Борат Сагдиев сошел с экранов шесть лет назад и стал одним из узнаваемых брендов. Образ казахстанского журналиста, созданный британцем Сашей Бароном Коэном, оборачивается добрыми злыми шутками и сейчас. Инцидент с гимном Казахстана в Кувейте только один из примеров. Шесть лет – достаточный срок, чтобы понять, чем стал «Борат» для Казахстана, удалось ли республике получить бонусы из неожиданно появившегося интереса со стороны многих в мире и чего еще нам ждать от волны, когда-то поднятой Боратом. Vласть опросила PR-специалистов, экспертов кино и парламентариев.
Тогжан Калиаскарова, Софья Пашкова, Vласть
Борат Сагдиев сошел с экранов шесть лет назад и стал одним из узнаваемых брендов. Образ казахстанского журналиста, созданный британцем Сашей Бароном Коэном, оборачивается добрыми злыми шутками и сейчас. Инцидент с гимном Казахстана в Кувейте только один из примеров. Шесть лет – достаточный срок, чтобы понять, чем стал «Борат» для Казахстана, удалось ли республике получить бонусы из неожиданно появившегося интереса со стороны многих в мире и чего еще нам ждать от волны, когда-то поднятой Боратом. Vласть опросила PR-специалистов, экспертов кино и парламентариев.
Жанна Актаева, PR-консультант
С одной стороны говорят, «история не терпит сослагательных наклонений». Сейчас поздно размышлять «если бы да кабы». С другой же стороны, кейс «Казахстан VS Борат» может быть хорошим уроком, как нужно вести себя в будущих «неудобных ситуациях» в страновом PR.
Скандал вокруг фильма принес и пользу, и вред нашей стране. Польза заключается в том, что однозначно повысилась упоминаемость и известность Казахстана. А сам характер известности зависит от контекста восприятия республики, который сложился в тех или иных странах благодаря усилиям, приложенным ранее.
Вред же принесла излишне резкая реакция представителей Казахстана. Возможно, если реакция была бы не столь громкой, то и внимания произошедшему уделялось бы меньше. Возможно, был бы и меньший репутационный ущерб.
Олег Борецкий, кинокритик
Фильм Саши Барона Коэна «Борат» мы смотрели и обсуждали в клубе на единственном в Казахстане публичном показе в декабре 2006 года. Художественной ценности он не представляет, и по большей части является эпатажной поделкой, высмеивающей американские (а отнюдь не казахстанские) нравы.
Собственно, уже тогда, спокойную и внятную оценку фильму дал президент, который, в отличие от чиновников, призвал относиться к картине с юмором.
За 6 лет после премьеры пользы от Бората было больше, чем вреда. Собственно, вреда то и нет для адекватных людей у нас, и на Западе. А неадекватные готовили «наш ответ Борату».
В чем польза? Я считаю, что эта картина послужила импульсом к тому, чтобы больше узнать о Казахстане на Западе. Борат выявил национальные комплексы у чиновников и «патриотов», показав, как далеки они и от патриотизма, и от чувства юмора.
Алишер Еликбаев, PR-директор сети Mega, руководитель проекта VoxPopuli
Учитывая, что Борат не был придуман в Казахстане, и нам пришлось реагировать на данность, то могу лишь оценить реакцию на его шоу со стороны властей. И она была отвратительной, к сожалению.
Вместо того чтобы юмором ответить на юмор, мы по привычке начали надувать щеки в духе типичного совка со всеми теориями заговоров Запада против бедных нас. Людям самодостаточным это обычно не нужно.
Более того, именно неадекватная реакция нашего МИДа подняла узнаваемость, авторитет и кассовые сборы второсортного фильма и не самого смешного комика. На их фоне реакция президента и приглашение Бората в Казахстан выглядело куда более достойно.
Так что мне кажется, сам фильм и шоу можно было повернуть с пользой для Казахстана, но мы этот шанс благополучно упустили.
Сабина Кузенбаева, директор компании Cinema Hotel Corporation , сеть кинотеатров CHAPLIN CINEMAS
«Борат» – это бренд. Меня как гражданку Казахстана ничуть не оскорбляет, что выбор Саши Коэна пал на героя казахской национальности. Ничего личного. Это просто кино.
Как работник киноиндустрии я аплодирую стоя, при бюджете 18 миллионов долларов заработать только в кинотеатрах 261,5 миллион долларов. Это была бомба в прокате 2007 года.
Как это отразилось на имидже страны – вопрос сложный. Образованная часть аудитории сразу после фильма забивали в google название нашей страны и убеждались, что румынская глубинка не есть Казахстан, заодно расширив свой географический кругозор.
А вот у нелюбопытного зрителя сложился вот такой вот образ казахстанца. И этот образ очень приятно каждый раз разрушать.
Наталья Фекленко, PR-специалист
В самом начале, еще тогда, шесть лет назад, я подумала, раз снимают о нас подобные фильмы, значит заслужили. Еще и все эти министры, депутаты один за другим сменяли друг друга на экранах телевизоров с комментариями к картине. Все это выглядело, будто мы оправдываемся перед Западом.
Смысла не было во всех этих словах, эмоциях. Фильм смотрели, фильм покупали, скачивали в Интернете. Все интересовались Боратом, как за границей, так и в Казахстане. Почему - не понимаю.
Вреда от картины yе было, как и собственно, пользы. Картина как картина. Если бы подобное кино сняли о другой стране и этнической группе мы бы никак не среагировали, и это логично.
А вопросы вроде «Вы вправду на верблюдах катаетесь?» - лично я воспринимаю как юмор, в России медведи и минус 40, а у нас верблюды. Почему бы и нет?
Мурат Абенов, депутат мажилиса от партии «Нур Отан»
Я вообще думаю, не стоит обращать внимания, и все.
Ирина Аронова, депутат мажилиса от партии «Нур Отан»
Однозначно здесь не ответишь. Я, допустим, как гражданин своей страны, я бы не хотела таким образом пиарить свою страну. Если пиарить, то только хорошими делами, естественно. Но я против такого пиара. Знаете, вообще само слово пиар, мне кажется, неуместно.