевших освоить компьютерную грамотность. Причины, по которым люди не владеют компьютером, конечно, могут быть самые разные. Но в настоящий момент для многих из них это создает ограничения в трудоустройстве. Поэтому мы рады, что наш проект явился катализатором улучшения экономического и социального статуса многих его участников. Еще одной важной группой, на которую расчитан проект, являются потенциальные и действующие предприниматели. Мы пытаемся стимулировать самозанятость через развитие предпринимательства. Поэтому один из разделов программы учитывает потребности именно этой группы людей. И у нас действительно большие ожидания от этой части проекта. Кстати, уже есть истории успеха.

Vласть: Тогда вы, должно быть, довольны промежуточными результатами Internet4You? Вообще, расскажите, как «Шеврон» отслеживает реализацию проекта?

Айтмуханова: Я могу точно сказать, что проект развивается в соответствии с нашими ожиданиями. Или, точнее сказать, в соответствии с разработанным планом. Количество обученных по программам растет, расширяется и география Internet4You, что тоже очень важно. Как я уже сказала, есть примеры успеха, которыми мы все гордимся. Ну и самое важное, я считаю, заключается в том, что на практике опробирована модель обучения населени? Состоящая из разных возрастных и социальных групп, которую можно распространять дальше, масштабировать. Она уже доказала свою эффективность.

Vласть: К слову о масштабах. Как вы думаете, достаточно ли Казахстану одного такого проекта Internet4You, чтобы реально улучшить ситуацию с компьютерной грамотностью?

Айтмуханова: Мы не можем сказать, что один проект решит проблему недостатка знаний у людей по всей республике. Но мы знаем, и нам это очень нравится, что наш проект вызвал интерес, как у частных структур, так и у государственных органов. Мы абсолютно не возражаем против передачи ноу-хау, наоборот, будем очень рады, если проект получит продолжение и поддержку от других доноров. Это был бы на самом деле впечатляющий результат, если бы идея обрела большую поддержку и превратилась в постоянно действующий образовательный ресурс.

Vласть: Давайте поговорим в целом о корпоративной социальной ответственности компании, так называемой КСО. На сайте «Шеврона» огромный блок посвящен этому. У вас там и развитие человеческого потенциала, и предотвращение аварий на производстве, и сохранение природного разнообразия, и чистая вода, и повышение благосостояния. Как компания пришла к такому широкому списку ценностей?

Айтмуханова: На самом деле корпоративная социальная ответственность изначально подразумевает широкий спектр компонентов: корпоративную социальную политику в отношении сообщества; корпоративное управление и корпоративную этику; здравоохранение и охрану труда; политику в сфере охраны окружающей среды; управление человеческими ресурсами; взаимодействие с обществом, развитие и инвестирование; корпоративную благотворительность и волонтерство и т.д. Каждая компания выбирает из этих направлений те, которые считает важными для своей деятельности. Мы стремимся быть социально ответственной компанией, быть хорошим корпоративным гражданином, руководствоваться всеми принципами КСО.

Vласть: В развитых странах бизнес уделяет КСО огромное внимание. Наряду с годовым отчетом о финансовом положении и реализованных проектах компании выпускают отдельные отчеты по КСО. Как бы вы оценили ситуацию в Казахстане?

Айтмуханова: Насколько нам известно, все крупные компании Казахстана предоставляют отчеты по КСО в той или иной форме. Например, такие компании, как «Казахтелеком», «Самрук Казына», «Тенгизшевйрол», «Карачаганак Петролеум Оперейтинг» и т.д. Все эти отчеты есть в открытом доступе в интернете. Думаем, что по мере развития КСО в Казахстане, все больше компаний будут предоставлять такие отчеты.

Vласть: То, что вы перечислили, это скорее отдельные примеры. Как правило, это компании госсектора, крупные банки и иностранные компании, работающие в Казахстане. Но складывается ощущение, что казахстанский бизнес поддерживает подобные проекты или выделяет средства на благотворительность скорее хаотично, чем систематично. Как вы считаете, с чем это связано?

Айтмуханова: Судя по заметкам в прессе, очень многие казахстанские компании осуществляют социальные проекты и выделяют средства на благотворительность. Мы не можем определять, насколько систематична их деятельность, т.к. для этого необходимо проводить глубокие исследования и анализ. Думаю, что данный вопрос надо задать самим представителям казахстанского бизнеса.

Vласть: Тогда, возможно проблема в освещении этих действий. В менталитете казахстанцев есть устоявшееся мнение, что о добрых делах не нужно рассказывать. Иначе это выглядит как хвастовство или какой-то пиар. При этом в Европе и США совершенно другое понимание. Стоит ли, по-вашему, рассказывать о КСО и благотворительности?

Айтмуханова: Думаю, что каждый человек и каждая компания сами определяют, нужно ли рассказывать о своих добрых делах и в какой форме. Что касается нашего подхода, то мы всегда освещаем в прессе реализуемые компанией социальные проекты. Мы просто убеждены, что подобная информация может послужить примером для других, натолкнуть их на возможные решения проблем. Также, при Американской торговой палате в течение многих лет работает группа по КСО, на заседаниях которой представители компаний рассказывают о своей деятельности в это сфере, обмениваются мнениями, приводят примеры успешных проектов. По сути, это уже какая-то платформа для реализации совместных социальных проектов, отвечающих нуждам сообщества.

Директор Vласть Offline, редактор спецпроектов Vласти

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики