Несмотря на то, что бытует мнение о том, что Турция, Тайланд и ОАЭ порядком поднадоели туристам, казахстанцы по-прежнему не готовы к познавательному туризму, выбирая отдых на пляже, предпочтительнее с пометкой «all inclusive». Причем, растет тенденция самостоятельного бронирования отелей и покупки авиабилетов непосредственно у авиаперевозчика, рассказали Vласти в турагентствах. Туристы только становятся разборчивее.
Наталья Напольская, Vласть
Несмотря на то, что бытует мнение о том, что Турция, Тайланд и ОАЭ порядком поднадоели туристам, казахстанцы по-прежнему не готовы к познавательному туризму, выбирая отдых на пляже, предпочтительнее с пометкой «allinclusive». Причем, растет тенденция самостоятельного бронирования отелей и покупки авиабилетов непосредственно у авиаперевозчика, рассказали Vласти в турагентствах. Туристы только становятся разборчивее.
Бывалые туристы хотят новых ощущений
Казахстанцы с каждым годом отдыхают все чаще. Выездной туризм в стране становится все популярнее. Статагентство приводит данные, что с с 2008 по 2010 год рост выездного туризма составлял порядка 15% ежегодно, в 2011 году он вырос уже 40%.
Менеджер по туризму в компании Deta Асель Байшегирова говорит, что туры в Европу и поездки на острова становятся популярнее среди туристов, но Турция остается главным направлением.
«Первый раз клиент, скорее всего, поедет в Турцию, и второй раз тоже в Турцию, возможно, и в третий раз. А вот уже потом его, как правило, заинтересуется Европа. Но многих пугает то количество документов, которые нужно подготовить для получения Шенгенской визы. В этом случае преимущества за безвизовыми странами – Хорватия, Черногория. В последнее время становятся востребованные туры на острова – это Мальдивы, Сейшелы, Маврикий. Но и тут нужно оговориться, что это недешевый отдых и такими местами интересуются состоятельные клиенты», – отмечает Байшегирова.
Туристы становится все более самостоятельными – очень многие сами покупают себе авиабилеты и бронируют отели. Как пояснили в турфирме, раньше просто этого никто не умел делать, все доверяли профессиональным компаниям. Сегодня же клиенты стали считать свои деньги тщательнее и планировать свой отпуск самостоятельно.
Выбирая новые направления, туристы также хотят лежать на пляже, загорать и купаться в море. Экскурсионный, или как его еще называют, познавательный туризм, в Казахстане не в моде. Некоторый интерес туристы проявляют к Чехии, но и это не по причине исторических достопримечательностей – все дело в Карловых Варах.
«В Чехию летают только на лечение – это, как правило, пожилые люди и семьи с детьми. Среди наших клиентов очень мало тех, кого по настоящему привлекает экскурсионный туризм. Конечно, каждый, отправляясь в чужую страну, посетит старинную достопримечательность, может быть разок сходит в музей – но это не самоцель. У меня складывается такое впечатление, что казахстанцы так много работают, что им хочется просто поехать на море и ничего там не делать», - считает Асель Байшегирова.
Круизные каникулы
Новичками в туристической сфере можно назвать морские круизы. Это направление пока только набирает популярность.
Айсулу Омарова, молодая жительница Астаны, этим летом впервые поплывет на пятизвездочном лайнере с романтическим названием QueenMary.
«Турция – это уже давно не модно. Понимаете, в туризме, как и в одежде – есть свои тренды. И в этом вопросе мы с друзьями всегда стараемся быть в теме. В прошлом году мы летали на остров Маврикий, а в этот раз уже запланировали Трансатлантический круиз Гамбург – Лондон – Нью-Йорк. Согласна, что это удовольствие не из дешевых – все осложнилось тем, что мы заказывали круиз в России и тем, что еще нужно помнить об авиаперелете в город, откуда происходит отправление», - рассказывает Омарова.
Компании, продающие морские круизы на роскошных лайнерах, разрабатывают для клиентов различные направления – Средиземноморье, Норвежские фьорды, Британские острова, Карибские круизы. Предупреждают, что специально для жителей СНГ на борту работают русскоговорящие экскурсоводы и обслуживающий персонал. Предлагают всевозможные скидки и акции: «100% скидку на экскурсии», «25% скидка на детей до 15 лет», «15% скидку на раннее бронирование» и многое другое.
За всей этой привлекательностью кроются две неприятности: во-первых, в Казахстане мало представительств компаний, которые занимаются лайнерными круизами, поэтому клиентам зачастую приходится обращаться в российские офисы. Во-вторых, компании указывают стоимость самого круиза, и клиенты порой забывают, что, посещая несколько стран, траты увеличиваются в разы. Ну и, как говорит опытная туристка Айсулу Омарова, немалая часть трат занимает перелет в точку, где начинается путешествие.
В российской компании «Атлантис Лайн» корреспонденту Vласти, который представился потенциальным клиентов, сообщили, что цена за восьмидневный круиз по Средиземному морю начинается от 700 долларов. На первый взгляд, сумма кажется доступной и заманчивой. Однако, это стоимость каюты без иллюминатора, за одного человека при двухместном размещении. Каюта с окном будет стоить при всех вышеперечисленных условиях уже 1000 долларов, а с балконом – 1300 долларов. Нужно не забыть про портовые сборы, страховку, визу, курортную таксу, питание и всевозможные развлечения, которые предлагаются даже на самых скромных лайнерах (ночные клубы, казино, бары, магазины, ночные клубы, spa-центры и многое другое).
Турция сработает и за себя, и за Египет
Среди популярных туристических направлений второй год нет Египта. Нестабильная обстановка в стране напугала туристов и путевки туда сейчас не продаются. Асель Байшегирова рассказывает, что за прошедший год в компании Deta не было ни одного клиента в Египет, а все авиакомпании отменили чартерные рейсы по этому направлению.
«Наша компания не ощутила какого-то заметного провала из-за непопулярности Египта – туристы выбирают другие направления. Учитывая то, что Египет очень сильно похож на Турцию, то мы сейчас наблюдаем увеличение числа клиентов в эту страну», - говорит она.
Несмотря на разнообразие туристических стран, на отмену многими государствами визового режима (пусть даже и сезонного) – Турция остается в лидерах.
«Есть такие семьи, которые ездят в Турцию из года в год – и это им не надоедает. И даже если они просят просчитать, например, тур в Европу, то после того, как они сравнивают стоимость – в очередной раз выбирают Турцию. Многих привлекает услуга «все включено», для некоторых плюсом является то, что наши кухни похожи. А клиенты, которые не владеют иностранными языками выбирают Турцию, потому что там многие говорят по-русски. В общем, популярность этого направления пока не уменьшилась и таких прогнозов нет», – пояснила Асель Байшегирова.
Старый добрый Иссык-Куль
После двух революций в Кыргызстане излюбленное место отдыха казахстанцев резко потеряло в популярности. Понимая, что страна теряет лакомый кусок, киргизское правительство вот уже третий год дает соблазнительные обещания казахстанцам.
Еще в 2010 году экс-президент Роза Отунбаева лично пообещала, что правительство разберется с ГАИ, что на туристическую землю привлекут столько милиции, сколько понадобиться, только чтобы отдыхающие запомнили летний сезон 2010 года. Ситуация повторилась и в этом году.
Бакыт Кененбаев, заместитель министра культуры и туризма Кыргызстана пояснил казахстанским водителям, что по трассе Алматы – Чолпон-Ата будет два стационарных милицейских поста и несколько патрулирующих автомобилей.
«Если вдруг окажется, что вас останавливает гаишник просто так посреди дороги,при этом использует личный автомобиль, без каких-то опознавательных знаков, можете игнорировать смело и даже не останавливаться», - разрешил Кененбаев.
Для привлечения туристов из Казахстана кыргызстанцы вспомнили обо всех средствах, кроме самого действенного – снижения цен.
«Уже сегодня можно делать прогнозы, что поток на Иссык-Куль в этом году будет бешеный. Туристы, видимо, так соскучились по киргизскому озеру, что уже на май наша компания приняла немало заявок. Но точно могу сказать, что цены иссык-кульские дома отдыха не снизили. Есть несколько предложений от новых отелей – скидки на проживание, но это единичные случаи», - рассказала Нина Александрова, менеджер компании AzimutTravel.