Жанара Каримова, Айсулу Тойшибекова, фотографии Жанары Каримовой, Vласть
18 апреля в силу вступил запрет на реализацию насвая и ряд других некурительных табачных изделий. Теперь за продажу насвая грозит административная ответственность. 17 и 18 апреля журналисты Vласти прогулялись по Алматы в поисках запрещенного товара.
Насавай или насыбай является неотъемлемой частью жизни среднеазатских рынков. Его употребление широко распространено в Казахстане, Узбекистане, Таджикистане, Кыргызстане, Афганистане и Туркмении. В Туркмении президентом Бердымухамедовым в 2008 году был издан указ, запрещающий изготавливать, ввозить, продавать и употреблять насвай на территории республики.
Насвай появился в Центральной и Средней Азии еще в средние века, и за прошедшие несколько столетий несколько изменил свою рецептуру. Теперь растение нас – разновидность дикой конопли, из которой раньше изготавливали насвай, заменили на махорку или табак. В насвай также добавляют гашенную известь в качестве щелочи. Иногда гашенную известь заменяют на золу льна. Самое неприятное в этом малопривлекательном рецепте – птичий помет и кизяк. Кроме всего прочего насвай в малых количествах содержит отравляющие организм вещества: кадмий, мышьяк, свинец, ртуть и смолы. Изготавливают насвай исключительно в кустарных условиях. Насвай может привести к таким серьезным заболеваниям, как язва желудка, кишечные инфекции, рак гортани, желудка и органов полости рта, пародонтозу, а также ряду психических расстройств.
18 апреля в силу вступил запрет на реализацию насвая. Теперь за его продажу грозит административная ответственность: предупреждение или штраф на физических лиц в размере 5 МРП (9910 тенге), на субъектов малого предпринимательства — в размере 20 МРП (39640 тенге), на субъектов среднего предпринимательства — в размере 40 МРП (79280), на субъектов крупного предпринимательства — в размере 60 МРП (118920 тенге).
Пик популярности насвая в Алматы уже прошел. Раньше практически на каждом углу были пятаки по продаже семечек, сигарет и пакетиков насвая. Им увлекались школьники как чем-то доступным и, по их мнению, не вызывающим привыкания. На самом деле насвай вызывает привыкание и тяжелые последствия для организма, в первую очередь для полости рта.
Пока что насвай можно найти на рынках, основные потребители – приезжая молодежь. Одна пачка стоит 100 тенге. Продавцы сами его не производят, им его привозят из Шымкента и Южно-Казахстанской области, некоторые покупают оптом на рынке Алтын Орда.
За день до вступления запрета в силу, мы прогулялись по некоторым районам города в поисках «дилера».
Грузная женщина, продающая насвай, сигареты и путевку в общественный туалет на автовокзале «Сайран», насваем брезгует, говорит, никогда его не пробовала и не собирается. На вопрос: «Зачем вы его тогда продаете?», отвечает: «Потому что спрос есть, покупают» и сразу добавляет, что покупают теперь уже меньше, а с 18 апреля продажа и вовсе станет нелегальной. Насвай, кстати, это не всегда безымянный пакетик, на прилавке я заметила насвайный бренд «Келес носи».
Полагая, что в районе Зеленного базара продавцов насвая будет больше, мы жестоко ошибались. Кажется, культ ЗОЖ охватил город, всюду были женщины продающие фрукты, овощи и «домашние бананы». Обойдя базар вдоль и поперек, подумалось, что заветные пакетики могут прятать в бананах. Возле платного общественного туалета заметила мужчину, который заплатил, но никуда не пошел, а взял спрятанный под красной тряпочкой пакетик.
На столике у женщины средних лет были сигареты, средства личной гигиены - все в пыли, и лежащие рядом с коробочкой, накрытой красной тряпочкой. Как и продавщица с Сайрана, она не пробовала свой товар. О стоимости товара отвечает, что «разная цена». Спрашиваем: «А в чем разница?». Но оказалось, что продавец никогда насвай не пробовала. Тут вмешалась женщина из очереди в туалет: «Зачем вам это? Вы знаете, сколько в нем инфекций, гадостей? Медицину надо знать». На вопрос о запрете реализации насвая продавщица ответила, что уже все знает, их предупредили, имеющийся товар продаст и покончит с этим.
18 апреля, в день запрета, мы отправились в микрорайон «Орбита». Женщина средних лет продавала курт, сигареты, воздушные шарики. На вопрос есть ли насвай, открыла коробку, прикрытую тряпочкой. Там лежали несколько видов насвая: шымкентский и узбекский. Цена за пачку 60 тенге. Но, заподозрив неладное, женщина перестала отвечать на вопросы, товар продать отказалась.
Когда-то в районе Атакента стояли продавщицы насвая, но в этот день мы не смогли их найти. На Саяхате перед памятником Райымбек батыру была стихийная торговля всего: от трусов до бананов. На прилавках ни у кого запрещенного продукта видно не было, но первый же продавец положительно ответил на вопрос: «сiзде насвай бар ма?» Из-под столика нам достали два вида: абайский (шымкентский) и узбекский. Названия обозначают место изготовления. Оба вида стоили 100 тенге.
На остановке возле ТЦ Мерей молодые парни открыто торговали насваем. Проходящие мимо сотрудники полиции на нарушение никак не реагировали. Парни не оказались столь принципиальны как женщины и употребляли свой товар, который был выставлен пирамидками из разных сортов насвая. А вот возле биотуалетов у входа в парк Горького женщины сказали: «Балам, нам все поставки перекрыли».