Казахстан за два месяца массовой вакцинации от коронавируса смог привить первой дозой вакцины около 2 миллионов человек. Темпы вакцинации в последние недели устойчиво снижались, а Минздрав традиционно не видел в этом проблемы. Vласть обобщает данные и рассказывает, почему цель правительства завершить кампанию вакцинации в сентябре при сохранении нынешних темпов недостижима.
В начале мая вышло два опроса об отношении казахстанцев к вакцинации с прямо противоположными результатами, которые можно объяснить. Опрос Gallup, проведенный в конце прошлого года, показывал, что только 25% жителей Казахстана готовы были вакцинироваться от коронавируса (это худший показатель в мире), в то же время свежий – майский – опрос бюро Demoscope демонстрировал, что к вакцинации позитивно относится уже 64% казахстанцев.
Отношение действительно могло измениться – на него влияют примеры родных и друзей, которые вакцинируются, растущее число ограничений для невакцинированных и другое. Но пока темпы вакцинации указывают, что казахстанцы вовсе не торопятся ставить прививку от коронавируса.
Данные Минздрава, ежедневно сообщающего о числе вакцинированных за минувшие сутки с 5 апреля, демонстрируют, что за почти два месяца массовой вакцинации было два существенных скачка – в середине и конце апреля и начале мая. Причем в последнем случае не помешали даже начавшиеся майские праздники.
Резкое снижение темпов вакцинации произошло между двумя праздничными датами – Днем казахстанской армии и Днем Победы. Отыграть падение не удалось до сих пор.
Стабильные темпы вакцинации, по официальным данным Минздрава, все время демонстрируют Алматы и Алматинская область – здесь вакцинация шла высокими темпами с самого начала, они затем замедлились, но остаются все равно выше других регионов.
В столице вакцинация идет медленнее, но тоже довольно плавно. В Шымкенте, как и в Туркестанской области, она совершила несколько рывков, когда город и область выходили в лидеры по числу вакцинированных в сутки, а затем показатель шел на спад. Так, в Туркестанской области в первые дни вакцинации прививку ставили всего несколько сотен человек, а потом область стала прививать тысячами и даже десятками тысяч.
Подобные скачки характерны почти для всех регионов и объяснить их можно вакцинацией на крупных предприятиях, куда приезжают мобильные бригады, чтобы ставить прививки, а сама вакцинация фактически перестает быть добровольной.
Хуже всего с вакцинацией обстоят дела в двух западных регионах – Атырауской и Мангистауской областях. Здесь она идет крайне слабыми темпами с самого начала. Мангистауская область сейчас отстает от среднего показателя по республике более чем в два раза.
Минздрав в текущей ситуации серьезной проблемы не видит. На пресс-конференции 21 мая первый вице-министр здравоохранения Марат Шоранов заявил, что темпы вакцинации снизились «из-за майских праздников». Говорил он это спустя 11 дней после завершения этих праздников и игнорируя тот факт, что в начале мая, несмотря на выходные, темпы вакцинации оставались рекордно высокими.
Ведомство фактически не предлагает никаких новых решений решений для выхода из нее, обещая усилить разъяснительную работу.
Перед началом массовой вакцинации два источника Vласти сообщали, что в одной из региональных администраций обсуждали введение мер для мотивации населения вакцинироваться. Одной из таких мер называли скидку на коммунальные услуги. В Алматы на минувших выходных, похоже, решили, что пора действовать и устроили розыгрыш бытовой техники среди вакцинированных в эти дни, анонсировав, что будут и другие акции.
Очевидно, что госорганам действительно пора думать о стимулирующих мерах (как это уже делают во многих странах) и лучшем объяснении населению преимуществ вакцинации. Сохранение ее нынешних темпов сделает достижение коллективного иммунитета задачей абсолютно невыполнимой.
Минздрав заявлял, что целью вакцинации является привить 10 миллионов казахстанцев. За почти два месяца массовой кампании привито только 2 миллиона человек.
К тому моменту первая группа вакцинированных уже, вероятно, будет нуждаться в новой прививке.
Поддержите журналистику, которой доверяют.