Республиканский телеканал отчаянно штурмует баррикады зрительского недоверия. В новом телесезоне «Хабар» так яростно добивается любви аудитории, что порой кажется, будто у ведущих уже глаз дергается, когда приходится в очередной раз сомневаться в благородности государственных мужей.
В новом сезоне Хабар решил пойти в народ дальше, чем за все предыдущие годы. Каждый будний день в три часа дня на канале выходят 15-минутные программы «Народный контроль» и «Важно знать», цель которых доказать, что «телевидение - для общества и за граждан». И это даже не самое популистское выражение в описании проекта «Народный контроль»! Истинный восторг испытываешь, когда узнаешь, что контроллеры с «Хабара» собираются вести «борьбу с надменностью, бюрократией, хамством чиновников».
«Телезрители увидят настоящее сражение со злом, разоблачение равнодушия, глупости, злости, высокомерия - всего того, что мешает достойно жить. В программе все вещи будут называться именно своими именами. Будут озвучиваться конкретные фамилии, звания и должности», - а вот на этом месте зрителю-скептику, наверняка, захочется проверить, на тот ли сайт он зашел, того ли самого «Хабара».
В назначенное время перед аудиторией предстает лощенный молодой человек с хорошо поставленным голосом, который сразу же вываливает на зрителя по ту сторону экрана все, что накопилось у корреспондентов «Народного контроля»: «38 дальнобойщиков остались без машины и без денег, пожар оставил без жилья многодетную семью в Кызылорде, столичные дольщики потеряли надежду». Казалось бы, можно расходиться, но нет - впереди ведь посулили показать «настоящее сражение со злом».
Борьба с нечистью развернулась, главным образом, в последнем сюжете упомянутого выпуска, когда речь дошла до дольщиков. Корреспонденты программы решили вернуться к самому первому выпуску «Народного контроля», где уже рассказывали о горе-новоселах. Оказалось, с начала сентября в жизни этих людей никаких изменений не произошло - даже несмотря на то, что застройщик, говоря прямо в микрофон «Хабара», божился сдать объект в сентябре. Не дождавшись внятного ответа от директора строительной компании по телефону, журналисты телеканала вместе с дольщиками отправились к нему в офис, откуда, к их большому счастью, съёмочную группу благополучно выгнали. Ну чем не настоящая журналистика? Чем не разоблачение равнодушного и высокомерного застройщика?!
Стоя у дверей офиса строительной компании, корреспондент канала вещала: «С очередного собрания дольщиков нашу съёмочную группу попросили удалиться. Видимо, мы им мешаем решать главные вопросы. При этом глава строительной компании отказался комментировать, когда же будут сданы объекты, и почему мы помешали».
Но команду «Народного контроля» не остановил ни побег директора компании, ни выключенный в офисе свет, ни закрытая дверь. Ведущий Камиль Галиев тоном вселенского разоблачителя сообщил, что официальный запрос с соответствующими вопросами уже направлен в акимат, на имя самого акима. «К моменту выхода нашей программы чиновники ответа, к сожалению, не подготовили», - вскинув брови, сообщил он. Но и на этом не остановился. «Народных» журналистов понесло в неведомые дали: «И почему замакима Сергей Хорошун, выступая перед журналистами в начале года, не сдержал слово?! Тогда речь шла об аналогичном долгострое, который обещали сдать еще в августе», - Галиев заметно повысил тон своего голоса, и на этой ноте внезапно завершил программу. Кажется, потолок действительно был достигнут.
В проекте «Важно знать» схема другая. Там ведущий риторические вопросы в космос не отправляет, а беседует с чиновником с глазу на глаз. Да и цель, в общем-то, для «Хабара» более привычная - «поднять авторитет государственного аппарата в глаза зрителей через конкретные ситуации». Вот, например, на прошлой неделе ведущий Илья Уразаков интервьюировал у себя в студии старшего помощника Генерального прокурора по особым поручениям Салтанат Турсынбекову. Женщина должна была ответить на самые злободневные вопросы касательно новой госпрограммы «Казахстан без насилия в семье», но содержательного разговора не вышло.
Для затравки Уразаков предложил гостье перед началом посмотреть небольшой сюжет со «статистикой, от которой стынет в жилах кровь», а потом поинтересовался, на основе каких аналитических данных ведомством разрабатывалась программа. «Сегодня говорить о какой-то официальной статистике достаточно сложно», - так вкратце мог бы прозвучать ответ посланницы прокуратуры, которая фактически признала отсутствие какой-либо базы под программой. Ведущий таким ответом будто бы удовлетворился и продолжил, спросив, какие профилактические меры собирается реализовывать правительство для снижения уровня бытового насилия в стране. Турсынбекова долго и пространно говорила о неких законодательных инициативах, а потом резюмировала, что для их разработки необходим пресловутый анализ ситуации, которого, как нам уже известно, пока у надзорного ведомства нет. Беседа закольцевалась.
Уразакову ничего не оставалось, кроме как позволить телезрительнице из Тараза задать свой вопрос представителю Генеральной прокуратуры. Девушка быстро поинтересовалась, как найти контакты кризисных центров в регионах, а гостья беззастенчиво отправила ее… в интернет. Ну и напоследок Турсынбекова ясно дала понять, что психологов и социальных работников в стране недостаточно, поэтому все работники образования и здравоохранения вскоре получат специальные инструкции, благодаря которым якобы научатся «распознавать признаки насилия».
Уразаков - да и зрители - едва ли остались очень довольны 15 минутами беседы. Ведущий, который, вероятно, немного по-другому представлял себе разговор о бытовом насилии (тема то горячая!), в завершении программы не выдержал и сурово заявил: «От себя и всей нашей программы хотелось бы, наверное, добавить одну простую вещь: ни один мужчина не может называться таковым, если он хоть раз в жизни позволил себе поднять руку на женщину или на ребенка. Помните об этом, уважаемые мужчины!».
А телезрителям, похоже, надо помнить о том, что теперь есть разница, в какое время включать «Хабар», ведь иногда он производит совсем иное впечатление, чем то, что от него привыкли получать.