Мало кто знает, что лучшим городом Казахстана в 2014 году стал Актобе. Определением «лучших» городов, к слову, озаботился Первый канал «Евразия». Вероятно, это неблагодарное занятие принесло каналу неплохие рейтинги, раз в наступившем году телевизионщики презентовали второй сезон шоу.
Премьера состоялась в минувшую субботу и, откровенно говоря, для зрителя, впервые решившего скоротать час своего времени за просмотром шоу «Лучший город.kz», не представила из себя ничего интересного. Хотя нельзя проигнорировать тот факт, что первые минуты программы (когда ведущая Асель Садвакасова щедро раздавала эпитеты каждому городу Казахстана) действительно могли привлечь внимание некоторой части телеаудитории.
Пока на главную сцену проекта поочередно выходили команды разных городов республики, зрители узнали, что самые необычные памятники, оказывается, можно найти в Костанае, а просторные улицы и широкие площади – исключительно в Кокшетау. «Самая модная команда», по словам ведущей, собралась в Караганде. Талдыкорган же удостоился таких определений как «веселый» и «нарядный», а Шымкент - «теплый» и «яркий». Теперь же команды, получив ярлыки от телевизионщиков, станут бороться за звание «самого поющего, самого танцующего, самого талантливого» города республики.
В премьерном выпуске шоу своими талантами померялись Уральск, Караганда, Шымкент и Алматы. От этих городов, надо признать, ожидать можно было чего угодно, однако в сухом остатке – четыре песни, спетые под любительски разыгранные сценки с претензией на интересное развитие сюжета и театральную драматургию. Однако едва ли в столь скромном формате следует винить сами команды – правила игры, безусловно, определяют создатели «самого народного проекта».
В их же задачу входит сформировать у зрителей представление о каждой из команд. «Прелестью» уральской команды с их легкой руки, например, стала самая пожилая участница шоу 77-летняя пенсионерка Сагадат Богданова - «великолепная апашка», которая поет с шести лет. Именно она начала запевать «Камажай», когда пришло время для выступления команды. Спустя некоторое время народную песню подхватила выбежавшая на сцену остальная часть команды. Под незамысловатые движения ребята бодро допели «Камажай» и в конце подняли старушку так, чтобы ее уж точно было видно даже в самых отдаленных уголках зала.
«Изюминкой» карагандинской команды стал 27-летний грузчик с базара Мейрамбек Айтмаганбетов, который оказался непохожим на остальных членов команды. Настолько непохожим, что другой участник команды, не стесняясь, заявил, что Мейрамбек занимает здесь место человека, который не прошел в команду. Другие же пока смиренно принимают его чрезмерную застенчивость, абсолютную неспособность произносить слова на английском языке и воспроизводить танцевальные движения на память. Поэтому, вероятно, его вклад в командное исполнение песни «California Dreaming» был более чем скромным.
Команда Алматы, судя по телевизионному портфолио, также отличается своими скромными хореографическими возможностями и двумя 30-летними девушками-близняшками. Выступление команды продемонстрировало также, что алматинцам не чуждо знание классики мирового кинематографа. В результате, зрители увидели отсылки к Джеймсу Бонду и «Матрице» под советский кинохит «Позвони мне!». Команда южной столицы, кстати, стала единственной, чей участник прямо на сцене забыл положенные ему строки в песне. Забыл дважды – даже когда ведущая великодушно позволила ему спеть таки свою партию после окончания выступления.
Команда Шымкента отличилась (что, разумеется, совсем неудивительно) крепкими родственными связями, ведь стала той, куда капитаном взяли маму одной из участниц, которая приехала поддержать свою дочь. Женщина осталась в команде благодаря своим хорошим вокальным способностям, утверждают авторы шоу. Само выступление, однако же, ни одного намека на южные традиции не содержало – более того, оно фактически закончилось съедением несчастного мужчины, оказавшегося в подводном мире под зазывное пение четырех русалок (песня «В синем море, в белой пене»).
После четырех выступлений членам жюри, которые на протяжении всего шоу только и делали что нахваливали способности каждой команды, пришлось выбирать город-аутсайдер. Под отчаянный плач девушки из карагандинской команды кинопродюсер Гульнара Сарсенова, певец Кыдырали Болманов и актриса Линда Нигматулина решили, что из конкурса выбывает команда Уральска. Исполнение песни на государственном языке и энергичная пенсионерка, увы, не спасли команду от ухода.
После увиденного и не скажешь, что любительские выступления команд из разных городов Казахстана способны вызвать широкий зрительский интерес, однако десятки гневных комментариев на сайте проекта говорят об обратном. Зрители первого сезона неистовствовали из-за субъективности судей, которые якобы открыто покровительствовали южным городам, угрожали апелляциями и жалобами (кому?), советовали ведущей «поменьше кричать» и организовать, в конце концов, народное голосование. Наконец, раздраженные комментаторы взывали к национальным чувствам организаторов шоу, которые утверждают состав жюри.
В конечном счете, понятно, что главную ставку создатели проекта «Лучший город.kz» едва ли делают на таланты участников из разных городов – куда важнее то, насколько сильно зрители шоу идентифицируют себя со своими земляками. В этом и есть незамысловатый секрет успеха программы, ведь если граждане республики в большей степени соотносили бы себя со страной (считали себя в первую очередь казахстанцами), забытые на сцене слова песни или несинхронные танцы просто так не сходили бы участникам с рук. И даже умилительная апашка, застенчивый карагандинский грузчик, близняшки-хохотушки и внезапно обнаруженный у мамы одной из участниц голос, увы, не спасли бы положение.