11716
4 декабря 2021
Назерке Курмангазинова, фото Алмаса Кайсара

«Китайское правительство лишило меня права видеться с близкими»

300 дней продолжается акция протеста у консульства Китая в Алматы

«Китайское правительство лишило меня права видеться с близкими»

На 300-й день бессрочной акции протеста у консульства Китая в Алматы она собрала десяток участников - почти как всегда. Уже почти десять месяцев они добиваются ответа на вопрос, когда будут освобождены из китайских тюрем и так называемых «лагерей перевоспитания» их близкие. Vласть отправилась поговорить с протестующими, а в итоге наблюдала их задержание.

Участники акции прибыли к консульству в начале двенадцатого, в свое обычное время. Начиная с февраля, они приезжают сюда почти каждый день. За 300 дней протеста их много раз задерживали, штрафовали, а Бойболата Кунболатулы трижды отправляли под арест.

Сегодня в руках у протестующих фотографии их родственников, которые находятся в тюрьмах и лагерях Синьцзяня. У протестующих также небольшие листовки с надписью «сегодня 300 дней» на четырех языках.

Выступать активистам не дают, к ним немедленно подходит представитель акимата Медеуского района и объявляет митинг несанкционированным. При этом протестующие постоянно отправляют уведомления в акимат о проведении митинга.

«Разрешите нам говорить хоть немного. После вашего предупреждения, мы, конечно, уйдем отсюда, – вступает в разговор Гульбаран Омирали, которая с самого начала активно участвует в протестных акциях у консульства, требуя освободить из тюрьмы в Китае своего племянника. – Мы ожидаем от нашего президента Токаева, от министерства иностранных дел, от всего мира, что они нам помогут».

Выступающая следом 65-летняя Халида Акытхан говорит, что третий год не может получить информацию о своих трех сыновьях. В сентябре, когда участники бессрочной акции у консульства в Алматы отправились в столицу, она простудила ноги и была прикована к инвалидной коляске. Потом лечилась и снова отправилась к консульству.

После коротких выступлений полиция начала задерживать активистов и сажать их в машину. Во время этого одной из участниц Гульфие Казыбек стало плохо и вместе с Байболатом Кунболатулы полиция увезла их в пятую городскую больницу. Пять протестующих доставили в полицию.

Спустя несколько часов всех задержанных отпустили.

Последние две недели полиция практически постоянно задерживает собирающихся у консульства. Их держат в районном управлении по несколько часов, иногда берут объяснительные и отпускают. За все время протеста активисты были оштрафованы на сумму около четырех миллионов тенге.

Во время последних задержаний протестующие говорили, что если их снова оштрафуют, то они объявят голодовку, так как ни у кого из них нет постоянной работы, чтобы оплачивать штрафы.

Одна из участниц акции Нурзат Ермекбайкызы говорит, что надеялась, что хотя бы в присутствии журналистов сегодня их задерживать не будут. Она добавляет, что, несмотря на препятствия, все готовы продолжать борьбу за свободу родных.

«Я прихожу к консульству Китая, чтобы получить ответ на вопрос: за что китайское правительство осудило моего брата? В китайском консульстве нам не ответили. Я имею право видеть отца, мать и всех моих близких родственников, которые остались там. Я имею право искать своего брата. Китайское правительство лишило меня права видеться с родственниками. Несмотря на все трудности, я не перестану бороться, пока мой брат не выйдет из тюрьмы. Мы не собираемся на незаконный митинг, мы просто ищем своих родных», – сказала Ермекбайкызы.