Иногда кажется, что в другой стране вести бизнес куда проще, чем дома. И коррупции нет, и налоги меньше, и инвестиционный климат куда приятнее. Одна семья из Казахстана несколько лет назад открыла туристическую фирму в ОАЭ. В нашем материале рассказывается о трудностях, с которыми им пришлось столкнуться.
Зарине Каримовой сейчас 22 года, когда ей было 14, она покинула родной дом и отправилась в далекий Пекин, а через четыре года оказалась в Эмиратах, где помогала своей семье открывать турфирму. Попутно успела поработать в некогда самом высоком отеле мира Burj Al Arab.
Семья Зарины несколько лет назад переехала в Дубай, чтобы открыть свою турфирму под названием Sapsan Tour в офшорной зоне.
— Открывать турфирму было очень сложно. Мы росли в тепличных условиях, никогда нигде не работали, - вспоминает Зарина. - Здесь люди в госучреждениях плохо говорят по-английски. Моя сестра Дана перелопатила все законы министерства труда, иммиграционной службы и все 5 месяцев, потраченных на оформление, она носилась как белка в колесе. А когда мы открыли компанию, было еще тяжелее. Вот она, долгожданная лицензия, а мы не знаем, что делать! Это был эпичный провал: заказали дорогущую мебель, сняли офис с пятью комнатами, набрали очень много сотрудников, и не знали, что делать. За аренду нужно было платить, зарплату сотрудникам выдавать… Было сложно, но мы раскачались. Родители нас направляли, но фактически ничем не могли помочь, потому что не знали языка.
Год Зарина помогала своей сестре, занималась бумажной волокитой. А пройдя курсы бухучета и аудита, взялась за аудит фирмы.
Спустя какое-то время девушка вспомнила о своей давней мечте – собственном ресторане. Зарина окончила Emirates Academy of Hospitality Management, в котором было углубленное изучение ресторанного бизнеса.
— Поскольку мне нужен был опыт в этом деле, я устроилась на пять месяцев в отель Burj Al Arab поваром. Первый месяц я пахала как раб, сегодня мне давали чистить 10 коробок картошки, а следующий день 20 коробок грибов, которые надо порезать дольками. Через месяц люди поняли, что я хочу чему-то научиться. Мне объяснили, что многие ребята приходят к ним ради упоминания отеля Burj Al Arab в резюме, но после нескольких дней подобной работы уходят. Они увидели, что по контракту у меня был восьмичасовой рабочий день, а я трудилась по 12 часов, а 31 декабря — 15 часов. И на следующий день я пришла в 7 утра. Когда главный повар и его помощник увидели, что я на самом деле хочу чему-то научиться, они мне начали доверять. Поручали сделать 10 литров соуса, и только в конце мне разрешили самой готовить легкие блюда не для ресторана, а для заказов в номер.
Работу в отеле было невозможно совмещать с Sapsan Tour, поэтому на эти пять месяцев все заботы по турфирме легли на плечи Даны. После работы на кухне Burj Al Arab Зарина не стала открывать свой ресторан. Она надеется осуществить свою мечту позже, «к 35 годам, когда будущие дети уже не будут так от меня зависеть, а благосостояние будущего супруга позволит заняться чем-то не ради денег».
— В ресторанном бизнесе у тебя должно быть либо громкое имя, либо очень крутые мишленовские повара. Третий вариант успешного места – общепит. Этим я заниматься не хочу, потому что тогда мне придется там жить. В Burj Al Arab у шеф-повара был помощник Нитин, он по 16-17 часов в день находился в отеле. Я планирую открыть ресторан в Алматы, знаю, что процесс выхода в плюс будет очень долгий, тем более что там не так много потребителей, - рассказывает Зарина.
Получив опыт в Buj Al Arab, девушка вернулась к работе в туризме. Первые три года компания работала в минус. И только на четвертый год удалось выйти в плюс. Правда, часть компании пришлось продать.
— Дела на тот момент шли не очень хорошо, были сложности из-за законов, которые чуть ли не каждый год ужесточают для туристических компаний. Стоимость лицензии подняли на 20-25%, сказали, что компания должна иметь автобусы, себестоимость визы взлетела, ввели страховку за перелеты. И папа переживал, что в один день скажут: извините, ваша компания закрывается, потому что у вас нет 30 автобусов. Ходят слухи, что в 2016 году введут налоги. Учитывая кризис и девальвацию, есть опасения, что туристов станет меньше. Вся семья улетела обратно в Казахстан, и только я осталась в турфирме. У меня должность управляющего директора, есть один инвестор, за которым числятся 70 процентов. Он не вмешивается в ведение дел, просто забирает свою долю от заработка. Состав компании сократился, есть 2 водителя, 2 фрилансера, я и мой брат.
Зарина может каждый день жаловаться на свою работу, валиться с ног, выполняя львиную долю работы, но бросать ее не хочет. В свой единственный выходной день она с утра тратит четыре часа на подачу новых виз, резервацию отелей и подготовку туров. Возвращаясь в Алматы, она нервничает из-за того, что не видит, как протекает работа в офисе без нее, страдает от паранойи, что все идет не так и ей необходимо вернуться и сделать все самой.
По словам Зарины, русскоязычные турагентства имеют максимальный заработок, не прилагая особых усилий. Например, с одной визы ее компания получает 6,5 долларов, с одной ночи в пятизвездочном отеле 10, в трех-четырех звездочном 3-5 долларов. Если туристы остаются на 7 ночей в пятизвездочном отеле, то компания выручает 70 долларов за двойной номер и по 6,5 долларов с каждой визы.
— Мы не можем ставить цены больше, потому что у компаний в Алматы, Баку и Москве есть большой выбор с кем работать. У нас фиксированные цены на отели. Мы делаем основную работу: оформляем визы, бронируем отели, совершаем оплату, трансфер гостей. Это немного нечестно, что компании в Алматы потом сверху накручивают цены. Допустим, пришла к ним жена чья-то, вся в бриллиантах, шубе и говорит: «Я хочу в Дубай!» Они внешне оценили ее благосостояние и думают: «Ну ладно, как минимум мы ей 100 долларов за ночь поставим». С тура они могут получить 150-200 долларов, а мы о таких деньгах можем только мечтать. Если бронь в Buj Al Arab вышла на 20 тысяч долларов, то они могут и 3 тысячи накинуть сверху и продать. А мы с такого же тура за 20 тысяч за 7 ночей имеем всего 70 долларов. Работа турагентства в Алматы, Баку, Москве заключается в отправке нам сообщения: «Мне нужен такой-то отель на такую-то сумму». Они берут деньги с туристов, с нас подтверждение, свою маржу добавляют и все. А турист приезжает и его недовольство отелем, трансфером, зубной пастой, холодной водой в бассейне - это наши проблемы. Наша компания существует и работает за счет большого оборота. Мы обсуживаем около 700 туристов в месяц, в сезон доходит до 900 человек.
Отправляющее агентство несет полную ответственность за нарушения, которые совершает турист на территории ОАЭ. Будь то драки, проблемы с алкоголем или побегом.
— Однажды сюда сбежала одна семья с двумя детьми, осталась жить здесь. Штраф за каждого 2700 долларов, за всех мы заплатили 10800 долларов. Отправляющая компания, естественно, платить не захотела, объявила себя банкротом и закрылась. В Казахстане легко открыть/закрыть компанию, мы же несем ответственность перед эмиграционной службой, полицией и экономическим департаментом. Поэтому мы работаем с компаниями по контракту, и очень серьезно подходим к выбору партнеров.