Vласть публикует серию заметок, принадлежащих перу Шуги Нурпеисовой, культуролога, литератора, автора книги «Человек в интерьере: культура как фактор национальной и глобальной безопасности». В публикуемом очерке Нурпеисова рассуждает о культуре, как о точке отсчета для любого государства, со всеми его составляющими - экономикой, политикой, социальными вопросами и научными открытиями.
Vласть публикует серию заметок, принадлежащих перу Шуги Нурпеисовой, культуролога, литератора, автора книги «Человек в интерьере: культура как фактор национальной и глобальной безопасности». В публикуемом очерке Нурпеисова рассуждает о культуре, как о точке отсчета для любого государства, со всеми его составляющими - экономикой, политикой, социальными вопросами и научными открытиями.
Шуга Нурпеисова, культуролог, литератор, специально для Vласти
Мы все в свое время откуда-то узнали, что плавающий в океане айсберг – это крошечная верхушка, торчащая над поверхностью. Сам же массив плавучей горы скрыт в темных, ледяных глубинах. И точно также все наслышаны – человек использует едва ли десятую часть своего мозга. Скорее, и того меньше. Словом, человек истинный, каким и был задуман, тот же айсберг. Его никто не видит.
Слышала где-то фразу: «Все связано со всем» и благополучно забыла. Но занятия культурологией неожиданно привели к знакомству с результатами исследований в области генетики, квантовой физики и нейробиологии. И та фраза снова всплыла и стала по-настоящему внятна. Космос и наш мозг, геном человека, мир микрочастиц и огромный окружающий нас мир и наша речь – принципиально тождественны, устроены по единому лекалу. Во всем проявляются одни и те же закономерности. И что в одной сфере происходит, отражается в другой. Весь мир – единое связное целое. В древности говорили: «Познай себя, познаешь Бога». И ещё: «Что вверху, то и внизу». Любопытно сопоставить высказывания древних, которые выступали от лица божественной мудрости, с тем, что нынче утверждают крайние рационалисты – ученые, доверяющие только эмпирике.
Вдруг понимаешь – вся разница меж теми и другими только что в терминологии. Материи как чего-то исключительно материального, и точка, нет. Раньше об этом говорил «не очень надежный» Платон и иже с ним. Но так говорят сегодня и вполне респектабельные Альберт Эйнштейн, Макс Планк и Нильс Бор – все на свете есть сплошная энергия. Энергия – это еще и информация. Слово несет энергию. Иногда она бывает созидательной. Иногда – разрушительной. Вибрируя на высоких частотах бывает собственно энергией. А когда колеблется на низких, получается всем известная материя. Разницу определяют соответствующие герцы.
Вселенная – это вообще одно энергоинформационное поле. И в нем завис человек, которому приспичило отстоять свою принадлежность преимущественно материи. Было бы смешно, когда бы не было так грустно. Если б ежедневно и ежечасно не наблюдали мы последствия своей близорукости и ограниченного мышления. Какие – все знают.
Путешественник из рассказа Рэя Бредбери «Вино из одуванчиков» раздавил бабочку на одном краю земли. На другом пошли колоссальные пертурбации. Мы не замечаем этой важной взаимосвязи всего живого во Вселенной. Отсюда просчет за просчетом.
Возьмем хоть наше слепое увлечение анализом. Анализируй то, анализируй это. Нескончаемый анализ дробит целое до полного распыления. И никогда на целое уже не взглянуть как на целое. Что часть может знать о целом? Что умник, ощупывающий ухо или ногу слона, может понять о слоне? Ни общего смысла не остается, ни связности.
У всякой медали есть две стороны. Познание, как метод, состоит из пары: синтез и анализ. Один анализ вовсе без синтеза – это уже за гранью добра и зла. Как и вся беспросветная современная жизнь.
Вот и анализируем, угрюмо насупясь, отчего, точно спелые звезды в августе, сыплются самолеты. И отчего доблестные стражи наших границ, покинув посты, бегут искать у нас защиты от обидчиков в собственной части. И зачем младенцев в роддомах дарят за денежку направо и налево. А в школах дети увечат друг друга, да еще снимают эту «красоту» на мобильники. И отчего такое ЖКХ и НПФ несуразные. Безответным «отчего» этим нет конца. Ах, отчего так разгулялась коррупция, ведь комитетов по борьбе с ней - что песка в Сахаре.
Вообразим дерево с раскидистой кроной. Пусть то будет символ всей сложной общественной жизни и деятельности. И вдруг у дерева подрубают корень. И оно засыхает, распадается, умирает. Или из многослойного сооружения выдернули стержень. Вмиг рассыпалось все и уж не вспомнить, что и где прежде стояло. Что и с чем стыковалось. И как взаимодействовало. Так… как бы эту загогулину приладить вон к той. И эту бы рядом пристроить. Что, опять не то, опять не складывается? И на ножках стоять не желает?
Синтез как метод всегда выше, первостепеннее анализа. Он показывает, объясняет, что это было за сооружение и для чего оно собственно, было. Дает уяснить, как все двигалось, и на каком топливе работало. Где верх тут, а где низ. Что в центре должно быть, а что на периферии. Мышление становится структурированным, а человек перестает быть беспомощным. Беспомощность в нас от неведения. Словом, синтез открывает глаза на то, где была душа всего. А душа и центр государства и общества – это его культура, его идеалы и смысл.
Вот, что такое стержень и корень в вышеприведенных примерах. И только человек культуры владеет этой тайной, этим смыслом и этой душой. Все же прочее, включая и политику, и экономику, и научно-техническая база, и все что угодно – только подручный инструментарий, материал, средства. Синтез как метод помогает все видеть и сохранять на должных местах. Поменяйте произвольно фрагменты в паззле… Получится натуральная чушь и ересь. Прежде бы стоило в картинку заглянуть, вот тогда будет порядок. И картинка эта – тоже культура. Игнорировать нормы культуры чревато последствиями. Как и игнорировать законы природы.
Во всех наших грандиозных планах и расчетах по обустройству государства, во всех этих уравнениях не находится места всего двум «мелким», «незначительным» элементам – культуре и человеку культуры. Одна лишь культура всерьез и полноценно может отстаивать права и интересы человека. Потому что следит, чтобы все – и политика, и право, и экономика, и наука, и т.д. стояли на едином мировоззренческом фундаменте. Шли бы от одного корня. И пока от времени не одряхлела, не выродилась, любая цивилизация деятельность свою направляет на то, чтобы мог появляться качественный человек. Мерой вещей может называться только он.
И в здоровой цивилизации все сферы, вплоть до интимной, сферы души, подчиняются культуре. И сфера личного по значимости ничуть не уступит самым глобальным проектам. Ведь порча человека всегда оборачивается порчей всего государственного ансамбля. Разрушается культура политики, культура экономики, культура науки и все другое. Культура мысли тоже может занедужить.
Вот как сейчас, когда порождает человека-потребителя, который не выдерживает никакой ответственности. Зато вечно расслаблен, изнежен, капризен и не усматривает в том большой беды.
Качественный же человек умом способен охватить весь необъятный смысл мирозданья разом. И оттого соблюдает согласованность, гармонию всех граней общественного целого. Когда внутри гармония, она сказывается на желании творить гармонию вокруг себя. При этом государство вмиг избавляется от большей части своих репрессивных, полицейских обязанностей. Какая дивная экономия бюджета выходит, если вдуматься.
Вот это и есть культура в действии. И это можно назвать искусством жизни. Потому надо сразу покончить с вовсе не безобидной путаницей по поводу культуры и искусства. Пусть самое великое искусство, оно все равно остается лишь производным культуры.
Кому, кроме интеллигенции, донести эту мысль до широкой общественности, чтобы культуру не оттесняли на задворки государственных интересов?