• 3718
Телеобзор: Несудебные истории
На Первом канале «Евразия» стартовал проект под говорящим названием «Судебные истории». Авторы программы обещали телезрителям «напряженный поединок ради торжества справедливости», в котором сойдутся все участвующие в судебном процессе стороны. Судя по времени выхода программы в эфир оценить накал эмоций адвокатов, подозреваемых и прокуроров имеют возможность только домохозяйки. Истории, к слову, также носят, мягко говоря, отнюдь не резонансный характер.

 

 

Маргарита Бочарова, Vласть

 

На Первом канале «Евразия» стартовал проект под говорящим названием «Судебные истории». Авторы программы обещали телезрителям «напряженный поединок ради торжества  справедливости», в котором сойдутся все участвующие в судебном процессе стороны. Судя по времени выхода программы в эфир оценить накал эмоций адвокатов, подозреваемых и прокуроров имеют возможность только домохозяйки. Истории, к слову, также носят, мягко говоря, отнюдь не резонансный характер.

 

В одном из выпусков на прошлой неделе на скамье подсудимых оказался «механизатор сельхозпредприятия», чрезвычайно неравнодушный к употреблению алкоголя.  Пагубное пристрастие механика стало, как это ни банально, причиной драки между ним и истцом, обвинившим нерадивого работника сельхозпредприятия в мошенничестве.

 

Итак, в до боли знакомых телезрителю декорациях зала судебных заседаний на протяжении 45 минут слушалось дело о нанесении потерпевшему телесных повреждений. Продукт казахстанского производства в происходившем действе выдавали лишь несколько деталей. За судьей был установлен государственный флаг Казахстана, от него то и дело звучали ссылки на отечественный Уголовный кодекс, а вызываемые сторонами свидетели сообщали такие детали своей биографии, которые трудно было бы привязать к какой-либо другой стране – темная история произошла в поселке Жетыген Алматинской области на территории агрофирмы «Акжар».

 

Сомнения относительно страновой принадлежности прокурора, принимавшего участие в съемках программы, рассеялись сразу же после того, как тот стал зачитывать обвинительное заключение. Чуть более 30 секунд длилось выступление прокурора, за которые он успел довольно бегло, а потому и малопонятно, зачитать все обстоятельства дела. Таким образом, уже на третьей минуте «Судебных историй» создалось отчетливое впечатление, что именно так суды в Казахстане и проходят.

 

Однако продлилось это ощущение недолго – вплоть до того момента, когда обвиняемый Герасимов начал рассказывать суду о том, при каких обстоятельствах потерпевший попался ему под нетрезвую руку. «Он ворвался ко мне в ангар, где я ремонтировал машины, и давай… сразу на меня напал. Кричит: «Давай мне триста моих тЭнге!» Ну и что? Я дал ему сдачи», - вот так незатейливо прозвучала версия произошедшего из уст любителя согреться алкоголем на работе. Нехарактерный для казахстанцев акцент при упоминании названия национальной валюты обращает на себя внимание.

 

В версии произошедшего, рассказанной потерпевшим, снова прозвучали злополучные «тЭнге», однако на этот раз услышать их было еще более удивительно, так как исходили они от человека под именем Анвар Куанышев (родом из Каскелена, между прочим). Благо, странный акцент основных действующих лиц судебного заседания был единственным отчетливым «промахом» авторов, который то и дело возвращал зрителей к многочисленным судебным шоу на российских каналах. А потерпевший Куанышев, кстати, практически реабилитировал себя, когда вместо Усть-Каменогорска по-свойски назвал город просто «Устькаман».

 

Дальше судебное заседание проходило во вполне штатном режиме, пока не пришло время для обнародования того самого заявленного авторами программы «скрытого от правосудия факта, который необходимо найти профессиональным юристам-ведущим». Интрига «Судебных историй» на этот раз заключалась в том, что мошенничеством с «солярой» промышлял отнюдь не горе-подсудимый, а другой молодой человек, выдававший себя за механизатора Герасимова.

 

В результате небольшой эксперимент с переодеванием подсудимого и настоящего мошенника, находившегося в зале в качестве свидетеля, завершился такой же незначительной потасовкой: на молодого парня, прикинувшегося пьяным механизатором, тут же налетел другой обманутый таким же образом свидетель. При всем старании сценаристов накала актерам изобразить не удалось, и драка была быстро прервана непререкаемым тоном судьи Старенького.

 

Судья, между тем, на протяжении всего судебного заседания держал себя предельно достойным для служителя Фемиды образом, хотя иногда все же позволял себе некоторые легкомысленные замечания, произнося их не менее серьезным тоном. Например, когда подсудимый начал оправдываться по поводу объемов испитого им «для сугреву» алкоголя, судья многозначительно отметил: «Я смотрю, у вас довольно слабый организм, если вы от 100 грамм сразу стали, подсудимый, в средней тяжести алкогольного опьянения».

 

В результате, подсудимый, признанный виновным в умышленном причинении телесных повреждений, осужден на год с заменой наказания на подписку о невыезде. А мораль этой басни такова (а никак кроме как «мораль» исход дела назвать невозможно): к совершению преступления, по выражению судьи, привел «тот образ жизни, который вел наш подсудимый». Этим «образом жизни» и воспользовались мошенники, сделав склонного к употреблению алкоголя механизатора «козлом отпущения». «Пересмотреть свое отношение к жизни» посоветовал в итоге судья Герасимову.

 

Вот такой незатейливый урок должны были, вероятно, извлечь телезрители, неравнодушные к употреблению спиртного. Рассмотренная бытовая история, очевидно, чрезвычайно далеко от тех «запутанных убийств и тяжелых преступлений», которые авторы обещали телезрителям до премьеры программы. Их расследованием, кстати, в эфире телеканала согласился заниматься известный в Казахстане юрист Сергей Уткин. По крайней мере, именно этот посыл содержался в нескольких публикациях, увидевших свет во время апрельской PR-кампании «Судебных историй».

 

С момента премьеры программы прошло уже более двух недель, а телезрители так и не смогли лицезреть Уткина на Первом канале «Евразия» - так и не удалось ему побывать ни в роли защитника, ни в роли судьи нового судебного шоу. Сам правозащитник по этому поводу выражает свое искреннее недоумение: кастинги были, необходимые для телевизионщиков пробные кадры сделаны, а конкретного предложения юристу в итоге так и не поступило.

 

Остается только догадываться, с какой целью телеканал «Евразия» так широко проанонсировал не только премьеру судебного телешоу, но и участие в нем известной медийной персоны, не намереваясь действительно приглашать ее к участию в проекте. Еще более удивительным является то, что на роль «главного действующего лица» «Судебных историй» планировали пригласить правозащитника, известного своей активностью в оппозиционном поле.

 

Не хотелось бы думать, что таким образом сотрудники PR-отдела «Евразии» пытались привлечь дополнительное внимание к проекту (что у них собственно в итоге и получилось сделать). Однако участие Сергея Уткина в программе, бесспорно, заметно бы оживило ее поминутно расписанный ход. Жаль только, что в результате подтвердились самые скептические ожидания относительно участия известного своей оппозиционной активностью юриста в судебном шоу на республиканском телеканале.

Свежее из этой рубрики