• 39815
Одной из задач госпрограммы развития образования Казахстана до 2020 года является совершенствование системы инклюзивного образования в школе. В рамках этой программы до 2020 года доля детей, охваченным инклюзивным образованием, от общего количества детей с ограниченными возможностями в развитии должна составить 50%. Пока в стране появились только первые примеры обучения детей с ограничением в развитии в общеобразовательных школах, но они внушают специалистам оптимизм.

 

Ирина Галат, Vласть

 

Одной из задач госпрограммы развития образования Казахстана до 2020 года является совершенствование системы инклюзивного образования в школе. В рамках этой программы до 2020 года доля детей, охваченным инклюзивным образованием, от общего количества детей с ограниченными возможностями в развитии должна составить 50%. Пока в стране появились только первые примеры обучения детей с ограничением в развитии в общеобразовательных школах, но они внушают специалистам оптимизм.

 

Чтобы быть человеком, нужно жить среди людей

 

Специалисты рассматривают инклюзивное образование только в качестве компонента инклюзивной политики государства в целом. Основной задачей инклюзивного образования является установление здоровых межличностных отношений в обществе.

 

«Люди должны научиться нормально относиться к разнообразию человеческих культур, человеческих проявлений и человеческого здоровья в том числе», - говорит кандидат педагогических наук, доцент, заведующая лабораторией специального школьного обучения Национального научно-практического центра коррекционной педагогики  Ирина Елисеева.

 

Инклюзивное образование включает в себя широкий круг людей, для которых оно должно существовать: это люди, у которых по разным причинам есть проблемы быть включенными в общее образование. Это могут быть национальные меньшинства, дети, проживающие в отдаленных сельских районах, ВИЧ-инфицированные и дети с ограниченными возможностями в развитии.

 

Динара Ешпанова, глава Общества поддержки детей с кохлеарными имплантами и нарушением слуха «Дабыс» считает, что инклюзия должна дать детям с ограниченными возможностями шанс максимально интегрироваться в общество.

 

«Дети с ограниченными возможностями, в основном общаясь в кругу семьи, не готовы к взрослой жизни. И общеобразовательная организация - это единственная возможность для детей обучаться в режиме инклюзии, общаться с другими детьми и узнавать мир, - поясняет она - Инклюзия заключается в том, чтобы дети с ограниченными возможностями обучались вместе с обычными детьми по государственной программе, получая такие же знания, как и другие дети. Единственное, в школах должны быть созданы дополнительные условия, учитывающие состояние здоровья этих детей».

 

Ирина Елисеева убеждена, что систему специального образования ни в коем случае нельзя подменять инклюзивным образованием. Эти две системы должны развиваться во взаимодействии друг с другом.

 

«Вопрос не должен стоять, в том, чтобы махом закрыть все специальные школы. Мы должны понимать, что есть часть детей, которым будет не очень комфортно в обычной школе, которые нуждаются в очень серьезном психолого-педагогическо-дефектологическом сопровождении. Такое сопровождение и человеческое и техническое создано только в специальных организациях образования.  И для обычной школы создавать такие условия для одного ребенка просто невозможно», - говорит она.

 

Инклюзивная политика - это правовая политика, в рамках которой родители должны иметь право выбора школы. Исследования, проводимые Центром, показывают, что сейчас не все родители желают отдавать своих детей в систему общего образования, так как понимают, что пока необходимые условия созданы только в системе специального образования.

 

Барьеры внедрения инклюзивного образования

 

По мнению Ирины Елисеевой, развивая инклюзивную политику нужно постепенно преодолевать барьеры, существующие в обычной школе.

 

Некорректное отношение к детям с ограниченными возможностями. У нас нет адекватного представления об этих детях. Мы просто боимся того, чего не знаем.

 

Отсутствие специально подготовленного педагогического состава. Пока учителя общей школы не готовы к обучению детей, имеющих отклонения в развитии. Государству необходимо поменять стандарты высшего педагогического образования, уделив особое внимание подготовке специалистов соответствующего профиля.

Плохая материально-техническая оснащенность учебных заведений. Отсутствуют специальные устройства и обучающие материалы для детей, а также методические пособия для учителей.

Барьер физического доступа. Есть большая категория детей с ограниченной мобильностью, которые по уровню развития своего интеллекта смогли бы обучаться в общеобразовательной школе и быть успешными. Но пока в школах не созданы условия для таких детей.

Жесткие требования государственного стандарта. Введение широкой градуированной системы оценки достижения детей позволит включить в общий поток детей с различными отставаниями от нормы развития в интеллекте.

 

Массового перевода детей из специальных школ в систему общего образования не будет

 

 

Специалисты выступают за планомерное развитие системы инклюзивного образования. При этом они отмечают невозможность полного закрытия специальных школ и перевода всех детей с ограниченными способностями в общеобразовательную школу.

 

«Нужно понимать, что у инклюзивного образования должны быть границы. Это не безграничное и не хаотичное пересаживание ребенка с любой проблемой в общий класс», - говорит Ирина Елисеева.

 

С ней согласна директор спецшколы №116 Екатерина Анисимова: «Массовый набор детей с ограниченными возможностями не возможен. Очень тяжело объяснять родителям, что не каждый ребенок может учиться в общеобразовательной школе. Родители должны прилагать большие усилия в дошкольном и школьном образовании, чтобы в будущем увидеть своего ребенка в обществе».

 

У некоторых людей система инклюзивного образования вызывает опасение из-за возможного снижения качества обучения обычных детей. Однако специалисты успокаивают и поясняют, что инклюзия призвана предоставлять высокое качество обучения, удовлетворяя всех участников образовательного процесса.

 

«Мы должны понимать, что у любого ребенка есть право получить качественное образование. И если ребенок с какими-то серьезными проблемами в рамках образовательного процесса не дает реализовывать права здорового ребенка на образование, значит, нужно думать о том, может ли он учиться здесь? Полезно ли для него и для других детей такое включение? Для определенной части детей общеобразовательная среда иногда бывает чрезмерной. Ребенок с очень серьезными отклонениями в развитии более комфортно будет чувствовать себя в ситуации, где созданы особые условия», - поясняет Ирина Елисеева.

 

Сейчас остро стоит вопрос открытия детских садов с инклюзивной формой обучения. Именно они призваны помочь детям социализироваться и адаптироваться в среде сверстников.

 

«Американцы подсчитали, что один доллар, вложенный в раннюю коррекцию, возвращается восьмью долларами в школьном возрасте», - говорит Елисеева.

 

Опыт внедрения инклюзивного образования уже есть

 

В 2011 году по инициативе Общества «Дыбыс» в Алматы в двух общеобразовательных школах была внедрена система инклюзивного образования.

 

На данный момент в школе № 116 в первых классах обучается трое детей с нарушением слуха, имеющих кохлеарные импланты.

 

«Я помню нашу первую встречу с родителями. Родители, желающие социализировать детей в общеобразовательной школе, хотели, чтобы к их детям применялся особый индивидуальный подход. Но так как государственные стандарты не меняются, а их особые требования могли удовлетворить в специальной школе, сразу было выработано решение, по которому не мы за родителями, а они за нами. Это было нашим условием, которое я считаю, успешно выполняется», - рассказывает директор школы Екатерина Анисимова.

 

Перед началом учебного года администрация школы провела разъяснительное собрание с родителями учеников о правилах поведения и отношения к новым ученикам. В частности, родителям рассказали о наличии у детей дорогостоящих кохлеарных аппаратов, к которым нужно бережно относиться.

 

«Я очень благодарна родителям детей, обучающихся вместе с нашими детьми. Родители отнеслись с большим пониманием. Никто из детей не передразнивает наших. Ведь дети - это зеркало родителей и общества в целом», - говорит мама Жансаи Махатаевой Динара Ешпанова.

 

По словам директора школы, специальных программ для детей, включенных в инклюзивное образование, нет. Дети посещают все уроки и выполняют весь государственный стандарт. На переменах они играют и бегают в буфет, также ходят на физкультуру и даже стараются на уроках подсказывать своим одноклассникам. Дети находятся внутри коллектива, принимая активное участие в различных конкурсах и мероприятиях.

 

«Они чувствуют себя в школе, как в своей стихии. Никаких комплексов у них абсолютно нет, это им и помогает. Они раскрепощенные, не боятся обращаться за помощью», - говорит руководитель кафедры начальной школы Алия Малаева.

 

К сожалению, в настоящее время в школе отсутствует тьютор, человек, который должен помогать корректировать какие-то знания ребенку, включенному в общее образование. Большим подспорьем для школы послужило открытие логопедического кабинета. Специалисты помогают учителям выстраивать правильные взаимоотношения с этими детьми.

 

Учителя младших классов, в которых внедрено инклюзивное обучение, отмечают, что в настоящее время дети справляются с государственной программой.

 

«Дети на данном этапе обучения, в общем, справляются. Основные затруднения вызывает слабый словарный запас. Так как дети несколько лет до операции не слышали, они некоторых вещей, конечно, не понимают. Им приходиться объяснять на картинках», - делится преподаватель начальных классов Наталья Шубина.

 

В связи с недостаточным словарным запасом трудности у детей возникают с составлением рассказов и пересказом. Также детям тяжело дается распознавание звонких и глухих согласных. Но они хорошо читают, самостоятельно пишут под диктовку, решают задачи по математике.

 

«Мы не делаем детям особых скидок. В общем, мы их стараемся ничем не выделять. Наша задача состоит в том, чтобы они шли с нами на одном уровне, чтобы наши обычные дети не обращали на них особого внимания, чтобы эти дети чувствовали себя равными и ничем не ущемленными», - подчеркивает Шубина.

 

Директор школы Екатерина Анисимова говорит, что учителям, в чьих классах учатся дети с нарушением слуха, необходимо постоянно полностью владеть собой. «Учитель не должен допускать никакой небрежности в речи. С этими детьми надо работать глаза в глаза. Учителю приходиться бесконечно контролировать себя. Дети также обращают внимание на артикуляцию рта», поясняет она.

 

Большие надежды возлагает директор на родителей. «Доведут ли родители своих детей до конца? Ведь эти дети однозначно требуют к себе повышенного внимания», - размышляет Анисимова.

 

По словам сурдопедагога-логопеда Гульбахрам Яхьяровой, ребенок с нарушенным слухом при вливании в общеобразовательную среду, где находятся слышащие дети, испытывает очень большой стресс, в первую очередь, психологический.

 

«Основная трудность - это трудность в коммуникации. Потому что коммуникативная деятельность в среде слышащих детей подразумевает активное владение устной речью в соответствии с ситуацией, ведением диалога, даже в таких простых ситуациях, как приветствие, прощание, выражение извинений, просьб и так далее. Дети знают, что они хотят сказать, но они не могут этого сделать в устной форме, понятной для слышащих детей», - поясняет она.

 

Любой посторонний шум, будь то шаги в коридоре или трель птиц из окна, вызывают дополнительные помехи в восприятии материала. Однако эта проблема может быть решена установлением в кабинетах FM систем, приглушающих посторонние звуки.

 

По словам родителей, несмотря на все трудности, с которыми сталкиваются дети, обучающиеся в школе по программе инклюзивного образования, они с радостью идут на учебу, понимая, что для них это хороший шанс общения с обычными детьми.

 

«Мы не надеемся, что наш ребенок получит грамоту или окончит школу с медалью, мы, честно говоря, просто хотим, чтобы наш ребенок был среднестатистическим», - говорит мама Жансаи Махатаевой.

 

Инклюзивное образование только начинает развиваться в Казахстане. Пока школа не готова к серьезному реформированию, но медленные шаги она может и должна делать.

 

На начальном этапе главной задачей государства является проведение информационно-просветительской работы среди научно-педагогического сообщества и общества в целом. Создание нормативно-правовой базы, обучающих материалов, подготовка преподавательского состава, изучение отечественного и зарубежного опыта внедрения инклюзивного образования позволит Казахстану постепенно выстроить грамотную систему обучения.

 

Открытым также остается вопрос открытия инклюзивного образования в казахоязычных школах. Пока этого не произошло.

 

Фото - портал родителей Казахстана yamama.kz

Свежее из этой рубрики