Во вторник, в ходе презентации законопроекта "О пенсионном обеспечении" в Мажилисе министр труда и социальной защиты Серик Абденов заявил, что в течение 10 лет пенсионный возраст для женщин Казахстана с 1 января 2014 года будет повышаться поэтапно с 58 до 63 лет - по полгода за один год, сообщает корреспондент Vласти из Астаны. Эксперты комментируют заявление министра.
Редакция Vласти, Алматы-Астана
Во вторник, в ходе презентации законопроекта "О пенсионном обеспечении" в Мажилисе министр труда и социальной защиты Серик Абденов заявил, что в течение 10 лет пенсионный возраст для женщин Казахстана с 1 января 2014 года будет повышаться поэтапно с 58 до 63 лет - по полгода за один год, сообщает корреспондент Vласти из Астаны. Эксперты комментируют заявление министра.
Серик Абденов сообщил, что предлагается унификация пенсионного возраста женщин:
- В течение десяти лет по полгода за один год будет осуществляться повышение, - заявил министр.
Планируется, что в течение десяти лет пенсионный возраст женщин увеличится до 63 лет с нынешних 58-ми. Презентуя законопроект, министр отметил, что в большинстве стран, пенсионный возраст составляет 65-67 лет и не зависит от пола работника.
По его данным, в Казахстане из 1,8 млн пенсионеров женщин - 1,253 млн, или 70%. Однако из общего числа индивидуальных пенсионных счетов на долю женщин приходится 3,8 млн, или 45%. Средние размеры пенсионных накоплений женщины на 25% ниже, чем у мужчин.
Отставание размеров пенсионных накоплений, отметил он, связано с двумя причинами: меньшим стажем участия в накопительной пенсионной системе и гендерными различиями в оплате труда.
Vласть опросила экспертов, с просьбой прокоменнтировать эту новость.
Магбат Спанов, доктор экономических наук:
Как экономист, я думаю, что увеличение пенсионного возраста достаточно обосновано. Когда принимался закон и определялся возраст, средняя продолжительность жизни граждан была намного меньше. Естественно, в связи с улучшением качества жизни, средняя продолжительность увеличивается. Я беседовал с зарубежными специалистами, которые говорили о плюсах и минусах западных пенсионных накоплений, реформ, они говорили, что в среднем пенсионные выплаты рассчитываются на 8 лет после выхода на пенсию. У нас женщина выходит в 58 и сумма рассчитана на 8 лет, а после государство несет нагрузки на бюджет.
С точки зрения экономики это целенаправленный шаг. Другой вопрос, чтобы повысить пенсионный возраст, должны улучшаться условия труда, мы должны повышать производительность труда и параллельно должно развиваться профсоюзное движение, которое могло бы защищать права наемных работников.
Амиржан Косанов, генеральный секретарь ОСДП «АЗАТ»:
Считаю такое предложение не только фактическим признанием власти своей неспособности управлять пенсионными накоплениями, но и прямым нарушением статьи 1 Конституции, которая определяет Казахстан как социальное государство! Это также противоречит предвыборным обещаниям правящей партии «Нуротан»! Там такого пункта нет! Вообще не мешало бы президенту призвать к ответственности всех тех, кто все эти годы давал красивые отчеты о состоянии дел в пенсионной сфере и ныне не способен решить проблему без нагнетания недовольства в обществе. Это не только асоциальный, но аморальный шаг! Как можно приравнять женский и мужской возраст выхода на пенсию?! В отличие от мужчин у женщин другие заботы: рожать и воспитывать детей, быть хранительницей очага, включая кормление, стирание и другие семейные хлопоты и тд. Тогда Келимбетову постановлением Правительства надо обязать всех мужчин взять на себя 50 процентов домашних хлопот! Да, есть некоторые категории женщин, которые хотели бы работать и после 58. Тогда надо дать возможность каждой женщине сделать выбор: или выходить на пенсию в 58 лет или же продолжать работать. Это будет наиболее адекватным решением.
Канат Берентаев, заместитель директора Центра анализа общественных проблем:
Я отрицательно отношусь и к этой инициативе, и к созданию единого пенсионного фонда. В стране нет объективных предпосылок для повышения пенсионного возраста. Потому что если везде население стареет, то у нас население достаточно молодое, поэтому считать, что повышение пенсионного возраста является панацеей повышения эффективности пенсионной системы – это абсолютно не правильно. Никакой экономической выгоды государству от этого нет. Нам необходима новая политика занятости и оплаты труда. У нас если грубо говорить, 30% работоспособного населения - безработные, это примерно 600 тыс. официальных безработных, 2 млн. – самозанятых, плюс теневая экономика, когда в конверте выдается зарплата, отчисления в пенсионный фонд не идут. А старшее поколение самозанятых начинает уходить на пенсию и им нужно обеспечить хотя бы базовую пенсию, а это означает нагрузку на бюджет, и поэтому давайте мы хотя бы на пять лет все отложим, а уже потом посмотрим, что будет.
Данияр Ашимбаев, главный редактор биографической энциклопедии "Кто есть Кто в Казахстане":
В развитии пенсионной системы за последнее десятилетнее возникли существенные проблемы, к примеру, снижение количества работающих, при одновременном росте продолжительности жизни. Такая проблема есть не только у нас, но и во многих странах. Количество взносов обеспечивающих пенсионные выплаты, из года в год остается одинаковым. В процессе постоянного роста экономики государство могло бы позволить себе увеличивать пенсии, зарплаты и социальные выплаты, но в настоящее время эта ситуация неоднозначная.
Повышение пенсионного возраста достаточно обосновано, как чисто экономическими факторами, и грубо говоря, медицинско-психологическими факторами, период социальной и трудовой активности у людей вырос. Многие работают до 60-70 лет, достаточно активно работают.
Поэтапное увеличение пенсионного возраста неизбежно. Если возникнет реальная проблема дефицита пенсионных накоплений, я считаю, такая мера повышения просто неизбежна. Только тогда, когда экономика заработает как часы, мы сможем позволить себе не повышать пенсионный возраст.