Не так давно в Казахстане прошло ЕНТ, страсти по которому уже начали утихать, хотя еще несколько недель назад шла ожесточенная борьба между противниками такой формы сдачи экзаменов и сторонниками, в частности, министерством образования и науки. Подобные дискуссии и споры ведутся в стране на протяжении последних 10 лет. Vласть решила изучить результаты единого национального тестирования за последние шесть лет, чтобы узнать, какие изменения произошли за это время.
Для начала стоит отметить, что количество участников ЕНТ с 2009 года по 2014 снизилось на 16% с 106 805 до 89 515 человек. Пик пришелся на 2011 год — именно тогда свои силы в едином национальном тестировании попробовали свыше 126 тысяч выпускников.
Изменилось и число участников по языку прохождения тестирования — за шесть лет желающих пройти ЕНТ на казахском языке выросло на 10% с 60,4% до 70,4% и, соответственно, на столько же снизилось количество желающих сдавать экзамен на русском языке — с 39,6% до 29,6%.
Из положительного можно выделить увеличение количества участников ЕНТ, которые в результате тестирования сумели набрать свыше 100 баллов. Если в далеком 2009 году таких было всего около 3,4%, то в текущем году уже 14,7%.
Что касается тех, кто не сумел преодолеть минимальный пороговый уровень, то статистика констатирует печальную динамику. Так в 2009 году «двоечников» было 14,5%, в 2010 — 10,8%, в 2011 — 9,6%. А вот в 2012 году их неожиданно стало 36,8%, после чего пошел небольшой спад до 28,9% в 2013 году и 22,6% в 2014 году. При этом стоит отметить, что в 2012 году также наблюдался самый низкий процент и по количеству выпускников, набравших свыше 100 баллов — всего 2,4%.
Тогда еще бывший в ту пору министром образования и науки Бахытжан Жумагулов не сильно удивился такому откровенно плохому результату, назвав его ожидаемым, так как на пробных тестированиях выпускники набирали аналогичные баллы. Однако позже он все же связал низкие показатели с заменой 30% тестовых вопросов на новые, а также усиленным контролем на самом ЕНТ.
Произошли изменения и в выборе пятого предмета. Если в 2009, 2010 и 2011 годах выпускники преимущественно выбирали географию, то в 2012 — 2013 годах — физику, а в этом и вовсе биологию. Это означает, что профессиональный ориентир абитуриентов сместился, грубо говоря, с экономических и социальных наук сначала в технические, а затем в естественные, сельскохозяйственные и медицинские.