Развитие отечественного медиа-рынка полностью зависит от государственной информационной политики. Эту неутешительную точку зрения, как оказалось, разделяют все без исключения независимые участники рынка, пытавшиеся найти выход из сложившейся ситуации на IX международном PR-форуме. В результате, посвященная этому дискуссия окончилась рядом прогрессивных рекомендаций власти и одним конкретным советом редакторам отечественных изданий.
Маргарита Бочарова, Vласть
Развитие отечественного медиа-рынка полностью зависит от государственной информационной политики. Эту неутешительную точку зрения, как оказалось, разделяют все без исключения независимые участники рынка, пытавшиеся найти выход из сложившейся ситуации на IX международном PR-форуме. В результате, посвященная этому дискуссия окончилась рядом прогрессивных рекомендаций власти и одним конкретным советом редакторам отечественных изданий.
Началась панельная дискуссия «Медиа-рынок: кто и как формирует информационные потоки? Последние тенденции и прогнозы развития» с самого настоящего эксклюзива, о котором все медийное сообщество наслышано, но мало кто видел. Вниманию присутствующих был представлен небольшой отрезок из памятного выступления Марата Тажина на информационном активе страны, состоявшемся в конце февраля 2013 года. Выдержка из критичной речи государственного секретаря, по признанию организаторов, была призвана заменить собой отказавшегося присутствовать на форуме представителя министерства культуры и информации.
Спустя несколько секунд одновременно с Тажиным зазвучал громкий голос одного из спикеров, приглашенных на дискуссию и восседавших в президиуме. «А есть у кого-нибудь синхронный переводчик? Я не понимаю, о чем он говорит!», - вдруг сказал в микрофон Алишер Еликбаев, руководитель проекта Vox Populi и PR-службы сети торговых центров «MEGA». Его символичный возглас оказался, к сожалению, лишь следствием технических особенностей аппаратуры, установленной в зале.
Резюмируя продемонстрированный аудитории отрезок выступления Тажина и желая, вероятно, все-таки донести до основных спикеров его суть, модератор дискуссии, пресс-секретарь группы компаний «Верный Капитал» Михаил Дорофеев особо отметил тон речи чиновника. «Самое главное, мне кажется, в этом выступлении – это тональность, в которой говорил госсекретарь тем людям, которые этой ситуацией занимаются и которые до этой ситуации довели», - выразил он свое мнение.
Лейтмотивом состоявшейся дискуссии стала, ожидаемо, роль государства, как основного игрока, формирующего информационные потоки на казахстанском медиа-рынке. Говоря об определяющей роли государства, спикеры естественным образом заговорили и о тех колоссальных финансовых средствах, выделяемых в рамках государственного заказа. Президент клуба «PR-шы» Шынар Жанибекова озвучила данные, согласно которым в 2012 году объем информационного госзаказа достиг 151 млн. долларов.
Жанна Пархоменко, директор по связям с общественностью и корпоративным коммуникациям группы компаний «Верный Капитал», еще недавно работавшая в крупнейшей телекоммуникационной компании Украины, по этому поводу первым делом сказала: «Честно говоря, когда я приехала в Казахстан, у меня заняло какое-то время посягнуть саму идею госзаказа». Аплодисментами встретил зал и заявление Пархоменко о том, что идея о том, чтобы государство оплачивало публикацию определенных материалов в СМИ, «в умы украинцев не приходила изначально».
Но если для украинцев государственный информационный заказ является явлением чуждым, отечественным масс-медиа с ним приходится сталкиваться на регулярной основе. За разъяснениями модератор тут же обратился к главному редактору «Бизнес и Власть» Олегу Хе, который сообщил, что ежегодно в рамках госзаказа издание получает от государства не более 15 млн. тенге. Эти средства, по его словам, реализуются через ряд специальных тематических приложений к изданию с соответствующими пометками. Между тем, главред также отметил, что «то, что закладывает министерство на квадратный сантиметр, в десятки раз ниже нашей себестоимости», что, в свою очередь, создает дополнительные риски для издания.
О влиянии государства на электронные СМИ (вернее, о практическом отсутствии такового) участникам форума рассказал Алишер Еликбаев. «Программы, которые они (государственные органы –V) используют для взаимодействия со средствами массовой информации в интернете, часто не работают вообще. Но деньги эти, точно так же как и в оффлайн-СМИ, используются в большом, невероятном количестве, и тратятся непонятно на что», - заявил он. Не прошло и секунды, как в адрес Еликбаева поступил вопрос о том, «реально ли купить блогеров». Недолго думая, PR-щик и блогер ответил, что за суммы, которые были озвучены ранее, это будет сделать «легко», чем тут же вызвал неподдельный смех аудитории.
Дальше дискуссия и вовсе продолжалась в относительно веселом русле, чему немало поспособствовало вступление в нее актера Ануара Нурпеисова. На фоне своего известного видео с участием Сона Паскаля «Englishman in Shymkent» Нурпеисов рассказал о необычайной популярности «веселого» контента в сети о «выпученных» глазах тех, кто узнает, что за показ видео по телевидению артисты в Казахстане привыкли телекомпаниям платить.
Отвлечь Нурпеисова от проблем отечественной эстрады и вернуть его к теме обсуждения попытался Еликбаев, откровенно спросив: «А при помощи гитары, при помощи вот этой банки кофе можно ли продвинуть в интернете послание президента?». Нурпеисов, признав, что его застали врасплох, спустя некоторое время все-таки нашелся, что ответить: «Если у тебя есть такие бюджеты, я что-нибудь придумаю». В зале раздались одобрительные аплодисменты.
Чуть позже выяснилось, что такие кейсы в истории мирового PR, отнюдь, не редкость. Жанна Пархоменко припомнила всем известный пример с Путиным, который «что только не делал: летал с журавлями, целовал детей в живот…». «Жанна, у нас личная жизнь президента охраняется законом, поэтому когда он целует в живот ребенка, это его личное дело», - объяснил казахстанскую специфику Еликбаев.
Тема детей вскоре сменилась вещами более прозаичными и уголовно-наказуемыми. Пресс-секретарь министерства сельского хозяйства Сакен Калкаманов, поднявшись из зала, сделал решительное заявление о запрете проплаченных материалов: «Должно быть уголовное или административное очень жесткое преследование за размещение этих материалов, потому что это ничем не отличается от коррупции или проституции!». Дорофеев парировал: «То есть Сакен предлагает не заставить журналистов умереть с голоду, а просто посадить их всех в тюрьмы и сгноить там!». Минутой позже выяснилось, что сажать в тюрьмы следует все-таки не журналистов, а тех, кто занимается откровенным шантажом, заставляя публиковать проплаченные материалы.
Это пламенное выступление из зала фактически ознаменовало собой начало заключительной части дискуссии, в которой участники делились своими предложениями относительно того, на что государство все-таки должно тратить внушительные суммы бюджетных средств. Президент Казахстанского пресс-клуба Асель Караулова, например, высказала справедливое мнение о том, что средства государственного заказа должны идти на развитие инфраструктуры медийного рынка, а также в систему подготовки профессиональных журналистов. Олег Хе попытался было возразить, что тренинги для журналистов имеют все шансы превратиться в типичную «промывку мозгов», однако Караулова подчеркнула необходимость их полной независимости от государства.
Ерлан Аскарбеков, генеральный директор коммуникационного агентства «Аскарбеков и Plankion Group», вызвался от имени «PR-шы» озвучить разработанные клубом рекомендации в отношении будущего информационного заказа. Однако, вопреки ожиданиям, свое выступление Аскарбеков начал с пространного размышления на тему гитары и необходимого для игры на ней таланта. «Возможно, Казахстан не готов сразу принять все эти технологии (инфотейнмент – V), но что касается гитар и талантов, уж чего-чего, а песенного таланта у нас очень много! Поэтому все страхи, все разговоры о том, что это невозможно, это Америка, это далеко, у нас особый менталитет – это полная чепуха!».
Сделав небольшой экскурс в историю отечественной PR-отрасли, Аскарбеков приступил к перечислению многочисленных рекомендаций, начинающихся от отказа государства от 100% финансирования новостей и заканчивающихся необходимым участием отечественных медиа-продуктов в международных конкурсах. Кроме этого, он персонально обратился к Олегу Хе и Алишеру Еликбаеву с просьбой не употреблять более выражение «PR-материалы», а использовать словосочетание «на правах рекламы».
Шынар Жанибекова же предпочла завершить дискуссию на более жизнеутверждающей ноте: «Каждый из нас – это винтик в одном большом механизме, называемом государством, называемом PR-системой, и, наверное, от правильности нашей работы будет изменяться и ее внешний вид».