В некоторых областях и городах Казахстана практически никого не удивляют девушки на улицах, покрытые мусульманским одеянием. В Алматы — несколько десятков магазинов, которые предлагают казахстанкам хиджабы в соответствии с последними модными тенденциями, есть и женские сообщества, где мусульманки проводят время за чтением книг об исламе и изучением религиозных догматов. О девушках, выбравших этот путь, пишут, снимают сюжеты и даже фильмы. Vласть нашла тех, кто надев платок, через какое-то время решился его снять, и попыталась выяснить, что подвигло девушек на этот серьезный шаг?
Наши героини — современные девушки, некоторые из них — легко идут на контакт, другие — боятся, опубликовать фотографии разрешили не все, да и те, кто это сделал — согласились лишь после длительных раздумий. Несмотря на то, что Казахстан — официально светская страна и религия в ней отделена от государства, давление общества, или его части, всегда сложно преодолевать. Мы не даем оценок и просим воздержаться от них и наших читателей — мы лишь рассказываем истории девушек, которые согласились поделиться сокровенным.
История первая. Биология побеждает
Назира Садыкова родилась и выросла в казахстанской глубинке. «Русификация» Восточно-Казахстанской области предполагает минимальное влияние религиозных идей на молодежь — в поселке нет мечети, слово «хиджаб» для женщин не несет сакрального смысла. Но после школы наша героиня приехала к родственникам в Алматы продолжать учебу. Здесь ее каждый день настигали открытия — непривычное одеяние многих алматинок вначале просто удивляло девушку. Но семья ее родственников, в которой жила Назира, оказалась очень набожной — женщины были покрыты, а дома все читали намаз. Пять раз в день, как предписывает Ислам.
«Вначале их образ жизни казался мне странным и чужим. Во время намаза все родственники расходились по комнатам, я была единственной, кто не молился в доме. Со временем я начала привыкать к тому, что дома звучит азан, стала читать книги об исламе, смотреть обучающее видео. Так совпало, что мои первые шаги в мир ислама совпали со священным месяцем Рамазан — мне было очень тяжело держать пост и параллельно учиться намазу, но я преодолела все трудности», — вспоминает Назира.
Затем последовал трудный разговор с родителями, объяснения, что хиджаб — это личный выбор и зов сердца. Дома новости восприняли не сразу, но, в конце концов, смирились с решением дочери. Назира не бросала учебу — факультет биологии и биотехнологии крупнейшего университета прочил девушке вполне успешную светскую карьеру. Но выяснилось, что казахстанский работодатель не готов взять на работу «закрытую» сотрудницу. Время шло, а найти место, чтобы приложить полученные знания на практике, было по-прежнему невозможно. Ежедневный стресс вынудил Назиру принять непростое решение — она сняла платок и отправилась на рынок труда уже непокрытой. Это сработало. Сейчас Назира — научный сотрудник, уже полгода она облачается в светскую одежду и даже не боится делиться с журналистами тем, как поменялось ее мировоззрение.
«Сейчас я поняла, что вера живет в сердце, ее не сменить, даже если меняешь гардероб. Первые дни, после того, как я сняла платок, оказались самыми тяжелыми — я чувствовала настоящую боль, но человек ко всему привыкает, вот и я снова привыкла носить обычную женскую одежду», — улыбается Назира.
Ответ на вопрос, планирует ли наша собеседница когда-нибудь снова скрыть себя от чужих глаз, девушка дает не сразу. После раздумий отвечает, что, скорее всего, вернется под покров «священного одеяния» уже после замужества.
История вторая. Выйти за рамки
Алматинка Айнур Шаймбетова осознанно пришла в ислам в 12 лет. На школьных каникулах девочка решила изучать арабский язык, вместе с подругой они записались на курсы. Только потом узнали, что занятия проводятся в медресе.
«Я сразу почувствовала, что это мое и начала изучать основы ислама. Мы посещали и другие медресе, ходили в мечети, читали специализированную литературу, общались. Со временем я с удовольствием начала носить хиджаб», — рассказывает Айнур.
В отличие от родителей нашей первой героини, родители Айнур с радостью поддержали ее выбор.
«Но все было не так радужно. У нас настоящая казахская семья и не все из многочисленных родственников меня поняли, некоторые даже ругали моих родителей, за то, что те позволяют мне такие вещи. С окружающими было сложнее, многие мои сверстники меня дразнили, называли бабушкой, но меня это не обижало», — говорит Айнур.
Религиозная эйфория продлилась несколько лет — девушка с удовольствием выбирала мусульманские наряды, ходила в медресе и изучала арабский. Изменения в ее жизнь пришли внезапно, но почти безболезненно.
«Мне стало катастрофически не хватать ответов, которые я получала в религиозной литературе. У меня возникало очень много вопросов на тему религии, Аллаха, справедливости и смысла жизни. Я много размышляла и пришла к выводу, что, там, наверху есть некая сила, неподвластная нашему разуму, но определять ее созданием с определенным именем, определенным способом верования ради рая после смерти — неправильно», — говорит девушка.
Сейчас Айнур тверда в своем решении — она никогда не вернется к своему прошлому. Девушка решила, что это не ее путь, но не перестала уважать тех, кто не сошел с этой дороги.
История третья. Хиджаб на уик-энд
Самым сложным оказалось уговорить на интервью нашу третью участницу. После долгих и безуспешных уговоров мы, было, отказались от этой идеи, но тут в редакции раздался телефонный звонок. Эля, так она попросила ее называть, не указывая фамилии, согласилась рассказать свою историю.
«Девушка гор», шутя, называет себя так наша собеседница. Эля воспитывалась в строгой мусульманской семье. По словам девушки, она даже не может вспомнить момент, когда именно она впервые надела хиджаб.
«Мне кажется, я уже родилась с платком на голове. Смешно для кого-то, но это так. Я помню, как родители меня ругали, когда моя длинная юбка оказывалась вся в грязи, после того, как я приходила с улицы, где в детстве играла с друзьями в футбол», — смеется она.
После школы девушка решила продолжить учебу в Алматы, родители дали согласие — жили совсем не далеко от города.
«Поступив в университет и начав самостоятельную жизнь в городе, я вдруг резко осознала, что я хочу что-то в себе изменить. Окончательную точку в истории с хиджабом поставили мои родственники, когда впервые увидели меня без платка. Сказать, что они были расстроены и разочарованы во мне — значит, ничего не сказать. Их „профилактический“ выговор возымел обратный эффект и я отказалась от хиджаба», — добавляет девушка.
Хотя здесь Эля лукавит — хиджаб она все же надевает, когда ездит на выходные в родительский дом.
«Я просто не хочу расстраивать своих родителей. Я знаю, что они никогда не примут меня другой и не поймут моего выбора», — говорит она.
Сейчас девушка работает в крупной компании, она уверена, если бы не отказалась от хиджаба, то никогда бы не смогла найти такую хорошую работу.
«Я работаю в HR. В нашей компании много европейцев и мне часто приходится ездить в командировки. Я абсолютно не представляю, как бы сложилась моя жизнь, если бы я носила платок. Скорее всего, в мои 28 лет я была бы уже замужней женщиной, у меня было бы несколько детей, и я не выезжала бы за пределы Алматы. Конечно, сейчас многие мусульмане подумают, что в этом нет ничего плохого, что место женщины за ее мужчиной, который должен ее обеспечивать, но я прекрасно знаю, как живут мусульмане, точнее мусульманки. Только единицам женщин в хиджабах удается достичь успеха», — говорит девушка.
Ветер в волосах
В поисках ответа на вопрос: «Почему вы отказались от хиджаба?» мы долго искали героинь, которые бы смогли личным примером проиллюстрировать путь от религиозности и обратно. У каждой из них нашлись свои причины, чтобы отказаться от мусульманской одежды и сделать свой личный светский выбор.
Несколько лет назад иранская правозащитница Фариба Давуди Мохажер, после 25 лет ношения хиджаба, публично от него отказалась, сбросив платок в море. Она шла по морскому порту в Ирландии, и через многие часы размышлений выбросила покрывало, которое унесло волнами. Тогда она сказала, что нет в мире большего счастья, чем ощущать ветер в волосах. Таким образом женщина выразила свой протест против положения женщины в иранском обществе. Ее мнение укрепилось после ареста, который она провела в строгом заключении в Иране, обвиненная в оппозиционной деятельности. Правозащитница сказала журналистам, что поняла — чадра не оберегает ее, не делает неприкосновенной.
Фариба Давуди Мохажер подверглась яростным гонениям, ей угрожали, объявили вне иранского закона и грозились расправой. Но она решила, что сделала свой выбор.
Также поступили и героини нашего материала, но их решения, к счастью, оказались менее выстраданными и подчиненными другому социальному протоколу. Все-таки ветер в волосах — слишком трагичная категория счастья.