Ирина Адамович, Власть. Главное фото Жанары Каримовой
В начале сентября министерство труда и социальной защиты населения Казахстана предложило не давать адресную социальную помощь тем, у кого есть кредиты с ежеквартальным платежом вдвое больше прожиточного минимума на каждого члена семьи и депозиты выше 200 МРП (786,4 тыс. тенге в 2025 году). В министерстве считают такой подход справедливым.
«Власть» разбирает, как менялась адресная социальная помощь в течение более 20 лет и как часто новшества приводили к справедливости.
Основные изменения в механизм АСП
Адресная социальная помощь появилась в Казахстане в 2002 году. Соответствующий закон просуществовал 22 года, и за это время в него вносили изменения более 40 раз, часть из них носила технический характер, но большая часть касалась реформирования механизма АСП с ужесточением требований.
2002 год
Изначально при определении совокупного дохода семьи учитывались, кроме жилищной и адресной социальной помощи, все виды доходов – как от трудовой деятельности, так и от личного подсобного хозяйства: сада, огорода (за исключением дачных участков), разведения скота или птицы. Осенью 2002 года дачные участки перестали быть исключением, а при определении совокупного дохода, также стали учитывать всех членов семьи, которые зарегистрированы по одному адресу и ведут общее хозяйство.
2004 год
При исчислении совокупного дохода семьи не стали учитывать единовременное пособие в связи с рождением ребенка и пособия на погребение.
2007 год
Из числа претендентов на АСП были исключены учащиеся в аспирантуре, а при исчислении совокупного дохода не стали учитывать возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу при ЧС.
2008 год
Список исключений при определении совокупного дохода семьи расширили – не стали учитывать стоимость горячего питания и помощь учащимся из малообеспеченных семей, помощь малообеспеченным гражданам в связи с ростом цен на продукты.
2009 год
Стали учитываться не только все виды доходов от трудовой деятельности, но и все виды пенсий, пособия по случаю потери кормильца, специальные государственные пособия, выплаты из фонда социального страхования, пособия по уходу за ребенком по достижению им одного года, материальное обеспечение детей-инвалидов, воспитывающихся и обучающихся на дому, стипендии, соцпособия по временной нетрудоспособности за счет работодателя, надбавки к соцпособиям и другие регулярные выплаты из бюджета, а также матпомощь на проезд в общественном транспорте и стоимость натуральных видов помощи. Также стали учитывать доходы от предпринимательской деятельности, алименты, доходы от сдачи в аренду, продажи недвижимого имущества и автотранспорта или полученные по наследству (в виде дарения), авторские вознаграждения, доходы от кредитов и различных выигрышей, процентов по депозитам.
В связи с этим претендентов на АСП обязали к заявлению прилагать сведения о своих доходах и о доходах семьи. Также было более четко сформулировано, что АСП не назначается безработным, которые без уважительных причин отказываются от предложений со стороны государства по трудоустройству и обучению или самовольно прекращают такое обучение или увольняются с предоставленной работы. Кроме того, появилось условие: если получатель АСП несвоевременно извещает об обстоятельствах, влияющих на размер помощи, ее пересчитывают с момента наступления таких обстоятельств, а если предоставлены недостоверные сведения, то выплата АСП прекращается.
2011 год
Претендентов на АСП обязали подавать копию документа, подтверждающего свою регистрацию по месту жительства и регистрацию членов семьи. А в список исключений по исчислению совокупного дохода были включены обусловленные денежные пособия, получаемые из общественного фонда «Бота» (был основан в 2008 году советом казахстанских учредителей и правительствами Казахстана, США и Швейцарии и помогал детям, молодежи и матерям получать помощь через программу обусловленных денежных пособий, программу поддержки социальных услуг и программу образовательных грантов; прекратил свое существование в 2014 году).
2012 год
Впервые было введено понятие «социальный контракт» – соглашение между безработными, самозанятыми или малообеспеченными гражданами и центром занятости населения о содействии занятости. В связи с этим АСП не назначали трудоспособным гражданам, которые письменно отказались от мер содействия занятости. В то же время мотивационные выплаты – это стипендии, субсидии на проезд и проживание, субсидируемая государством часть зарплаты – не стали учитывать при определении совокупного дохода семьи.
2015 год
В список претендентов на получение АСП включены оралманы, которые также должны заключать социальный контракт.
2018 год
Первые значительные изменения в законодательстве начали действовать с 2018 года. Были отменены специальные пособия многодетным, которые выплачивались вне зависимости от количества детей в семье. Эти пособия и специальное государственное пособие малообеспеченным семьям вошли в состав АСП «нового формата». При этом был установлен единый критерий для оказания АСП – 50% от величины прожиточного минимума.
Были введены безусловная денежная помощь – ежемесячные выплаты малообеспеченным лицам (семьям), которые не могут устроиться на работу (одинокие пенсионеры, инвалиды первой и второй групп; те, у кого есть заболевания, не позволяющие работать более двух месяцев; малообеспеченные семьи, в которых живут инвалиды или временно нетрудоспособные, или дети до семи лет, дети-инвалиды, престарелые люди); и обусловленная денежная помощь – ежемесячные или единовременные выплаты одиноким малообеспеченным трудоспособным лицам и семьям, где есть трудоспособные члены.
Условием для обусловленной денежной помощи стало обязательное заключение социального контракта на шесть месяцев. При этом выплата должна тратиться исключительно на выполнение обязательств по контракту, развитие личного подсобного хозяйства, организацию индивидуальной предпринимательской деятельности (кроме затрат на погашение предыдущих займов и приобретение жилой недвижимости).
Законодательно было установлено, что, если условия контракта не выполняются или заявитель предоставил недостоверные сведения для назначения АСП, размер обусловленной денежной помощи всем членам семьи старше 18 лет, за исключением учащихся школ, колледжей и вузов, сокращается в течение месяца на 50%. Сначала было прописано, что при повторном выявлении таких нарушений выплата прекращается всем, кроме несовершеннолетних, позднее были внесены поправки, что исключения составляют выплаты несовершеннолетним и одному из членов семьи, осуществляющему уход за ребенком в возрасте до семи лет.
Также был уточнен возраст трудоспособных граждан – с 16 лет до достижения пенсионного возраста – и было более четко сформулировано, кто не может претендовать на АСП (те, чьи доходы выше черты бедности, кто отказался от предложенных государством вакансий или предоставил неверные документы для назначения помощи; исключение – учащиеся до окончания ими учебных заведений, но не более чем до достижения 23 лет).
Был прописан и подробный механизм действий госорганов для рассмотрения заявок и назначения АСП. Так, введено собеседование с заявителями, чтобы определить основания получения помощи, нуждаемость в мерах содействия занятости и социальной адаптации или других мерах господдержки. А в правила назначения АСП добавили, что в совокупном доходе семьи не учитываются благотворительная помощь, единовременные денежные выплаты в связи с усыновлением ребенка, а также оплата поездки граждан на протезирование и бесплатный или льготный проезд на лечение.
2019 год
В 2019 году механизм АСП снова пересмотрели – после трагедии в Астане, когда в пожаре погибли пятеро девочек из одной семьи. Это происшествие тогда обнажило многие проблемы, в том числе несовершенство социальной помощи.
«АСП внедрялась в пилотном режиме. То было не спонтанное решение, а именно апробация шла. Сегодня мы видим и по фактам назначенных пособий обратившихся семей, и по обратившимся в социальных сетях, что данные меры недостаточны и необходимо провести дополнительное совершенствование социальной помощи, социального обслуживания», - говорила занимавшая тогда пост вице-министра труда и социальной защиты населения Светлана Жакупова.
В итоге черта бедности была увеличена с 50% до 70% прожиточного минимума (с 14 849 до 20 789 тенге в 2019 году), а на каждого ребенка из малообеспеченной семьи был установлен фиксированный размер АСП – 20 789 тенге.
Из требований к заявителям исключили, что они должны предоставлять полный пакет документов – достаточно только удостоверения личности. Кроме этого, был продлен срок оказания безусловной денежной помощи с трех до шести месяцев, обусловленной денежной помощи – с шести месяцев до года. И значительно были сокращены сроки рассмотрения заявок на АСП, но право на ее получение нужно было подтверждать ежеквартально.
Вместе с тем в список тех, кому не положена АСП, были включены проживающие в семье, но не являющиеся близкими родственниками.
2020 год
В закон снова был внесен ряд поправок. Их разработчики стремились мотивировать граждан к труду и обеспечить прозрачность и справедливость в отношении учета доходов малообеспеченных казахстанцев и размеров господдержки.
Очередная реформа АСП включала возврат ее ежеквартального назначения и введение дифференцированного государственного пособия многодетным семьям независимо от дохода, но отмену фиксированной выплаты на детей. Вместо этого был введен гарантированный соцпакет как помощь малообеспеченным семьям, имеющим детей в возрасте от 1 года до 18 лет. Для детей в возрасте от 1 года до 6 лет он включал продуктовый набор и набор товаров бытовой химии, а для детей в возрасте от 6 до 18 лет – горячее питание в школах, обеспечение школьной формой и принадлежностями, возмещение 50% затрат на проезд в общественном транспорте.
Еще одним новшеством стало то, что в составе семьи стали учитывать гражданских супругов и принятых на воспитание детей. И не нужно было подтверждать факт совместного проживания тем членам семьи, которые работают, например, в другом городе, а также детям, обучающимся в интернатах, кроме находящихся на полном государственном обеспечении.
Был изменен срок социального контракта: вместо закрепленных ранее в законе 12 месяцев – «на период назначения обусловленной денежной помощи», и введено условие: если трудоспособный член семьи отказывается от предлагаемой работы, то АСП лишается вся семья.
Также был снижен возраст детей, за которыми осуществляется уход на время получения АСП – с семи до трех лет. В Минтруда заявляли, что так требует Трудовой кодекс, «который предусматривает уход за ребенком до трехлетнего возраста».
Была усилена работа участковых комиссий: им дали право определять потребность семьи в АСП.
Помимо этого, впервые в законодательстве появился пункт, что при перерасчете АСП излишне выплаченные суммы подлежат возврату в добровольном порядке, а в случае отказа – в судебном. Но при дальнейшем получении АСП излишне выплаченные суммы удерживаются из последующих выплат.
В то же время получателям АСП, согласно официальным данным, предоставили широкие возможности для выхода из сложной жизненной ситуации: бесплатное обучение, трудоустройство, предоставление безвозмездных грантов и микрокредитов для открытия собственного дела в рамках госпрограммы «Еңбек». Но при этом стали учитываться доходы от таких грантов и микрокредитов, за исключением первых шести месяцев с момента их получения, и доходы, полученные от участия в активных мерах содействия занятости, за исключением единовременной выплаты на переезд участникам добровольного переселения. Также стали учитывать в качестве дохода сумму жилищных сертификатов для покрытия части первоначального взноса по займу. В то же время из совокупного дохода семьи исключили пособия по инвалидности ребенка, стипендии учащихся, пособия многодетных семей, имеющих четверых и более детей, и матерей, награжденных подвесками «Алтын алқа» и «Күміс алқа».
2021 год
Гарантированный соцпакет малообеспеченным семьям распространили на детей в возрасте шести лет, если они еще не пошли в школу, и на детей 18 лет, если они еще учатся в школе. Кроме этого, у малообеспеченных семей, получающих АСП, появилась возможность покупать товары, входящие в этот соцпакет (продукты питания, средства гигиены, детские товары), а затем требовать возмещения их стоимости от акиматов.
Также было конкретизировано, что участие в мерах содействия занятости не является обязательным условием для выплаты обусловленной денежной помощи только для одного из трудоспособных членов семьи, который ухаживает за ребенком-инвалидом первой или второй группы, престарелым старше 80 лет или сидит с ребенком в возрасте до трех лет.
2022 год
Был скорректирован возраст детей с инвалидностью, пособия которым не учитываются в совокупном доходе семьи, – до 7 лет, а также возраст детей с инвалидностью первой, второй, третьей групп – с 7 до 18 лет.
2023 год
С 1 января 2023 года была внедрена Цифровая карта семьи, интегрированная с информационными системами госорганов. На основе их сведений автоматически определяется состав семьи, формируется оценка уровня жизни, выявляются уязвимости и риски в различных сферах благополучия и определяется уровень трудной жизненной ситуации.
Гарантированный соцпакет был исключен, а с ним и возможность возмещения акиматами стоимости покупок. Однако получатели АСП дополнительно стали получать выплаты в 1,5 МРП, чтобы приобретать товары для детей самостоятельно, исходя из индивидуальных потребностей ребенка. Эти выплаты не стали учитывать при исчислении совокупного дохода семьи.
Закон об адресной социальной помощи перестал существовать как самостоятельный документ после принятия Социального кодекса, вступившего в силу с 1 июля, в котором отдельный параграф посвящен АСП. Практически все положения закона о государственной адресной социальной помощи сохранились в новом кодексе.
С 1 июля 2023 года также начали действовать новые правила назначения и выплаты АСП. Так, было введено, что при отсутствии регистрации по месту постоянного проживания место жительства заявителя подтверждается временной регистрацией в течение шести месяцев; участковые комиссии проводят обследование материального положения семьи, при этом при повторном обращении в течение года оно проводится только в случаях необходимости уточнения сведений или изменения места жительства, состава и доходов семьи. Если же заявитель отказывается от проведения обследования, то ему отказывают в назначении АСП.
Также участковая комиссия сама может решить, что семья не нуждается в помощи. В Социальном кодексе прописали, что комиссия может отказать в необходимости назначения АСП, если у заявителя есть в собственности более одного жилища, пригодного для проживания, в том числе если оно досталось по наследству в течение последних пяти лет, за исключением случаев, когда общая полезная площадь всех жилищ не превышает 18 кв м на одного члена семьи или если жилье находится в аварийном состоянии.
Также если у заявителя есть в собственности отдельные помещения, используемые для получения прибыли, земельный участок под ИЖС, кроме выданных государством, более одного автомобиля, за исключением многодетных семей и семей, у которых есть дети или лица с инвалидностью; если есть в собственности или в аренде сельхозтехника или транспорт для перевозок пассажиров, багажа, груза и т.д. При этом акиматы могут устанавливаться дополнительные основания для отсутствия необходимости предоставления АСП.
Обязательным условием получения обусловленной денежной помощи остались заключение социального контракта и участие трудоспособных членов малообеспеченной семьи в активных мерах содействия занятости и в программах социальной адаптации. При этом появилась возможность отказаться от предложенной работы, если она не соответствует квалификации, уровню образования или транспортной доступности. Тогда карьерный центр предлагает другие меры содействия занятости. Ежемесячно проводится мониторинг выполнения обязательств по социальному контракту.
2024 год
В феврале Касым-Жомарт Токаев поручил «повысить эффективность и адресность социальной помощи», чтобы «высвободить ресурсы для целевой поддержки нуждающихся граждан». АСП, заявил он, должна основываться на показателях расходов, а не доходов, которые часто умышленно занижают.
В августе в Минтруда и социальной защиты населения заявили, что прорабатывается механизм учета и верификации основных расходов казахстанцев, претендующих на назначение АСП. В частности, что будут предусмотрены такие виды расходов, как покупка движимого или недвижимого имущества, оплата обучения, расходы на отдых и развлечения, на оздоровление, покупку предметов мебели, бытовой техники, погашение кредитов и другое.
Вместе с тем с 2024 года обусловленная денежная помощь также стала оказываться тем семьям, где есть индивидуальные предприниматели, деятельность которых приостановлена.
В правила назначения АСП внесли дополнения, касающиеся чрезвычайных ситуаций. Так, АСП продлевается автоматически на следующий квартал, а при первичном обращении участковая комиссия не проводит обследование материального положения заявителя.
2025 год
Черта бедности была пересчитана на основе медианного дохода населения и определена в размере 35%, а в нескольких городах запустили пилотный проект по предоставлению получателям АСП продовольственных ваучеров для покупки социально значимых товаров без торговой надбавки.
В январе в Казахстане запустили механизм получения согласия претендентов на АСП на проверку их доходов и расходов. В частности, это касается сведений по зарплатам, пособиям, алиментам, доходам от личного подсобного хозяйства, предпринимательской деятельности, от сдачи недвижимости в аренду или ее продажи, по кредитам и депозитам, по денежным переводам, а также по доходам от участия в активных мерах содействия занятости, сведений о материальной или иной помощи и так далее, а также по расходам на питание, коммунальные услуги, одежду и обувь, аренду жилья, топливо, бытовую технику, здравоохранение, поездки, образование, отдых, сведений по налогам, штрафам и пр.
В октябре в Минтруда сообщили, что утверждена предложенная в прошлом году методика АСП, которая будет учитывать не только доходы, но и расходы. Исходя из этого учитывается среднедушевой условный доход на каждое домохозяйство, чтобы видеть «теневые» доходы граждан.
Ранее, с введением медианного дохода населения, в правительстве ожидали, что количество получателей АСП увеличится, теперь же в Минтруда говорят, что новая методика назначения АСП наоборот снизит число получателей адресной социальной помощи и суммы расходов из местных бюджетов.
«Несмотря на то, что эту методику применяем с начала года, подобных заявлений о том, что мы кого-то ущемили, потому что учитываем в составе доходов в том числе кредитные обязательства, у нас нет», - сказала вице-министр Виктория Шегай.
Немного ранее министерство предложило снова поменять методику назначения АСП и не давать помощь тем, у кого есть кредиты с ежеквартальным платежом вдвое выше прожиточного минимума на каждого члена семьи (более 92 тыс. тенге) и депозиты семьи более 200 МРП (на 2025 год это 786,4 тыс. тенге). Также не будут давать АСП тем, у кого расходы на каждого члена семьи в месяц превышают в совокупности черту бедности.
«Логика по кредитам проста: невозможно брать кредит и закрыть адресной социальной помощью. Логика должна работать у всех, кто претендует на меры (государственной – В.) помощи», - говорила министр Жакупова.
Она приводила расчеты на примере семьи из трех человек: потребительский кредит составляет 3 млн тенге, эта сумма делится на три месяца (квартал), а полученный 1 млн тенге, соответственно, делится на количество членов семьи – выходит 300 тыс. тенге ежемесячный платеж, что «превышает черту бедности» в 46 228 тенге.
«Соответственно, данная семья не получит АСП. Справедливо? Я считаю, справедливо», - подчеркнула Жакупова.
Но если семья взяла кредит 300 тыс. тенге, то она сможет получать адресную социальную помощь, так как по той же методике расчета ежемесячный платеж по кредиту будет составлять 30 тыс. тенге, что ниже черты бедности, поэтому они будут получить АСП.
В ведомстве ожидают, что за счет этого деньги будут направлены действительно нуждающимся в социальной поддержке, механизм выплаты АСП будет более справедливым, так как помощь не будут получать обеспеченные граждане, а также это приведет к оптимизации бюджетных расходов.
Социальная помощь как триггер для правительства
Механизм назначения АСП менялся по мере того, как риторика властей об «иждивенчестве» граждан звучала все чаще.
Об этом говорил еще бывший президент Нурсултан Назарбаев. Причем заявлял он это на встрече с женщинами в преддверии 8 Марта в 2019 году, уже после произошедшей в Астане трагедии – гибели пятерых детей в одной семье: «…в условиях нынешней рыночной экономики нам не следует привыкать с протянутыми руками просить помощи у правительства». Он также призывал продумывать, «сколько детей будет в семье и как ее содержать».
Позже, уже не будучи президентом, он заявил на заседании политического совета своей партии «Нур Отан», что «это проблемы казахстанцев», у которых много детей: «Лозунги поднимают: "Мне дай, у меня много детей, у меня мало зарплаты, дай". Так ты о чем думал? Это же твои проблемы, ты же с государством не советовался когда-то».
Касым-Жомарт Токаев в иных формулировках, но продолжил эту риторику, причем практически сразу после вступления в должность президента. Например, в июле 2019 года он заявил, что некоторые граждане идут на всякие ухищрения для получения АСП: «фиктивные разводы, увольнение с работы, занижение доходов путем переписывания имущества на других, забой скота и так далее».
Уже в августе 2019 года в правительстве заявили, что тысячи семей получали АСП незаконно. Минтруда выявило «факты формального подхода к определению материального положения семей участковыми комиссиями, искусственное занижение дохода от предпринимательской (трудовой) деятельности, отсутствие регистрации трудовых отношений и индивидуальной деятельности», а также «сокрытие доходов со стороны получателей АСП». Буквально через два месяца, в октябре, министр Нурымбетов называет уже другую цифру – более 73,8 тыс. таких семей.
По данным существовавшего тогда Мининформации и общественного развития, число разводов в 2019 году выросло до 43% с 39% в 2017 году. Занимавшая тогда пост главы ведомства Аида Балаева заявляла, что «на такую активную статистику повлияла ситуация вокруг внедрения АСП», имея в виду существенные изменения в механизме ее назначения.
В своем первом в качестве президента послании народу Казахстана Токаев заявил, что принимаемые государство решения о поддержке нуждающихся «были не совсем выверены», в результате «мы получили серьезный рост патерналистских настроений». Он привел статистику, что за пять лет численность получателей АСП в Казахстане выросла с 77 тыс. человек до более чем 1,4 млн человек, а объем выделяемых из бюджета средств на социальную поддержку с 2017 года увеличился в 17 раз.
«Другими словами, все больше людей предпочитают не работать либо, что еще хуже, утаивают свои доходы для получения социальной помощи. Факты получения социальной помощи состоятельными семьями освещались в средствах массовой информации», - говорил он.
После этого послания занимавший тогда пост вице-спикера мажилиса Владимир Божко сказал: за то, что соцподдержка населения увеличилась в 17 раз, «надо встать на колени и поблагодарить государство».
В своем послании народу в этом году Токаев и вовсе сказал, что «вместо рациональных решений в социальной сфере правительство как минимум на протяжении последних 15 лет занималось поощрением социального иждивенчества и, надо прямо сказать, социального мошенничества». После этого органы прокуратуры опубликовали несколько сообщений о «незаконном получении АСП».
По сути, до 2019 года адресной социальной помощи правительство не уделяло столько внимания. Об этом может свидетельствовать тот факт, что открытых данных о количестве получателей АСП в 2010-2018 годах практически нет, чтобы можно было отследить динамику. Есть отдельные данные за 2010 год (221,8 тыс. человек), за 2011 год (137,4 тыс. человек), за 2015 год (по данным на 1 октября, АСП получали всего 34,7 тыс. граждан). С 2019 года число получателей помощи резко возросло, чего не ожидали власти, всегда говорившие о социально ориентированной политике государства.
В декабре 2019 года занимавший тогда пост министра труда и социальной защиты населения Биржан Нурымбетов заявлял, что в результате повышения черты бедности «количество получателей АСП увеличилось в 20 раз в сравнении с 2017 годом», а в 2019 году (по состоянию на 1 ноября – В.) количество получивших «реальную поддержку» от государства составило «порядка 456,5 тыс. семей, или около 2,1 млн человек», что в 7,7 раз превышает аналогичные показатели в первом квартале 2019 года». Поэтому и было решено вернуться к ежеквартальному назначению АСП и усилить институт участковых комиссий и таким образом максимально исключить случаи сокрытия доходов получателями АСП.
Однако в реальности все эти новшества только становились барьерами для нуждающихся.
В октябре 2022 года международная правозащитная организация Human Rights Watch заявила, что в Казахстане многие нуждающиеся остаются неохваченными АСП из-за жестких условий ее назначения и действующих критериев. В организации отмечали, что получателей АСП часто обвиняют в иждивенчестве, нежелании работать, в сознательном ухудшении своей жизненной ситуации с целью получить право на выплаты. В реальности же для назначения АСП нужно раз за разом проходить сложную процедуру оформления. Еще одна проблема – это требование о наличии у заявителя и членов семьи регистрации по месту жительства, но часто семьи арендуют жилье, а многие собственники квартир не хотят сдавать его большим семьям или отказываются оформлять регистрацию. А оценка нуждаемости по уровню дохода и требование официального трудоустройства также является барьером для получения необходимой помощи, поскольку размер назначаемых семье выплат зависит от общего дохода, в который может включаться доход родственников, недоступный заявителю, и другие виды социальной поддержки.
HRW проинтервьюировала 17 женщин, которые пытались оформить или получают АСП, и опрос показал, что почти у половины выплаты покрывают только часть базовых потребностей семьи и что приходится искать дополнительные источники помощи, а некоторые, чтобы свести концы с концами, наращивают долговую нагрузку.
В феврале 2022 года Радио Азаттык приводило истории многодетных матерей, которые из-за поправок в законодательство лишились адресной социальной помощи или не могут ее получить из-за «лишних» 2500 тенге.
В Human Rights Watch призывали правительство Казахстана упростить процедуру и исключить требования о наличии регистрации по месту жительства, официального трудоустройства и пересмотреть механизм расчета дохода и ввести всеобщие пособия на детей всем семьям вне зависимости от дохода. Также в организации призывали пересмотреть черту бедности, чтобы обеспечить достаточный уровень жизни с учетом инфляции.
Но власти страны никогда не реагируют на требования международных правозащитных организаций. Правда, и аналогичные призывы депутатов правительство также оставило без внимания.
Еще в марте 2019 года сенаторы предлагали пересчитать размер прожиточного минимума, адаптировав его к реальному качеству жизни, поскольку он слишком низкий: в Казахстане он на тот момент составлял 881 тенге в день, тогда как по стандартам ООН должен составлять $5, или 1 875 тенге по тогдашнему курсу. Депутаты также просили премьера предусмотреть для многодетных матерей, матерей-одиночек, женщин-инвалидов и матерей с детьми-инвалидами возможность выплаты пособия на каждого ребенка в размере 50% от минимальной заработной платы до достижения детьми совершеннолетия, для поддержки многодетных принять специальную госпрограмму, а по мере увеличения количества детей в семье снижать налоги, плату за квартиру, выдавать талоны на некоторые продукты питания и бесплатный проезд для школьников. Также сенаторы предлагали при назначении АСП не учитывать в качестве источника дохода пенсии по возрасту, пособия инвалидам и по уходу за ребенком в возрасте до года, за ребенком-инвалидом и стипендии студентов.
В ответ на это занимавший тогда пост премьера Аскар Мамин сообщал, что правительством разрабатывается комплекс мероприятий, включающий повышение заработной платы (но почему-то только низкооплачиваемым работникам бюджетной сферы и местных исполнительных органов), а также что изменится порядок оказания адресной социальной помощи: будет установлена минимальная АСП на каждого ребенка из многодетных и малообеспеченных семей, повышены пособии семьям, воспитывающим детей-инвалидов и инвалидов первой группы с детства, многодетным семьям на селе будут давать индивидуальные квоты гранта и микрокредита.
На деле же фиксированная выплата на детей была отменена, и сейчас к АСП дополнительно назначается всего 1,5 МРП на ребенка (около 6 тыс. тенге в 2025 году), пособия ежегодно повышают, но повышение составляет не более 5-7% и в действительности не соразмерно уровню инфляции.
АСП как способ существования
Если сравнить данные начиная с 2019 года по количеству получателей АСП, то видно значительное снижение. В правительстве считают, что это все благодаря мерам содействия занятости и выходу граждан из бедности, но на самом деле существующие барьеры для получения помощи просто не отражают реальную картину.
Премьер-министр Олжас Бектенов еще перед посланием Токаева заявил, что государство больше не будет поддерживать граждан с «высокими доходами».
Но правительство не учитывает ряд факторов. Например, что кредиты часто берут от безысходности, поскольку нет финансовой возможности, к примеру, оплатить сразу дорогостоящее лечение, оказавшееся недоступным по ОСМС или ГОБМП. При этом в кабмине признают, что казахстанцы не ходят в поликлиники, к которым прикреплены, а нехватка квалифицированных кадров отражается на качестве медицинской помощи населению. Или кредиты берут, чтобы дожить до зарплаты, которой не хватает на повседневные нужды с учетом роста цен, не говоря уже о каких-то дополнительных расходах, в которых чиновники все время пытаются уличить граждан.
По данным агентства по регулированию и развитию финансового рынка, кредиты населению составляют 22,7 трлн тенге, увеличившись с начала года на 14,7%. В структуре кредитов потребительские займы выросли до 16 трлн тенге.
Глава Нацбанка Тимур Сулейменов рекомендовал людям жить на одну зарплату, как делает он сам (но при этом отказался озвучить, сколько он получает, ссылаясь на информацию для служебного пользования). Он считает, что казахстанцы достаточно зарабатывают, поскольку в августе он заявлял, что в Казахстане практически никто не получает минимальную зарплату в размере 85 тыс. тенге.
Заявления главы Нацбанка расходятся с заявлением министра труда и социальной защиты населения Светланы Жакуповой: по ее данным, 1 млн 109 тыс. казахстанцев получают минимальную заработную плату и ниже, из которых 329 тыс. – это те, кто получают зарплату до 80 тыс. тенге. Между тем за 2024 год топ-менеджмент и совет директоров Нацбанка во главе с Сулейменовым получили вознаграждение в размере почти 1,7 млрд тенге, что на 22,8% больше, чем в 2023 году.
В свою очередь депутат мажилиса Асхат Аймагамбетов предложил проверять, на что взяты кредиты – на продукты, обучение или на роскошь. Он выразил надежду, что когда министерство труда будет реализовывать очередную реформу АСП, оно будет «смотреть, что это за кредит».
В феврале этого года другой депутат мажилиса Мукаш Искандиров в своем запросе Минтруда говорил о том, что действующая система АСП не решает проблему бедности, а лишь закрепляет зависимость от государства, демотивирует граждан к самостоятельному заработку и тормозит развитие бизнеса. В то же время он констатировал, что контроль благосостояния ведется по формальным критериям: «Учитываются не только реальные доходы, но и владение домашним скотом, поскольку по методике расчета учитывается даже одна курица или корова. В результате семьи вынуждены выбирать – развивать даже небольшое хозяйство или рисковать потерять помощь».
Кроме того, при открытии ИП, что не гарантирует немедленного получения дохода, действие АСП автоматически прекращается, и то, что «человек может начать с нуля, получить кредит, инвестировать в развитие, эти базовые финансовые показатели уже трактуются как выход из бедности». В результате предприниматель, едва сделавший первый шаг, остается без поддержки.
Также депутат указал на то, что подтверждение права на получение АСП ежеквартально путем предоставления документов о доходах «заставляет граждан проходить необходимые процедуры заново и затягивает процесс получения пособий».
«Для того чтобы социальная помощь действительно помогала гражданам выйти из трудных ситуаций, а не стала препятствием для развития и средством зависимости, подходы необходимо кардинально пересмотреть», - отмечал Искандиров.
Он предлагал сделать гибкими критерии назначения АСП, включив в них не только официальный доход, но и реальный уровень жизни семьи. Также Искандиров предлагал перейти к более целевым пособиям, направленным на решение конкретных вопросов: расходы на образование, медицинское обслуживание, жилье, – что позволит уйти от модели, поддерживающей лишь статус малоимущего, и установить ежегодное подтверждение права на получение помощи вместо текущего трехмесячного периода, что снизит административную нагрузку на семьи и госорганы.
В ответ на это в Минтруда в марте заявили, что «АСП теряет привлекательность как способ существования», так как усилены требования к претендентам и сам механизм назначения. Что касается предложений по пересмотру сроков подтверждения права на АСП, в министерстве привели в пример 2019 год: тогда срок предоставления помощи был установлен до шести месяцев для получателей безусловной денежной помощи и на 12 месяцев для получателей обусловленной денежной помощи. Однако такой механизм выявил риски, «связанные с изменением материального положения семей в течение года», поэтому увеличение срока оказания АСП может привести к неактуальным данным по изменениям в доходах и составе семьи и других критериев, влияющих на право получения помощи, а также к неэффективному распределению ресурсов и росту нагрузки на бюджет.
«Если срок оказания АСП увеличивается без механизма пересмотра условий либо установленных критериев, то это повлечет перерасход бюджетных средств», - заявили в ведомстве.
Еще одним негативным последствием в министерстве традиционно назвали снижение мотивации к трудоустройству, так как «трудоспособные получатели, имея гарантированную помощь, будут менее активно искать способы повышения своих доходов».
Между тем исследователь центра Paperlab Дарина Жунусова в середине сентября писала, что проблема не в людях, которые привыкли к «иждивенчеству» а в самой политике: «Когда государство создает систему, в которой выгоднее числиться “неполной семьей”, чем стоять в очереди на жилье или тянуть несколько низкооплачиваемых работ, вполне естественно, что люди будут искать такие пути. Это cамая обыкновенная адаптация к условиям, которые задал рынок и государство».
Она подчеркивала, что когда нет базовой стабильности, люди вынуждены искать дополнительные источники дохода через подработки или использование государственных программ, а индексация зарплат под инфляцию у нас остается привилегией немногих крупных компаний.
«Когда президент называет это “поощрением лени”, он фактически снимает ответственность с государства и перекладывает ее на граждан. Но именно государственная политика 15 лет поддерживала систему, которая стимулировала такие стратегии», - писала она.
Опрошенные «Властью» эксперты также заявили, что власти страны перекладывают ответственность за бедность на плечи граждан, чтобы скрыть провалы экономической политики государства и оправдать неравенство.
Руководство Казахстана стремится заставить каждого казахстанца работать и самостоятельно заботиться о себе, чтобы максимально сократить свои расходы на граждан, в то время как многие госпрограммы нацелены на увеличение рабочих мест, не требующих высокой квалификации, с низкой оплатой труда. А в сельской местности зачастую нет работы, что затрудняет положение претендентов на АСП и заставляет граждан брать кредиты, которые могут их лишить социальной помощи от государства.
В министерстве труда и социальной защиты населения считают, что за счет сокращения «необоснованных выплат» деньги могут быть перераспределены «в пользу наиболее уязвимых групп населения, не требуя дополнительного увеличения общего объема финансирования», а «более справедливая и прозрачная система назначения АСП снизит социальную напряженность». Но социальная напряженность не снизится ни за счет ущемления прав граждан на получение той или иной помощи, ни за счет роста цен и повышения налогов. А улучшение качества жизни казахстанцев остается только громкими заявлениями и пунктами государственных планов и нацпроектов.
Поддержите журналистику, которой доверяют.