Интернет переполнен материалами с перечислением самых распространенных видов «мобильного» мошенничества и способов обезопасить свои сотовые телефоны от уловок злоумышленников. Несмотря на это количество абонентов, сталкивающихся с деятельностью таких мошенников, в нашей стране по-прежнему исчисляется тысячами.
Vласть обратилась к операторам сотовой связи в Казахстане с тем, чтобы выяснить, насколько успешно компании осуществляли борьбу с преступниками в 2012 году, и что в этой сфере еще предстоит усовершенствовать.
Маргарита Бочарова, Vласть
Интернет переполнен материалами с перечислением самых распространенных видов «мобильного» мошенничества и способов обезопасить свои сотовые телефоны от уловок злоумышленников. Несмотря на это количество абонентов, сталкивающихся с деятельностью таких мошенников, в нашей стране по-прежнему исчисляется тысячами.
Vласть обратилась к операторам сотовой связи в Казахстане с тем, чтобы выяснить, насколько успешно компании осуществляли борьбу с преступниками в 2012 году и что в этой сфере еще предстоит усовершенствовать.
Для начала необходимо отметить, что ни один оператор сотовой связи не смог предоставить редакции полных сведений о том, сколько SMS-сообщений от мошенников получили их абоненты в минувшем году.
По словам менеджера по связям с общественностью Tele2 Нуркена Халыкбергена, «судить о количестве SMS-сообщений, поступивших от мошенников, мы можем лишь на основе обратной связи от абонентов». По его словам, для проведения такого рода подсчетов операторы вынуждены были бы знакомиться с содержанием каждого сообщения, что в рамках существующего законодательства является противозаконным, так как противоречит базовому праву человека на тайну переписки.
Однако и с подсчетом обращений абонентов в call-центры и абонентские отделы сотовых операторов тоже не все так просто. Аида Досаева, директор по корпоративным связям АО «Kcell», сообщила, что в 2012 году в компанию поступило 9 875 обращений с жалобами на мошенничество. Вместе с тем она отмечает, что «цифра по обращениям могла бы быть намного выше» ввиду того, что многие абоненты обращаются с соответствующими жалобами в дилерские точки, которые, к сожалению, подобной статистики у себя не ведут.
Ни Beeline, ни Tele2 аналогичной информации не предоставили – в последнем случае со ссылкой на то, что такие данные предназначены исключительно для внутреннего пользования. При этом Халыкберген отметил, что о «мобильном» мошенничестве в «массовых масштабах» речь уже не идет – бум пришелся на 2005-2008 годы. На сегодняшний день более характерна другая ситуация: «Зачастую благодаря клиентам мы узнаем о спаме или новых вариантах мобильного мошенничества», - говорит старший эксперт по связям с общественностью Beeline Байрам Азизов.
«Ежегодно мы предотвращаем по нескольку потоков SMS-спама и мошеннических действий со стороны третьих лиц», - продолжает представитель Beeline. Исходя из данных, предоставленных компаниями, борьба с SMS-спамом на сегодняшний день более эффективна, нежели попытки предотвратить мошеннические действия. Виновные в таких рассылках уже давно известны – «зачастую это происходит по причине роуминг-партнеров», отмечает Азизов. В таких случаях компания, как правило, оперативно уведомляет своих партнеров и попросту блокирует ту роуминговую сеть, посредством которой через соответствующий канал шла массовая рассылка, «до выяснения обстоятельств и устранения «неполадок».
В «Kcell» также существует похожий механизм: «В нашей компании установлен спам-фильтр «SMS Prevent», который отсекает сообщения, приходящие в сеть компании из-за рубежа», - подчеркивает Аида Досаева. Однако помимо этого, сотовый оператор старается бороться и с мошенниками на родине. К примеру, в 2012 году компанией было зафиксировано и заблокировано более 800 номеров, с которых «были предприняты попытки мошенничества». Кроме этого, в компании создана база IMEI кодов (серийный номер каждого телефона формата GSM – V) тех мобильных телефонов, при помощи которых действовали мошенники.
Однако в случае если мошенникам все же удалось обмануть доверчивых абонентов, сотовые операторы не бездействуют, уверяют представители компаний. В прошлом году тысячи абонентов Beeline стали жертвами массовой SMS-рассылки, в которой мошенники обещали клиентам Iphone5 – подробности о призе якобы можно было получить, пройдя по указанной в сообщении ссылке. Компанией действительно проводился розыгрыш телефонов, однако к данным сообщениям она отношения не имела. В результате, «тем клиентам, кто пострадал от мошеннических действий, компания вернула списанные со счетов абонентов деньги», - подчеркивает Байрам Азизов. Помимо этого, он заметил, что «обнаруженные нашей службой безопасности виновные в данном инциденте в рамках действующего законодательства понесли наказание».
Досаева же сообщила, что компанией «Kcell» с недавних пор фиксируются и блокируются те номера, на которых «скапливались средства доверчивых абонентов». Благодаря этому «мы можем возвращать им эти деньги, конечно согласно законодательству РК, т.е. по решению суда», - поясняет она.
Относительно взаимодействия с правоохранительными органами в борьбе с «мобильными» мошенниками в компаниях предпочитают высказываться осторожно. Например, в «Kcell» отметили, что «инициировать действия в отношении мобильных мошенников имеют право только потерпевшие в результате мошеннических действий», а, значит, сотовому оператору остается лишь по мере возможности содействовать работе сотрудников внутренних дел.
Нуркен Халыкберген подчеркнул, что оператор сотовой связи не имеет права и на оперативно-розыскную деятельность, поэтому работает только в рамках тех запросов, которые поступают в компанию от специального управления органов внутренних дел. «Процедура строго запротоколирована, забюрократизирована в хорошем понимании этого слова», - рассказывает он о порядке работы с такими запросами. А оценивать эффективность дальнейших действий правоохранительных органов по расследованию случаев «мобильного» мошенничества представитель Tele2 счел неуместным.
Тем не менее, в «Kcell» сообщили, что «по словам многих абонентов, после совершенного мошенничества правоохранительные органы далеко не всегда принимают заявления от пострадавших».
Аида Досаева считает, что государству следует лучше контролировать исполнение требования к сотовым операторам о том, чтобы номера в обязательном порядке оформлялись на реальных людей. «Если мы будем строго требовать наличие у абонента всех необходимых документов при покупке нового номера даже где-нибудь на рынке, то потенциальный абонент просто купит SIM-карту наших конкурентов», - отмечает в этой связи она. По ее мнению, только совместная работа сотовых операторов в этом направлении может принести плоды, однако пока сотрудничать с конкурентами в этом вопросе компании не удается.
В отсутствии такого рода взаимодействия сотовые операторы вынуждены действовать в одиночку, опираясь в своей борьбе по предупреждению «мобильного» мошенничества на информационную составляющую. Beeline, например, активно пропагандирует программу под названием «Мобильная грамотность», основной смысл которой заключен в слогане «Знание сильней обмана». В Tele2 значимость информирования тоже не отрицают и подчеркивают, что если раньше мошенники использовали доверие абонентов, потом – сами мобильные телефоны, теперь мошенничество процветает на уровне программного обеспечения. «Мошенничество постоянно эволюционирует. Мошенники достаточно изобретательны», - констатирует Халыкберген.