14 мая в кинотеатре Chaplin Mega Park начинаются Дни украинского кино. Безусловно, те, кто хочет увидеть политический подтекст в этом киномарафоне – его увидят. Тем не менее, в очередной раз попытаемся не перемешивать кино с политикой и сосредоточить внимание на художественной и кинематографической ценности пяти представленных для смотра картин.
Откроется смотр самой кассовой картиной в истории независимой Украины – военной драмой Олеся Санина «Поводырь», рассказывающей о слепом украинском кобзаре и американском мальчике, ставшем его поводырем. Маленькая драма людей разворачивается на фоне зарождения коммунистического строя на территории Украины в 30-е годы прошлого столетия.
Проект Санина шел к премьере 10 лет, но горькая ирония заключается в том, что стал уместным именно сейчас. Особую остроту проекту придает тот факт, что все отрицательные персонажи в картине – русские, все положительные – украинцы и американцы. Едва ли, десять лет назад создатели картины предполагали, насколько животрепещущей темой станет национальность героев.
При бюджете в $2 млн., фильм «Поводырь» собрал в украинском прокате около $900 тысяч, став достойным конкурентом в прокате картине «Интерстеллар» Кристофера Нолана.
Кроме того, картину выдвинули украинским оскаровским комитетом на соискание премии американской киноакадемии в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», что спровоцировало скандал с участием создателей другого фильма, представленных в рамках дней украинского кино.
Криминальная драма «Племя» Мирослава Слабошпицкого стала одним из самых скандальных проектов прошлого года.
В центре сюжета молодой человек по имени Сергей, попавший в интернат для слабослышащих, где существует криминальная организация под названием «Племя». Подросток осваивается в новой компании, проходит боевое крещение и принимает участие в нескольких ограблениях. Однако, вспыхнувшее чувство к одной из наложниц Смотрящего приводит к катастрофическим последствиям.
Вопреки синопсису, «Племя» ни в коем случае не стоит воспринимать, как адаптацию «Ромео и Джульетты». Провокационная, жесткая, местами бесчеловечная и пугающая картина с одной стороны отталкивает неподготовленного зрителя, с другой завораживает своей бескомпромиссностью.
Это одна из тех картин, которую физически тяжело смотреть, хотя бы потому что события, происходящие на экране, периодически требуют крика, вопля, истерики. Но гробовая тишина и безмолвие делают фильм еще более пугающим. Фильм однозначно противопоказан детям, беременным женщинам и слабонервным.
Фильм Слабошпицкого был представлен вне конкурса на прошлогоднем Каннском фестивале и удостоился трех наград. Тем не менее, украинский оскаровский комитет не рискнул выдвинуть картину для борьбы за «Оскар» (хотя объективно шансов у нее было больше, чем у «Поводыря»), что в общем-то указывает на то, что политические мотивы и здесь сыграли свою роль.
Дебютная картина Виктории Трофименко «Братья: Последняя исповедь», впервые представленная на Международном московском кинофестивале в 2014 году, далека от скандалов.
История двух братьев, которые не разговаривали друг с другом более 40 лет, была вдохновлена скандинавской притчей Торгни Линдгрена, и стала одним из ярких примеров поэтического кинематографа в Украине. Блестящее техническое исполнение и интересные находки художника, тем не менее не смогли спасти картину от критических отзывов. Главным аргументом критиков была плохая сочетаемость скандинавских замкнутых характеров с украинской действительностью. Кроме того, создателей фильма обвинили в излишней назидательности истории.
Военную драму «Хайтарма», в основе которой лежит история депортации крымских татар, несмотря на премию «Ника» и ряда фестивальных наград, едва ли можно назвать выдающейся картиной.
Режиссер и исполнитель главной роли Ахтем Сейтаблаев в стремлении показать одну из самых страшных страниц в истории своего народа, начисто забыл о профессионализме. Получившаяся в конечном итоге картина переполнена сентиментальностью и национальным колоритом, но как кинематографическое полотно особой ценности не представляет. Подобные проекты периодически случаются в большинстве бывших союзных республик. В Казахстане, например, была картина «Жеруйык».
Завершит Дни украинского кино документальный фильм-концерт «ОЕ.20 Live in Kyiv», снятый в НСК «Олимпийский» в Киеве летом прошлого года. Концерт группы «Океан Эльзы» собрал более 75 000 поклонников со всего мира, став официально зарегистрированным концертным рекордом Украины.