• 3727
Судьбу на мыло
Причин, почему люди смотрели и будут смотреть сериалы, много. Это и зрелищность, которой всегда не хватало народу, и желание «подглядывать за жизнью соседей», и стремление к счастью, и, наконец, просто эмоциональная разрядка. И, если раньше сериалы были прерогативой домохозяек и пенсионеров, то сегодня мужчины их смотрят даже чаще, чем женщины. Сюжеты теленовелл теперь включают в себя все разнообразие киношных жанров: драму, юмор, ужасы, фантастику, а разделение по возрастным категориям и вовсе нивелируется. Vласть решила выяснить, какие сериалы смотрят казахстанцы, а главное - почему?

 

 

Карина Жестовская, Vласть

 

Причин, почему люди смотрели и будут смотреть сериалы, много. Это и зрелищность, которой всегда не хватало народу, и желание «подглядывать за жизнью соседей», и стремление к  счастью, и, наконец, просто эмоциональная разрядка.  И, если раньше сериалы были прерогативой домохозяек и пенсионеров, то сегодня мужчины их смотрят даже чаще, чем женщины. Сюжеты теленовелл теперь включают в себя все разнообразие киношных жанров: драму, юмор, ужасы, фантастику, а разделение по возрастным категориям и вовсе нивелируется.  Vласть решила выяснить, какие сериалы смотрят казахстанцы, а главное  - почему?

 

Львиную долю, а точнее 50% от всей сериальной продукции, на отечественных телеканалах занимают сериалы российского производства. Сегодня они идут по всем местным каналам, за исключением только «Казахстана» и «Ел Арны». Причем, явными лидерами трансляции российского «мыла» являются Первый канал «Евразия», 7 канал и КТК.

 

Основные  сюжеты российских сериалов  -  не только любовь и семейные интриги, но и криминал и   «ментовские»  войны, стоит добавить и исторический сериал, снискавший не меньшую популярность.  Кроме того, в России снимается множество версий популярных американских ситкомов, а потому аудитория у этих сериалов довольно обширная.

 

Однако, опросы  любителей теленовелл, проведенные корреспондентом Vласти (плюс мониторинг тематических веток крупнейших казахстанских форумов), показали,  что большинство из них хоть и смотрят российское «мыло», особую любовь все-таки питают к сериалам турецкого производства. Именно они и занимают второе место в рейтинге сериального телевещания Казахстана – 18%.

 

17 турецких сериалов сегодня идет по 7 местным каналам,  это  в среднем -  74 часа в неделю. Но и этого, по мнению заместителя директора Дирекции информационных программ КТК Александра Подойникова, казахстанским зрителям мало.  «К примеру, фанаты уже несколько лет бунтуют из-за того, что мы полуторачасовые серии дробим на две полноценных по 45 минут», - рассказывает он. «Они же хотят смотреть на любимых героев каждый день по два часа».

 

Директор программной дирекции КТК Наталья Фрейман объясняет популярность турецких сериалов их четким попаданием в психологию казахстанского зрителя: Восток, строгое воспитание, семейные ценности, запреты, перестройка сознания, отцы и дети. В пример она приводит самый смотрибельный сериал на КТК - «Бесценное время». «Тогда он просто взорвал эфир своими рейтингами», - вспоминает она.

 

Кстати недавно Фрейман вернулась из Стамбула, куда ездила присматривать очередной сериал.  «Так вот там казахстанские каналы раскупают местное «мыло», как горячие пирожки. Турецкие производители уже и предложить ничего не могут: они с такой скоростью не снимают, с какой наши хотят купить!», - рассказывает она.

 

Кстати, сериалы турецкого производства появились на отечественном телевидении еще в 2001 году, сначала, так сказать, «на пробу». Тогда эксперимент показал, что сериалы эти у нас смотрят, но «массовой истерии» они не вызывают. И только в 2006 года у казахстанцев вспыхнула настоящая любовь к турецким теленовеллам. Последние  сегодня просто оккупировали эфиры местных каналов.

 

 

 

 

А вот третье место (13%) в рейтинге сериального вещания нашей страны занимают американские сериалы. И то, что нам их показывают всего 49 часов в неделю объясняется тем, что целевая аудитория американских ситкомов все-таки - Интернет. По словам кинообозревателя Карима Кадырбаева, их выбирает более прогрессивная и молодая часть населения, которая предпочитает скачивать или смотреть сериалы онлайн. Тем более, что в сети русскоязычная версия каждой новой серии появляется буквально через 3-4 дня после выхода на американском телеканале.

 

Чем нравятся американские сериалы казахстанцам? Скорее всего,  тем, что телевидение США специализируется на локальных вещах, производя  продукт на любой вкус и цвет.  И, кроме того, вкладывает в производство сериалов столько же, сколько Голливуд в год  тратит на  полнометражные  фильмы. А потому в результате получается очень качественный продукт.

 

А вот некогда обожаемые бразильские и мексиканские мыльные оперы, которые буквально хлынули на постсоветские экраны  в конце 80х, сегодня в общем рейтинге скатились на четвертое место – 7% или 30 часов в неделю. Однако как и раньше, так и сейчас - секрет их  смотрибельности в том, что там «режиссура основана на знании психологических законов подачи визуальных эффектов», считает член Ассоциации психологов Казахстана Нина Настич. Другими словами, режиссер всегда знает, как «зацепить» зрителя, показав крупный план или правильно выставив свет  в той или иной сцене.

 

 

 

 

 

Основной аудиторией этих сериалов по-прежнему остаются домохозяйки.

«В наших семьях женщины не удовлетворены. Честно говоря, сегодня счастливых семей нет не только в Казахстане, но и во всем мире. Наше общество не чувствует, что все будет хорошо, и это является основной причиной того, что мы смотрим эти сериалы. Там медленно развиваются события, но так или иначе все заканчивается «хэппи-эндом», которого нет в реальности», - говорит психолог.

 

Изучая сериалы, транслируемые на отечественных каналах,  можно с удивлением отметить, что в аутсайдерах,  оказались именно казахстанские теленовеллы.  Как и корейские сериалы, они занимают всего 5% от всей сериальной продукции (меньше только индийские сериалы – 2%).  Но, если корейские мыльные оперы у нас транслируют по 23 часа в неделю, то казахстанские всего 15 (меньше, опять-таки, только индийские - 12 часов).  И это при том, что сейчас в Казахстане одновременно снимается порядка 10 сериалов. 

 

Ситуацию нам разъяснил актер театра и кино,  режиссер отечественного сериала «Асель,  друзья и подруги» Чингиз Капин. По его словам, беда казахстанской мыльной оперы заключается в низких бюджетах, отсутствии профессиональных актеров, грамотного подхода к съемкам и, главное, хороших сценариев.

 

«У нас происходит бессознательное копирование российских сериалов, и на выходе получается низкорейтинговый продукт. Поэтому, конечно, телеканалу выгоднее один раз потратиться на хороший зарубежный сериал, чем продолжать выделять деньги на съемки отечественного «мыла». А это значит, что все наши сериалы идут только один сезон, за исключением только «Жаным», «Асель, друзья и подруги» и «Базарбаевы», которые выходили в двух сезонах», - говорит Капин.

 

Единственным культовым сериалом в Казахстане, по мнению режиссера, был «Перекресток». «Казахстанцы смотрели его целых пять лет, он имел бешеные рейтинги и даже занял первое место на медиафоруме стран СНГ. И все это благодаря блестящему сценарию и уникальной технологии по привлечению и удержанию зрителей, внедренной англичанами. Сейчас у нас таких сериалов, как «Перекресток», к сожалению, больше не снимается», - сокрушается он.

 

Другая проблема отечественных сериалов, считает кинообозреватель Карим Кадырбаев, в том, что после того, как они вышли в эфире, их потом невозможно нигде найти: они не выпускаются на DVD и не выкладываются в Сеть.  Почему? Наверное, потому же, почему это происходит и с большинством отечественных фильмов.  Пока это никому не нужно.  Аудитория этих сериалов складывается только из тех, кто успел посмотреть их  по ТВ.

 

Но какие сериалы бы не выбирали телезрители,  однозначно можно сказать,  что продукция – востребована.  В сетке вещания  только казахстанских телеканалов сериалы занимают  значительную  часть в 375 часов в неделю.  Будь то эскапизм, повышенная эмпатичность или просто желание убить время,  истории с одними и теми же героями зачастую становятся частью жизни  многих казахстанцев.   И тот фактор, что меняется только мода на сериалы, но не сам принцип увлеченности многосерийными новеллами,  говорит о том, что воротилы отечественного вещания по-прежнему будут скупать «мыло»  любых востребованных производителей, не взирая ни на какие психологические  подтексты привязанности к  доктору Хаусу  или к  какой-нибудь молоденькой турецкой героине со сложной судьбой,  приехавшей покорять город.

Свежее из этой рубрики