«Мужчинам трудно оценить то, с чем сталкиваются женщины, потому что они находятся в привилегированном положении»

  • Просмотров: 13210
  • Опубликовано:

Айсулу Тойшибекова, Vласть

Фото Жанары Каримовой

Аббревиатура STEM широко известна на Западе – science, technology, engineering and math – наука, технологии, инженерия и математика. Эти сферы человеческих знаний невероятно востребованы в наши дни. Долгое время они были прерогативой мужчин, эти предубеждения подпитывались стереотипами о когнитивных способностях женщин, которые якобы уступают мужским. Для того, чтобы бороться с этими стереотипами и привлекать в STEM как можно больше девочек, в США и Европе зародилось движение Girls in STEM. По приглашению генерального консульства США в Алматы с тренингами приехала Карен Петерсон. Она больше 25 лет работает в сфере образования и сотрудничает с преподавателями в борьбе с бессознательными предубеждениями о женщинах в области STEM и сегодня возглавляет проект «Национальное объединение девочек» (National girls collaborative) в Сиэтле. Vласть поговорила с Карен о том, как работать со стереотипами и почему так важно менять родительские установки.

Карен, вы долгое время работали учителем. Когда вы впервые столкнулись с предубеждением в отношении образования для девочек?

Я была женщиной, работающей в сфере технологий в 80-ых. Однажды я заметила, что многие вопросы и просьбы о помощи поступали к моим коллегам-мужчинам. Я поняла, что многие люди, которым мы предоставляли услуги, не предполагают, что я способна им помочь. Это меня удивляло – почему люди думают, что я не столь компетентна в работе, как мужчины в моей команде? По факту я была в равной степени компетентна, как и мои коллеги-мужчины. Начав работать над степенью магистра, я сфокусировалась на гендерных отношениях в сфере технологий, поскольку столкнулась с этим сама. Однажды я работала с ученицами 6-го класса в компьютерном клубе, я спросила их о том, хотели бы они больше работать с технологиями, изучать их? Так вот, им это было неинтересно. Я собрала этих девочек вместе и предложила помочь демонитровать несколько компьютеров, части которых отправят в Африку, где их будут собирать вместе с другими компонентами компьютеров. Но они не хотели помогать, для них это было скучным занятием. Я объяснила им, зачем это делать и почему это важно; кто те дети, которые будут использовать эти компьютеры. Тогда им стало интересно, они включились в работу. Это лишь маленький пример того, что девочкам нужен контекст, нужно больше информации о том, как используются технологии, как они могут помочь другим. Я получила грант Национального научного фонда, чтобы продолжить исследования и помочь учителям работать с девочками. Мы создали образовательную стратегию, чтобы девочки были более вовлечены в STEM.

Вы говорили, что в самом начале столкнулись с отсутствием интереса у девочек к науке. Как думаете, как изменилось отношение самих девочек к естественным наукам спустя годы? Стало ли меньше стереотипов?

Сейчас однозначно больше осведомленности об этой проблеме, больше людей знают о стратегии образования для девочек. Есть много специалистов, которые используют эту стратегию. С одной стороны мы знаем, как действовать, но мы не действуем, не используем доступные инструменты. Нужно вовлечь в эту практику как можно больше людей. Особенно родителей и членов семей, потому что семьи не всегда понимают влияние, которое они оказывают на своих дочерей и их интерес к науке и технологиям. Мы должна помочь родителям осознать это. 

Сейчас в медиапространстве появляется контент, который борется с предубеждениями. Например, фильм «Скрытые фигуры». Что вы думаете о роли медиа и кинематографа?

О, я люблю этот фильм! Мы показывали его в Соединенных Штатах, обсуждали его с девочками, чтобы вдохновить их. Это позитивный пример того, как медиа могут влиять на людей. Однако в культуре все еще много других посылов, которые ограничивают девочек. Один из примеров, который я использую в своих тренингах – поздравительные открытки. Если вы подумаете купить поздравительную открытку ко дню рождения, то увидите открытки для мальчиков и для девочек. В первых будет написано: стань трансформером, достигни этого, стань пожарным и все в этом духе. В открытках для девочек будет написано: «маленькой принцессе», «маленькому цветку», «ты милая». Это культурные посылы, которые нужно менять. Девочки видят их везде: в рекламе, в магазинах, в игрушках Барби… Нам еще многое предстоит сделать, но такие фильмы как «Скрытые фигуры» и «Чудо-женщина» могут внести свою лепту.

Когда у нас люди говорят о гендерном неравенстве, они в последнюю очередь думают о разнице в зарплатах и "стеклянном потолке". Как складывается сейчас ситуация с гендерным неравенством на Западе? Есть ли у вас цифры? Недавно стало известно, что в Кремниевой долине женщины тоже сталкиваются с гендерном неравенством в зарплатах?

У нас все еще есть драматичный разрыв в зарплатах в STEM-сфере. Когда женщина, особенно в IT-сфере, идет устраиваться в компанию и видит, что в ней мало женщин… Сейчас внимание приковано к Кремниевой долине в связи с новостями из Google, Uber. Я думаю, что все эти истории, растущая осведомленность станут хорошими инструментами для организаций, чтобы больше говорить о том, что нужно девочкам.

Мы не только используем стратегию по привлечению девочек в STEM, но и развиваем ролевые модели: приглашаем женщин-предпринимателей на встречи с девочками. If you see it, You can be it – «Если ты можешь видеть это, ты можешь стать этим». В США – это движение успешных женщин, в рамках которого проводится много встреч и инициатив. Мы поняли, что это очень эффективная стратегия

Бывали ли вы в Центральной Азии и есть ли какие-то цифры о регионе? Дело в том, что в контексте Центральной Азии речь может идти не только о том, что девочка может стать инженером, но и о том, как ей получить доступ к образованию.

Я была только в Туркменистане, и я еду туда после посещения Казахстана. На круглом столе вчера мне рассказали о том, как обстоят дела с девушками в STEM в вашей стране. Многие девушки занимают позиции ниже уровнем, они не занимают ведущих позиций в управлении и топ-менеджменте. Так же обстоят дела и с политикой. Это не просто вопрос компетенции, потому что мужчины и женщины одинаково компетентны в этих сферах, это все об уверенности. Также они рассказали о традиционных ожиданиях, которые могут стать барьером. Например, одна девушка рассказала, что ее семья поставила ей ультиматум – «ты можешь продолжить образование и поступить в магистратуру или заняться работой, но только после того, как выйдешь замуж или родишь ребенка». В США латинская культура поощряет нахождение ребенка в семье, рядом с родителями. Мы работаем с такими семьями, объясняем, что поступление в колледж откроет перед их ребенком огромные возможности. Ведь это замечательно – позволить своей дочери учиться, особенно, когда она получает полную стипендию в хорошем вузе. И это глобальная проблема.

По вашим прогнозам, сколько лет потребуется, чтобы преодолеть гендерный разрыв в экономике, например, в Штатах?

Вау! Я думаю, нужно как минимум два поколения. Думаю, ваши дети увидят большую разницу в гендерных ролях. Инновации помогут достичь баланса, потому что нам действительно нужны мозги – неважно чьи, чтобы решать проблемы. 

Я занимаюсь исследованиями «привилегий белых», я осознаю, что, будучи белой женщиной, не могу понять, каково сталкиваться с проблемами, будучи цветной женщиной              

Здесь вы работали с учителями. Какие наблюдения вы сделали в работе с ними, насколько учителя были готовы применять вашу стратегию?

Я была очень удивлена тем, насколько открыты были учителя. Они открыты к новым идеям, открыты новой информации. Они великолепные профессионалы, видно, что им небезразлична судьба их учениц.

Что каждая из нас – обычные девушки, могут сделать для развития девушек в STEM?

Во-первых, я думаю, нужно становиться ролевой моделью для других девочек. Успешные девушки и женщины могут делиться своим опытом, чтобы вдохновить других. Это не займет много времени. Необязательно быть IT-girl или заниматься наукой. Очень важно работать с родителями, помогать им увидеть перспективы для их детей. Сейчас родители так заняты работой, заботой о семье, у них столько дел, которые занимают все их время.

Сейчас феминизм получил своеобразный толчок вперед: мы видим новости о том, что харрасмент осуждают в Голливуде, чаще видим статьи о феминизме и правах женщин.

Я тоже! (имеет в виду хэштег #metoo, под которым люди делятся историями о домогательствах – V) Это удивительно!

Как думаете, почему именно сейчас?

Я думаю, часто это происходит из-за случая, который дает людям понять – что-то не так. Когда люди узнали про Харви Вайнштейна, люди удивились – уоу! Его история стала катализатором. Я удивилась тому, какой масштаб получила эта история и это хорошо – люди говорят об этом. Я была удивлена, когда увидела в своей ленте истории с хэштегом #MeToo, я видела публикации мужчин, которые задавались вопросом «что мы можем сделать?» Я думаю, мужчинам трудно оценить ту силу, с которой сталкиваются женщины, потому что они привилегированны.