До казахстанских кинотеатров наконец-то добралась биографическая драма Беннетта Миллера «Охотник на лис», завоевавшая приз за лучшую режиссуру в Каннах и представленная в четырех номинациях на грядущей церемонии премии «Оскар».
Название: «Охотник на лис» (Foxcatcher)
Выход в прокат: 29 января
Стоимость билета: от 750 тенге
Просмотрено: за 129 минут
Актеры: Стив Карелл, Ченнинг Татум, Марк Руффало, Сиенна Миллер
В центре сюжета история сложных взаимоотношений эксцентричного мультимиллионера Джона Дюпона с профессиональными борцами Марком и Дэйвом Шульцем, закончившаяся трагической гибелью последнего.
Вот уже в третий раз режиссер Беннетт Миллер снимает кино, основанное на реальных событиях, и за это время выявилась достаточно любопытная закономерность: в центре всех трех историй герой, оценивающих окружающих с экономической точки зрения. Вспомнить Трумэна Капоте в исполнении Филиппа Сеймура Хоффмана, вероломно использующего доверие Перри Смита для написания своего романа «Хладнокровное убийство» или героя Брэда Питта в фильме Moneyball (вышедшая в СНГ с размытым названием «Человек, который изменил все»), который с помощью математических расчетов тасует игроков бейсбольной команды. И вот теперь Джон Дюпон, играющий с братьями-борцами в кошки-мышки, превращая их своим расположением в соперников, исключительно ради того, чтобы привести свою команду «Охотники на лис» к победе.
Как и все предыдущие картины Миллера «Охотник на лис» - кино серьезное, обстоятельное, «взрослое», без дешевых попыток придать сюжету пущего драматизма за счет нелепых лирических вставок. Наряду с Дэвидом О. Расселом, Миллер – один из немногих режиссеров современности, который создает фильмы, заточенные под основные «оскаровские» номинации (т.е. за лучший фильм, режиссуру, актерскую игру и сценарий), не заморачиваясь на технические эффекты.
Несомненно, огромная ответственность лежала на исполнителях главных ролей. И тут было предпринято два весьма рискованных решения по кастингу, а именно — Стив Карелл и Ченнинг Татум, исполнившие роли Джона Дюпона и Марка Шульца. Справились оба, но по-разному.
Звезда ситкома «Офис» и ряда необязательных комедийных лент Стив Карелл проделал колоссальную работу, вживаясь в образ Дюпона. Едва ли кто-то узнает в этом мрачном, одновременно жалком и пугающем персонаже Эвана Всемогущего или сорокалетнего девственника. Миллер не жалеет хронометража на то, чтобы нарисовать как можно более подробный психологический портрет одиозного и закомплексованного богача, страдающего от пренебрежительного отношения матери и прогрессирующей шизофрении для того, чтобы даже самому недалекому зрителю было понятно, что кровавая развязка в этой истории неизбежна.
Татум в свою очередь, подобно еще одному подростковому кумиру Крису Хемсворту, доказал, что он способен сыграть чуть лучше, чем обычно, но в целом ничего выдающегося не показал. И это при том, что драматическая линия Марка была достаточно сильной – спортсмен, который получил шанс выйти из тени своего куда более талантливого и популярного брата, но не сумевший им толком воспользоваться. Почему-то актер решил, что насупленных бровей и сжатых губ достаточно, чтобы обозначить эту весьма непростую личную драму.
Не в пример лучше Татума выступил Марк Руффало, сыгравший роль Дэйва Шульца. Во-первых, актер пережил достаточно внушительную физическую трансформацию для того, чтобы убедительно смотреться в роли борца, а во-вторых, действительно хорошо сыграл роль уверенного в себе спортсмена, но не самого уверенного мужчину. Как результат, номинация на «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана.
Помимо Марка Руффало, на премию американской киноакадемии претендует Стив Карелл (лучшая мужская роль), Беннетт Миллер (за лучшую режиссуру) и авторы сценария Э. Макс Фрай и Дэн Футтерман (соответственно, за лучший оригинальный сценарий). Закономерно было бы предположить, что фильм должен быть в списке номинантов и за лучший фильм, но неожиданно для многих «Охотника на лис» проигнорировали. На этот счет у меня есть своя теория.
Как известно, «Оскар» в последние годы частенько перегибает палку в своей политизированности. «Охотник на лис» стал ее очередной жертвой. Дело в том, что в этом году американским зрителям, после того как страна фактически вступили в «холодную войну», просто необходимы положительные герои. Неслучайно в списке номинантов оказались две биографические драмы об ученых Стивене Хокинге и Алане Тьюринге (который, впрочем был британцем), картина о борце за права чернокожих Мартине Лютере Кинге и история самого результативного снайпера в истории США Крисе Кайле (последняя, к слову, до объявления номинантов, даже близко не была в списке фаворитов). История миллионера-шизофреника и убийцы в этот стройный ряд явно не вписывалась. В общем, картина появилась на экранах не в то время. В прошлом году она бы точно заняла достойное место между бесшабашной историей брокера-афериста с Уолл-стрит и суровой драмой про ковбоя-контрабандиста и его друга-трансвестита, борющихся со СПИДом.
«Охотник на лис» не претендует на высокие кассовые сборы. По своей структуре картина старомодная и не радующая зрителя клиповым монтажом и феерическими полетами камеры. То есть, кино далеко не для подростковой аудитории, а скорее для любителей тяжеловесной академической драмы.