В субботу в Астане судили женщин, задержанных накануне во время сноса дома в садоводческом товариществе «Урожай».
Заметим, что суд проходил в очень неожиданном режиме.
В пятницу вечером, отпуская задержанных из УВД района Алматы, им сообщили — в 9 утра в субботу состоится заседание. В 9.00 в здании межрайонного специализированного суда по административным делам Астаны честно ждали две женщины — Любовь Воронкова и Алия Смагулова (они были в числе задержанных в пятницу во время сноса). К 9.00 подъехала еще одна активистка — Ольга Рубахова, доверенное лицо сразу нескольких женщин — тех, кто уже 11-й день продолжает голодовку в знак протеста против сноса. Ждали женщины суда до 10.30. Но за полтора часа в суде появился лишь один полицейский, переписавший фамилии и имена женщин.
Журналистам он представляться отказался, на просьбу «потенциальных подсудимых» назвал фамилию — Акимов.
В 10.40 женщины, так никого и не дождавшись, покинули здание суда и направились в полицию — сдавать жалобы на неправомерные действия полицейских во время сноса и фиксировать побои (у одной на руке огромный синяк, у другой сильно болит грудная клетка). А в полиции их ждал «сюрприз»:
— Мы пошли в ДВД сдавать заявления о неправомерных действиях полиции вчера и снимать побои в судмедэкспертизе, — рассказала нам Ольга Рубахова. — А там всех прямо оттуда, из вестибюля здания начали силком вытаскивать — и детей, и женщин. Всех затолкали в машины и увезли — сюда, в суд.
Происходило все это во время обеденного перерыва (в суде перерыв с 12.30 до 14.00). В 13.00 журналисты уже находились возле здания суда. В здание прессу не впустила полиция. Через полицейских же нам передали, что судья решил проводить процесс в закрытом режиме. Фамилию судьи мы так и не узнали, секретаря судьи так и не увидели. Двери в здание суда полиция просто закрыла на ключ — чтобы никто не заходил.
Примерно в 13.20 к зданию подъехала патрульная машина. Минут 15 из машины никто не выходил, потом полицейские все-таки открыли пассажирские двери и из машины вышли Сандугаш Сарсенбаева и Алтын Червалиева. Сандугаш плохо себя чувствовала (напомним — женщина беременна), Алтын и вовсе, сделав шаг, упала. Полицейские не растерялись, подхватили женщину под руки и повели дальше, но буквально через пару шагов она снова упала. Сердобольный патрульный предложил ей бутылку «Нести». Она отказалась. Женщине дали немного полежать на асфальте, после чего, вновь подхватив под руки, ее завели-занесли в здание суда. Сандугаш Сарсенбаева под пристальными взглядами полицейских в здание зашла сама, без посторонней помощи. Двери снова закрыли на ключ.
«Скорую помощь» вызвали не полицейские, а Ольга Рубахова. Врачи прибыли на вызов в считанные минуты, вошли в здание. Вернулись через полчаса. Одни. «Как они?», — спрашивала Ольга Рубахова. «А дети, что с детьми?», — уточняла другая. Врач обреченно развел руками. Алтын Червалиева, которой, по словам врачей, необходима была госпитализация, от этого отказалась и написала отказ. Женщины, стоявшие на улице, объяснили: «Ей давно в больницу надо, она не может сейчас — надо до конца все довести». Врачи уехали. Женщины и дети остались в суде.
Лишь в 15.40 женщины вместе с детьми вышли из здания. Решением суда все женщины должны выплатить по два МРП административных штрафов.