Пиар-менеджер коммуникационной компании Tele2 сообщил о том, что надеется, что во вторник, до конца дня, ситуация с работодателем разрешится мирным путем. Об этом Нуркен Халыкберген, уволившийся накануне, сообщил журналисту Vласти в телефонном интервью. Стороны сделают официальное сообщения.
А пока Vласть с помощью экспертов подсчитала возможную стоимость монтажа телеметрических устройств, которые взбудоражили сетевых пользователей в начале неделе. По самым грубым подсчетам, такой заказ может принести сотовой компании около 21 миллиарда тенге в год.
В понедельник менеджер по связям с общественностью Нуркен Халыкберген выложил у себя на страничке в Фейсбуке письмо от неизвестного адресанта, поступившее ему на рабочий электронный адрес. В письме, пожелавший (по понятным причинам) остаться неизвестным ведущий специалист компании, разрабатывающий якобы по заказу одного из министерств систему телеметрии, предлагал мобильному оператору за вознаграждение свою помощь в «устранении» конкурентов и завоевании монополистического положения на рынке.
Получатель данного письма переслал его в службу безопасности компании, в которой он еще на тот момент работал, после чего выложил в сеть. Свой поступок в интервью Vласти Нуркен Халыкберген объяснил тем, что не мог поступить по-другому, руководствуясь как принципами компании, так и своими личными убеждениями.
«Это нормальная человеческая гражданская позиция. Когда вам предлагают кого-то обмануть и сделать это из-под полы. Если бы это было нормальным обычным деловым предложением, я бы не придал ему значения, но тут прямым текстом предлагалась коррупционная схема. В ценностях компании записано, что мы должны быть против таких вещей и для меня это не просто слова, это реальные мои внутренние убеждения», - отметил Халыкберген.
При этом он отметил, что письмо, в котором речь шла о 500 тысячах потенциальных абонентов, было адресовано всем трем мобильным операторам.
После этого появилась информация о том, что пиарщика вынудили написать заявление об увольнении по собственному желанию. Об этом в своем аккаунте Фейсбука в понедельник написал блогер Алишер Еликбаев.
Халыкберген отказался комментировать свое "увольнение" и напрямую не стал связывать его с данным инцидентом, при этом отметив, что больше пользоваться услугами Tele2 он не намерен. Также он сообщил, что намеревается искать новую работу.
Ниже приводим полную версию письма с сохранением стилистики и орфографии анонимного автора:
«День добрый. С вашего позволения, я останусь пока на правах анонимности, если найдем взаимопонимание, тогда конечно, познакомимся покороче. Дело, в общем, такое. По заказу одного из министерств РК наше предприятие разрабатывает систему телеметрии. Связь будет осуществляться через СМС сервисы и/или GPRS, EDGE, 3G.
Речь идет о полумиллионе устройств, которые будут довольно активно использовать сотовую связь. Оплачивать, по видимому, будут собственники той техники на которую данные модули будут установлены. Но, в принудительном порядке. Все настолько серьезно, что готовится изменение законодательства. Я, будучи ведущим специалистом, и непосредственно занимаясь разработкой программной части могу сделать так, что стабильно данные модули будут работать только с одним оператором сотовой связи. С остальными будут более-менее глючить.
В результате чего, грустно вздохнув придется констатировать что причина не установлена и в техпаспорте изделия написать что производитель рекомендует использовать СИМ карты такой то компании. Более того, установка устройств будет осуществляться силами гостехнадзора с опломбированием устройств. Т.е. дальнейшая смена СИМок будет весьма и весьма проблематична. То есть, де факто один оператор монополизирует всех абонентов. А это, напомню, порядка полумиллиона платежеспособных (и бесправных, будем откровенны) абонентов. Всяко выгодно.
Единственно, что мне подумалось, а почему бы не сделать это предложение взаимовыгодным? Моё начальство, мы пожалуй, в известность ставить не будем, оно и так свой гешефт имеет. А вот сам бы я с удовольствием выслушал, какие бонусы я лично могу поиметь с данного предприятия. Другими словами, если я приведу Вам полмиллиона новых, постоянных, платежеспособных клиентов на какое вознаграждения я смогу рассчитывать? С уважением, Аноним».
После того, как письмо попало в Сеть, появилось официальная реакция компании Tele2, где действия Халыкбергена были расценены как «разглашение служебной информации».
«Компания расценивает данные действия работника компании как разглашение служебной информации, полученной в ходе исполнения должностных обязанностей, и оставляет за собой право на защиту своих интересов и деловой репутации, включая расторжение трудового договора с указанным работником. Компания заявляет о своей нетолерантности к распространению любых анонимных и не подтвержденных сведений и сообщений работниками Компании от ее имени.
Компания также заявила, наряду с другими операторами сотовой связи «под эгидой Министерства Транспорта и Коммуникаций осуществляется внедрение ряда инновационных телекоммуникационных проектов, направленных на создание конкурентоспособной и технологически современной телекоммуникационной инфраструктуры в Республике Казахстан»
Особенности казахстанской телеметрии
Vласть поговорила с Махаббат Тогайбаевой, проект-менеджером компании ТОО «A+A Oil Service», занимающейся GPS мониторингом, и попыталась понять, что такое телеметрия в контексте анонимного письма и сколько гипотетически может выиграть оператор, согласившись на услуги неизвестного адресанта.
Телеметрия позволяет получать на расстоянии информацию о необходимом объекте по определенно-заданным параметрам.
«В Казахстане в настоящее время очень большое количество компаний, занимающихся дистанционной телеметрией, каждая компания по своему усмотрению выбирает того или иного мобильного оператора. Дело в том, что оборудование, которое отслеживает местоположение транспортных средств, маршрут, пробег и моточасы имеет внутренний модем, то есть информация от устройств передается через мобильный интернет. Соответственно речь шла о полумиллионе сим-карт с тарифом для телеметрии, это очень хороший объем», - говорит Махаббат Тогайбаева.
Она также пояснила, что компания-поставщик устанавливает один комплект устройства на транспортное средство и, соответственно, одну сим-карту для передачи данных. При этом само оборудование, в большинстве случаев, мобильные операторы не предоставляют, его закупают и устанавливают специализирующиеся на этом компании. Мобильные операторы зарабатывают только на предоставлении услуг мобильного интернета.
По словам Махаббат Тогайбаевой, стоимость одного комплекта оборудования в среднем варьируется от 122 до 150 тысяч тенге, расходы на мобильный интернет для передачи данных с оборудования, установленном в автомобиле, на необходимое устройство составляют в среднем 3 500 тенге.
Таким образом, самые грубые подсчеты говорят о том, что при подключении 500 тысяч абонентов, мобильный оператор ежемесячно сможет дополнительно получать более 1,7 млрд тенге, что в год составит около 21 млрд тенге.
В Министерстве транспорта и коммуникаций ситуацию пока никак не прокомментировали.
В понедельник вечером Халыкберген заявил, что устанавливает мораторий на комментарии по данной ситуации до вторника, 12.00 по Астане, затем ввиду временной разницы с головным офисом компании мораторий продлился до 16.00 - час, когда руководство компании и пиарщик начали переговоры.