• 3336
Согласно данным очередного опроса Бюро экспресс-мониторинга общественного мнения DEMOSCOPE при Международном центре журналистики MediaNet казахстанцы доверяют ТВ, используют mail.ru как основной источник информации в Сети, одобряют внедрение обязательного медицинского страхования и предпочитают летний отдых внутри страны.

Ярослава Саржевская, специально для Vласти

 

Согласно данным опроса Бюро экспресс-мониторинга общественного мнения DEMOSCOPE при Международном центре журналистики MediaNet  казахстанцы доверяют ТВ, используют mail.ru как основной источник информации в Сети, одобряют внедрение обязательного медицинского страхования и предпочитают летний отдых внутри страны.

 

Опрос  проводился по трем темам: основные источники информации, пользующиеся доверием  казахстанцев, отношение к  внедрению обязательного медицинского страхования и предпочтения туристских маршрутов  летнего отдыха.

 

Телефонным и интернет-опросом было охвачено 2048 человек в крупнейших городах Казахстана.

 

Основной блок вопросов был посвящен главным для населения страны источникам информации. В результате выяснилось, что абсолютное большинство казахстанцев черпают информацию, просматривая телеканалы (35%), а также комбинируя 2-3 источника (36,9%), главным образом, ТВ и Интернет.  24,4% респондентов назвали своим приоритетным источником информации Интернет. Лишь 3,7% граждан в среднем по стране предпочитают газеты и журналы всем другим информационным ресурсам.

 

Интересным оказался региональный срез. Так, 39,6% опрошенных алмаатинцев предпочитают получать информацию из телевизора, 25% из Интернета, и почти столько же – из этих двух источников параллельно. Любителей печатных изданий среди жителей Алматы сравнительно не так много – чуть более одной десятой - 10,4%.

 

Жители столицы предпочитают ТВ – 54%. Интернет и газеты в Астане пользуются меньшим спросом – 17,3%, 6, 9%. 21,8% астанчан комбинируют источники, в основном, ТВ, радио и интернет.

 

Судя по результатам опроса, наибольшую популярность печатные СМИ среди аудитории имеют в Караганде, Петропавловске и Атырау – 12,5%, 14,1%, 11,2%.

 

«Чтобы сформировать более-менее объективную картину, нужно прочесть и просмотреть как минимум пять газет, каналов или сайтов, а учитывая, что наша пресса часто бывает полярной (полностью провластной или жестко оппозиционной), лучше читать максимум, который возможен. Сегодня, на мой взгляд, более оперативны и объективны интернет-издания. Часто интересную информацию содержат региональные издания», -  считает директор ОФ «Северо-Казахстанского правового Медиа-центра»  Диана  Окремова.

 

Организаторы опроса попросили респондентов, при желании уточнять, какие именно газеты они регулярно читают. Примечательно, что республиканские газеты имеют успех, прежде всего, в Алматы. В других регионах основными источниками информации среди газет являются местные издания.

 

Чаще других респонденты-алматинцы называли «Свободу слова», «Время», «Комсомольскую правду», «Караван» и «Жас Алаш». В Астане большая часть опрошенных назвала регулярно читаемой «Инфо-Цес», чуть меньше - «Время» и «Свободу слова».

 

В Караганде также лидируют местные издания: «Взгляд», «Новый вестник», «Вечерняя Караганда». Аналогичная ситуация в других областях, где чаще всего респонденты указывали в основном местные издания в качестве главных поставщиков информации: в Усть-Каменогорске «Мой город», в Таразе – «Знамя труда» и «Магнолия»,  в Костанае – «Наша газета», в Актобе – «Диапазон» и «Эврика», в Атырау – «Ак жайык», в Семее – «Спектр» и т.д.

 

Из телеканалов алмаатинцы предпочитают КТК, «Евразию», «Хабар», а также российские телеканалы НТВ, Россия и Рен-ТВ. В Астане популярнее отечественные каналы: «Казахстан», «Хабар», Седьмой», а также КТК и «Евразия».

 

В регионах республиканские телеканалы пользуются стабильной популярностью – их упомянула подавляющая часть опрошенных в качестве главных ТВ-источников информации. Среди наиболее часто упоминаемых в целом по стране: КТК, «Евразия», «Казахстан», «Хабар», 31-й, «Седьмой», а также российские НТВ и «Россия».

 

Регулярными веб-источниками информации алмаатинцы называли такие ресурсы, как mail.ru, google и yandex. Часто упоминалась респондентами также социальная сеть «вконтакте» (vk.com).

 

В Астане при все тех же главных «хитах» в лице сервисов  mail.ru и google чаще других упоминались tenrinews.kz,  zakon.kznur.kz.

 

В других регионах абсолютно доминирует mail.ru, но в число топ-упоминаемых при ответах вошла также социальная сеть odnoklassniki.ru.

 

Примечательными оказались итоги опроса об источниках информации, которым население доверяет. Здесь позиции телеканалов незыблемы – 44,7%. Уровень доверия респондентов  к интернет-ресурсам  не столь высок - 17,4%. Хотя это второй результат в этом блоке вопросов, но стоит отметить, что это на 7% меньше, чем показатель Интернета в качестве источника информации.

 

«Будущее однозначно, за интернетом» - говорит Диана Окремова, - «хотя не стану утверждать, что газеты и телевидение скоро исчезнут с лица земли: они просто займут совсем маленький сегмент в медиа-пространстве. В сельской местности, в далеко удаленном городах, где у людей нет альтернативы провластным изданиям, нет и нормальной информированности.  С появлением и развитием блог-платформ, источников информации стало намного больше. Правда, не всегда они правдивы, но зато есть выбор».

 

Наоборот, сравнительно высоким доверием пользуются газеты – 14,5%, но при этом значительно меньшая доля населения использует их в качестве основного источника информации. Радио верят  4,7% казахстанцев, а журналам – всего 1,8%. Ни одному источнику информации не верят почти 17% респондентов.

 

Алмаатинцы во время опроса чаще называли заслуживающими доверие такие источники, как «Время», «Свобода слова», «Караван». Газета «Время» также наиболее часто упоминалась как надежный источник информации жителями Астаны. В других городах аудитория доверяет тем же информационным ресурсам, которыми регулярно пользуется. Примечательно, что в ответ на просьбу назвать «конкретный источник информации, которому Вы доверяете», респонденты чаще всего называли именно газеты, что несколько диссонирует с общим показателем по самому высокому уровню доверия к ТВ.

 

Интересными оказались результаты опроса на тему внедрения обязательного медицинского страхования.

 

56,4% респондентов одобрили эту перспективу, несмотря на печальную историю с ФОМС. Лишь 21,2% против,  а 20,9% затруднились ответить,  предпочтя оценить обязательное медстрахование  в  деле.

 

Бахыт Туменова, президент ОФ "Амансаулык": "Модель медицинского страхования сама по себе не плохая. Есть гарантированный объем медицинской помощи: экстренная, плановая, квоты и т.д. При медицинском страховании появляется хорошая возможность, при которой работодатель платит за своего работника, при условии, что доходы работодателя прозрачны.  В 90-х годах мы зря отказались от этой модели, хотя время тогда было неподходящее: тяжелый период, безработица. Сегодня основной проблемой, которая сводит все хорошие начинания к нулю - тотальная коррупция в нашем государстве, и если мы не изживем ее,  все сможет у нас повториться».

 

Возможно, одобрительное отношение аудитории частично связано с тем, что провал проекта ФОМС уже основательно подзабыт населением, плюс, вероятно, накопился изрядный скепсис к нынешней системе здравоохранения, очевидно требующей реформирования. Во всяком случае при опросе почти не вспоминали скандальный опыт с Фондом медстрахования. Респонденты, оценивая перспективы внедрения данной системы, видели плюсы в том, что она даст возможность для всех гарантированно лечиться.

 

Еще одним очень интересным результатом опроса стали отпускные планы населения.

 

Абсолютно большая часть казахстанцев предпочитают провести летний отдых в пределах Казахстана – 46,9%. Примерно  треть (32,1%)  не планирует отпуск летом.  6,9% намерены  провести отпуск в Турции, 7% на озере Иссык-Куль, 3,4% - в Европе.

 

Главными объектами внутреннего туризма чаще всего назывались: Боровое, Алаколь. Часть опрошенных, которая предпочла внутриказахстанский отдых, назвала среди причин такого выбора: последствия кризиса и отсутствие средств на заграницу, возросший уровень сервиса на казахстанских туристических объектах.

Свежее из этой рубрики