Накануне 8 марта в Казахстане очень традиционно поздравляют женщин. Президент, премьер, министры и акимы говорят о необходимости «увеличения доли женщин» в политике и управлении, звучат призывы ввести квотирование в парламенте, озвучивается статистика, которая должна убеждать: роль женщины в государстве возрастает. Vласть, изучая новейшую историю Казахстана, вспоминает, каких высот достигали казахстанские женщины в политике, а какие вершины им еще не покорялись.
Вячеслав Абрамов, Vласть
Накануне 8 марта в Казахстане очень традиционно поздравляют женщин. Президент, премьер, министры и акимы говорят о необходимости «увеличения доли женщин» в политике и управлении, звучат призывы ввести квотирование в парламенте, озвучивается статистика, которая должна убеждать: роль женщины в государстве возрастает. Vласть, изучая новейшую историю Казахстана, вспоминает, каких высот достигали казахстанские женщины в политике, а какие вершины им еще не покорялись.
Есть целый ряд постов, которые в Казахстане остаются исключительно мужскими, их немало: премьер-министр, спикер мажилиса и сената, руководитель администрации президента, генеральный прокурор, председатель Верховного суда и Комитета национальной безопасности.
В Казахстане за 21 год независимости не было ни одной женщины-акима области. Только одна женщина в истории страны — Вера Сухорукова — руководила областным центром — Усть-Каменогорском. Несколько лет назад ей прочили пост акима Восточно-Казахстанской области, но регион она не возглавила.
Никогда женщины не руководили в Казахстане Национальным банком, зато в руководстве банков второго уровня сразу несколько женщин-руководителей, в том числе в банках первой тройки — уже много лет Казкоммерцбанком руководит Нина Жусупова, а Народным банком — Умут Шаяхметова.
Еще больше женщин среди руководителей пенсионных фондов и страховых компаний, зато практически нет женщин в нефтяном секторе. Единственным руководителем-женщиной в этой сфере была Замира Канапьянова, которая в течение пяти лет (до 2011 года) руководила представительством американской Chevron в Казахстане.
Женщин традиционно немного в руководстве правительства. Только один раз в истории страны женщина занимала пост вице-премьера — Бырганым Айтимова курировала на этой должности социальную сферу в правительстве Даниала Ахметова.
В новейшей истории страны женщины руководили министерством труда и социальной защиты населения (четырежды — Зауре Кадырова, Наталья Коржова, Гульжана Карагусова и Гульшара Абдыкаликова), министерством юстиции (Загипа Балиева), министерством финансов (Наталья Коржова), министерством экономики (Жанар Айтжанова, она же сейчас руководит министерством по делам экономической интеграции), министерством здравоохранения (Салидат Каирбекова), министерством образования (дважды — Бырганым Айтимова и Шамша Беркимбаева) и министерством охраны окружающей среды (Айткуль Самакова). Женщина занимала и введенный единственный раз в правительстве пост «министра без портфеля» - Айткуль Самакова на этой должности как раз была призвана решать вопросы гендерного равноправия.
Айткуль Самакова, кроме того, единственная женщина в истории страны, которая занимала пост вице-спикера в одной из палат парламента — сенате. В нынешнем сенате всего две женщины, в мажилисе — 25, две из них руководят комитетами в палате.
Только две женщины в истории страны руководили политическими партиями — Дарига Назарбаева возглавляла партию «Асар», а Алтыншаш Джаганова — партию «Руханият». Сейчас среди партийных лидеров женщин нет.
Женщин почти нет в силовых органах. Никогда в истории страны женщины не занимали даже посты заместителей председателя КНБ или МВД. Только один раз в истории женщина была вице-министром обороны — Жаннат Ертлесова на этом посту курировала вопросы финансов.
Традиционно много женщин в сфере масс-медиа, причем, если в Казахстане не так много женщин, которые руководят газетами, то на телевидении и радио женщин-руководителей — большинство. Сейчас они управляют национальной телерадиокорпорацией «Казахстан» (Нуржан Мухамеджанова), телеканалами «Астана» (Ляззат Тынысбай), «7 канал» (Бибигуль Жексенбай), «Ел Арна» (Айгуль Мукей), Kazakh TV (Аниса Бердина), Бiлiм (Газиза Жаппарова), Балапан (Ляйля Султанкызы), телерадиокомпания Shahar (Инна Корченко) и другие.
Женщины, по утверждению чиновников, в Казахстане преуспели в бизнесе. В основном это бизнес малый и средний. В списке богатейших казахстанцев, который составил в прошлом году журнал Forbes Kazakhstan всего пять представительниц прекрасного пола — Динара Кулибаева (ее состояние журнал оценил в 1 258 млн. долларов), Айгуль Нуриева (720 млн. долларов), Софья Сарсенова (660 млн. долларов), Дарига Назарбаева (593 млн. долларов) и Нина Жусупова (71 млн. долларов).
Казахстан в прошлом году занял 31 место среди 135 стран в рейтинге гендерного равноправия, но, все всяких сомнений, стране есть куда стремиться в продвижении женщин — и в политике и в управлении и в бизнесе - слишком много "вершин" казахстанским дамам еще не покорились.