Ровно год назад в Казахстане был принят закон «О доступе к информации», закрепляющий право не только средств массовой информации, но и граждан к данным государственных органов и общественных организаций. Но на сегодняшний день чиновники продолжают либо игнорировать, либо попросту не знают нормы данного документа и игнорируют обращения казахстанцев. Причем, начинается это с банального телефонного звонка, и заканчивается, отсутствием обязательной информации на сайтах госорганов.
Как отметил в четверг в ходе выездного заседания комитета мажилиса по международным делам, обороне и безопасности в министерство информации и коммуникаций глава ведомства Даурен Абаев, с момента принятия закона «О доступе к информации» прошел почти год, поэтому сегодня «важно сверить часы и обозначить промежуточные результаты совместной работы». Например, по его словам, завершена работа по формированию нормативной базы для реализации закона, для активизации норм документа для населения проводится цикл семинаров в регионах Казахстана, участниками которого стали госслужащие, представители органов местного самоуправления, НПО и журналисты. Сегодня состоялись шесть семинаров в Шымкенте, Петропавловске, Караганде, Кокшетау, Алматы и Актау.
«Данную работу мы будем ставить на передний план», - заверил министр.
Кроме того, продолжил Абаев, министерством постоянно проводятся мониторинг интернет-ресурсов центральных и местных госорганов на наличие 52 индикаторов, установленных статьей 16 Закона и даются рекомендации по «приведению в соответствие содержания интернет – ресурса». К слову, последний мониторинг, проведенный в октябре текущего года показал, что «из числа центральных госорганов наиболее полными являются сайты министерств энергетики, юстиции, по инвестициям и развитию, здравоохранению и социальному развитию, а среди местных - ресурсы Восточно-Казахстанской, Южно-Казахстанской и Алматинской областей.
«По сравнению с результатами первого мониторинга, проведенного в апреле текущего года, наблюдается значительное улучшение, но при этом сохраняются недоработки по информации о бюджетных средствах», - при этом отметил глава МИК.
Куда больше проблем в реализации закона «О доступе к информации» заметил один из главный разработчиков документа, депутат мажилиса Маулен Ашимбаев. Он-то и признался, что «сегодня складывается такое ощущение, что в госорганах сегодня не до конца есть понимание ключевых инструментов, механизмов, по которым они должны предоставлять населению информацию».
По его мнению, работу в этом направлении необходимо начать с элементарных, базовых вещей. Точнее, с самого примитивного – телефонного звонка. Перед данным заседанием Ашимбаев поручил сотрудникам аппарата мажилиса прозвонить министерства и ведомства от имени обычных граждан и попросить предоставить информацию, прописанную в законодательстве. И результаты оказались не самыми перспективными.
«В частности, наши работники звонили в министерство информации и коммуникаций, - начал рассказ мажилисмен. - Трубку никто не брал. Я так понимаю, звонили несколько раз на номер, который указан на сайте для предоставления информации, то есть официальный телефон для представления информации, не брали трубку по нему. Такая же ситуация в акимате Астаны. Понятно, что в Астане много дел, но извините меня, это же акимат города Астаны, он должен быть образцовым, там все должно быть четко работать. Официальный телефон акимата тоже не брали. Далее. Министерство образования и науки телефон взяли, но не смогли внятно ничего ответить и не смогли найти ответственного за предоставление ответа на устный запрос. То есть они не знали вообще у кого спрашивать, кто спрашивает и зачем…. Элементарный телефонный звонок и мы видим сегодня, что закон о доступе к информации не работает по тем министерствам, которые мы прозвонили», - подчеркнул он.
Следующий «элементарный» блок – один из основных способов получения информации – это запрос.
«Человек взял письмо, написал министру: прошу предоставить, условно, ваши бюджеты за последние два года. Отправил запрос. По закону мы четко прописали, что ответ должен быть предоставлен в течение 15 дней. Откройте мониторинг, там четко указано по министерствам, сколько дней они просрочили. В этом мониторинге ни одного министерство вовремя не предоставило информацию!», - заявил Ашимбаев.
Другой болезненной темой депутат назвал сайты государственных органов, п которым также имеется много вопросов.
«Мы посмотрели сайт министерства образования и науки. В целом, по министерству, сайт может более менее поддерживается. Но дальше пошли комитеты министерства: науки, по контролю в сфере образования и науки, по охране прав детей – отсутствуют целые блоки информации, которые предусмотрены в законе о доступе к информации. В 16-й статье законе четко прописано, какая информация должна быть на сайте. Четко! И нет такой информации, как персональный блок руководителя, отчета об исполнении государственных отраслевых программ, стенограммы, протоколы открытых заседаний коллегиальных органов, ежегодный отчет о деятельности госоргана по вопросам оказания госуслуг, наличие утвержденных стандартов госуслуг, информации об общей сумме бюджетных средств. Такая же ситуация в других министерствах. В частности, министерство финансов, в комитете госдоходов отсутствует 70% информации, которая предусмотрена в законе о доступе к информации. Министерство национальной экономики – у нас сложилось такое ощущение, что комитет по государственном материальном резерве вообще не знает, что существует такой закон. Это следует из их сайта. Есть вопросы к комитету по защите прав потребителей, по регулированию естественных монополий и защите конкуренции. Есть вопросы к сайту акимата Астаны. На нем также отсутствует очень важная информация, которая предусмотрена законом», - продолжил перечислять недочеты Ашимбаев.
Он тут же признал, что проблемы депутаты видят везде и напомнил: «Нужно иметь ввиду, что закон о доступе к информации имеет сопутствующий закон, и в нем предусмотрена ответственность за не размещение госорганами соответствующей информации на своих сайтах». То есть, должностные лица могут быть оштрафованы или к ним могут быть применены различного вида взыскания.
«Я думаю, что через какое-то время и общественные организации, и НПО, которые участвовали в разработке закона, могут инициировать эти процессы для того, чтобы показать, что эти механизмы работают, что можно и привлечь должностных лиц к ответственности за невыполнение закона. И со временем НПО должны использовать этот механизм», - уверен депутат.
О проблемах в сфере доступа к информации рассказали и общественники. Руководитель программы по совершенствованию правовой сферы по Центральной Азии международного центра некоммерческого права Гульмира Кужекеева рассказала, что одной из первых проблем является слабая осведомленность «как обладателей информации, так и получателей» И, в первую очередь, госорганов и субъектов квазигосударственного сектора. Вторая проблема - это отсутствие контроля за исполнением требования закона. Далее – отсутствие общей методики, правил по информированию населения о деятельности госорганов.
«Несмотря на то, что закон есть, руководства к действию для госорганов нет. И это очень сильно замедляет реализацию данного закона. Мы слышали, что в рамках министерства планировалось разработка подзаконного акта по информированию населения о законе к доступу информации, но, к сожалению, ни текста, ни инструкции не видели. Все подзаконные акты, связанные с законом информации уже разработаны и завершена работа, поэтому хотелось увидеть эти документы. На самом деле, в идеале хотелось бы принять участие в доработке актов», - сказала она.
Затронула Кужеккева и вопросы деятельности комиссии, которая была создана в конце прошлого года, но «так и не начала свою работу».
«Новое министерство решило обновить состав комиссии и включить активных представителей НПО сектора. Мы возлагаем большие ожидания на работу этой комиссии и очень много предложений и рекомендаций НПО уже разработали и отправили в министерство», - тем не менее отметила она положительные тенденции.
В этой связи, руководитель программы рекомендовала министерству информации и коммуникаций разработать и принять на уровне подзаконного акта правила и порядок информирования населения о деятельности госорганов, а также типовые правила организации такой работы для других категорий обладателей информации; обязать или рекомендовать каждого обладателя информации на своем интернет - ресурсе опубликовать закон «О доступе к информации» и опубликовать пошаговую инструкцию для пользователей информации. Кроме того, считает она, необходимо обязать обладателей информации создать на своих интернет - ресурсах реестры принятых этими обладателями нормативных и ненормативных правовых актов с гиперссылкой на портал «Открытые данные». 4. В рамках государственного информационного заказа на 2017 год, считает Кужекеева, необходимо выделить лот на проведение национальной информационной кампании по популяризации данного закона и продвижения портала «Открытое правительство», ежегодно, начиная с 2017 года, «готовить национальный доклад о транспарентности и подотчетности органов госуправления на основании базовых индикаторов, указанных в законе или сделать часть подготовки национального доклада о противодействии коррупции», а также ввести и регулярно обновлять рейтинг госорганов по уровню открытости и прозрачности.