У сторонников и противников внедрения новых законодательных мер по ограничению табакокурения накопилось множество аргументов. Ими они и поделились на состоявшемся во вторник круглом столе аналитической группы «Кипр» под названием «Парадоксы государственного регулирования: дело табак».
Экспертное обсуждение началось, как в таких случаях и бывает, с краткого обзора основных факторов риска, на которые приходится основное бремя болезней в мире. Жамиля Баттакова, директор Национального центра проблем формирования здорового образа жизни, обращаясь к статистике Всемирной организации здравоохранения, сообщила, что табак является вторым по значимости фактором, влияющим на продолжительность жизни, после артериальной гипертонии.
В отношении курящих казахстанцев Баттакова также постаралась выглядеть убедительно, предоставив присутствующим некоторые статистические данные - с 1998 года количество курящих граждан страны сократилось на 1,5%, и теперь составляет 26,5% от общего числа населения. «Профилактические меры имеют доказанную эффективность, когда имеются запреты», - безапелляционно заявила она, подробно рассказав аудитории о трех профилактических стратегиях министерства здравоохранения.
Оценку регуляторного воздействия этих самых «запретов» на табачную отрасль Казахстана на круглом столе представил экономист Марат Каирленов, директор консалтинговой компании «Ulagat Business Group». Дипломатично назвав курение «спорной привычкой», Каирленов перешел к критике уже действующих в республике мер по ограничению табакокурения. По его мнению, все они в полном объеме совершенно недейственны, а 56% из них и вовсе трудно реализуемы. В результате, с 2009 года количество курящих в Казахстане не то чтобы не снижается, а даже растет.
Кроме этого, Каирленов взялся подсчитать, к каким конкретным последствиям приведет принятие новых ограничительных поправок в Кодекс «О здоровье народа и системе здравоохранения». Вкратце, прогноз экономиста выглядит так: 28 тыс. человек официально станут безработными, объем продаж в табачной индустрии снизится на 46,6 млрд. тенге, сумма взяток в результате запрета курения только в поездах ближнего и дальнего следования составит 3,4 млрд. тенге, в своих правах будут ущемлены порядка 40% избирателей страны.
Аскар Елемесов, член президиума Национальной палаты предпринимателей, Каирленова поддержал и даже добавил от себя, что если специально озадачиться таким вопросом, можно выяснить, что две трети налогоплательщиков Казахстана принадлежат к числу курящих граждан.
Политический аналитик Нуртай Мустафаев от цифр перешел к… эмоциям. «У нас сейчас происходит просто геноцид в отношении значительной части населения, идет прямая дискриминация. У нас создано очень много мифов о том, что якобы табачный дым влияет на окружающих…», - многообещающе начал он.
Охладить пыл спикеров и пресечь упаднические настроения в аудитории взялся ведущий научный сотрудник Института экономики министерства образования и науки Ильдар Дауранов.
Экономист уверенно заявил, что экономического коллапса после принятия обсуждаемых поправок не будет, а запретительные меры приведут разве что к стремительному росту производства контрафактной продукции. «Да, запреты какие-то нужны. Нужны какие-то меры, но не так как у нас… Сейчас много запретов. Зачем новые? Один-два запрета, но чтобы они вы-пол-ня-лись!», - рассудил представитель научного сообщества.
После отрезвляющей речи в дискуссию, наконец, вступил представитель отечественной табачной индустрии. Олжас Бибанов, менеджер по корпоративным вопросам и коммуникациям по Центральной Азии и Монголии JTI Kazakhstan, последовательно прошелся по всем планируемым к принятию мерам. Для начала он задался закономерным вопросом о том, зачем запрещать так называемые «курилки», если достаточно лишь четко прописать правила организации таких мест в развлекательных заведениях. Затем он подверг сомнению необходимость увеличения на 10% графических предупреждений на упаковках сигарет, опираясь на все еще высокие объемы продаж сигарет.
Бибанов также выразил недоумение по поводу запрета табачным компаниям на спонсорство. «В Казахстане табачная индустрия, не афишируя своего участия, выделяет миллионы долларов на благотворительные проекты, сознательно дистанцируясь от проектов, связанных с детьми, здравоохранением, медициной и спортом», - заявил представитель JTI Kazakhstan. Кроме этого, он усомнился в необходимости содержания «армии чиновников» на те 700 млн. тенге, которые ежегодно выделяет государство для борьбы с пагубной привычкой.
«Красавчик!», - восторженно воскликнул Виктор Ямбаев, президент Алматинской ассоциации предпринимателей, как только Бибанов закончил свое выступление. Баттакова решительно опровергла названные представителем табачной компании цифры относительно размеров финансирования антитабачных центров, но, как оказалось, информацией о реальных размерах выделяемых средств она, как национальный координатор министерства здравоохранения по борьбе против табака, не располагает.
Более аргументированный отпор Бибанову дал советник председателя Национального банка, экономист Олжас Худайбергенов. Он настаивал на том, что повышение акцизов на продукцию табачной индустрии полностью оправданный с экономической точки зрения шаг и, вероятнее всего, именно он станет основным фактором снижения потребления населением такого рода продукции.
«Косвенные показатели, которые свидетельствуют об инфляции, говорят о том, что товары в среднем за то же время (с 2000 года - V) подорожали в 8-10 раз, тогда как сигареты подорожали всего лишь в пять раз. Именно относительное удешевление цены сигарет стало причиной того, что какие-либо другие меры не действуют», - заявил экономист. Таким образом, Худайбергенов рассматривает повышение акцизов в качестве «попытки вернуть стоимость сигарет в нормальное значение».
Бибанов не смог не ответить своему оппоненту и незамедлительно сообщил, что после повышения акцизов на табачную продукцию в январе 2013 года сразу на 25%, уровень контрабанды из соседней Киргизии за год вырос на 21%. Кроме этого, он ожидаемо указал Худайбергенову на уровень зарплат казахстанцев, который на сегодняшний день едва ли позволяет значительно повышать цены на сигареты по западному образцу. Экономист не растерялся и тут же обратил внимание на низкий уровень здоровья населения Казахстана в сравнении с теми же европейцами…
Дискуссия, судя по настрою пришедших на мероприятие экспертов, могла бы длиться еще долго. Аргументы у двух сторон не иссякали, обвинения в демагогии - тоже, и только президент научно-образовательного фонда «Аспандау» Канат Нуров решил в заключении поднять уровень экспертного обсуждения на принципиально иной уровень. Предложив избрать в качестве основного нормативный подход, он констатировал право каждого человека как на ущерб собственному здоровью, так и на свежий воздух. При этом Нуров был вынужден предостеречь от восприятия этих прав в абсолютном смысле, дабы не скатиться к «демократической шизофрении».
«Можем ли мы подавлять эту сферу низменных влечений человека, его «темную сторону»? Нельзя ее недооценивать, потому что когда мы ее полностью подавляем, то, как правило, она вылезает совсем другим боком.. совершенно извращенным», - предостерег напоследок эксперт.