Вчера, 21 апреля, ушел из жизни режиссер Бахтиер Худойназаров – автор таких фестивальных хитов, как «Лунный папа» и «Кош ба кош». Свою последнюю полнометражную картину «В ожидании моря» Худойназаров снял в Казахстане (если быть точнее, то в Актау), но, к сожалению, в отечественный прокат картина так и не вышла.
Судьба фильма «В ожидании моря» достаточно сложная. Изначально Худойназаров планировал снимать документальную картину о трагедии Аральского моря. Однако, проекту не суждено было воплотиться в жизнь. Вместо этого появился сценарий Сергея Ашкенази (получивший приз кинофестиваля «Сандэнс», как лучший европейский сценарий) и самый длинный проект в фильмографии режиссера, который шел к экранам долгие четыре года.
Картина было обругана многими критиками, да и с широким прокатом дела не сложились, несмотря на то, что в производстве и финансировании фильма участвовало семь стран. Тем не менее, картина достойна не только просмотра, но и дискуссий.
Вопреки мнению большинства российских критиков, Худойназаров в своем фильме рассказывает не о Казахстане. Так же, как и в «Лунном папе», режиссер создает здесь условное «евразийское» пространство, которое вбирает в себя элементы азиатского колорита и европейского образа жизни. Что, в общем-то, неудивительно, ведь «Лунный папа» и «В ожидании моря» задумывались как первые две части евразийской трилогии, завершить которую Худойназаров так и не успел.
В обеих этих картинах, режиссер стирает национальные, этнические и расовые границы. Неслучайно главные герои здесь носят имена Марат и Бальтазар, а молдовская актриса Анастасия Микульчина по сценарию играет дочь казаха Динмухамеда Ахимова. Если вновь провести параллель с «Лунным папой», то можно вспомнить, что там татарка Чулпан Хаматова и немец Мориц Бляйбтрой играли брата и сестру, а образ их экранного отца воплотил таджикский актер Ато Мухамеджанов.
Тем не менее, несмотря на стилистическую похожесть, «В ожидании моря» и «Лунный папа» абсолютно разные картины по своему посылу, настроению и атмосфере. Элементы притчевости и гротеска, свойственные большинству фильмов Худойназарова, здесь также присутствуют, но если в предыдущих картинах гротеск носил комический характер, то в «В ожидании моря» он лишь усиливает трагедию главных героев. В частности, весьма показателен эпизод, в котором герой Динмухамеда Ахимова строит для себя могилу.
Основной мэсседж в картине достаточно прозрачен. Марат отправляется на поиски моря, которое покинуло его родной город, пытаясь искупить грех гордыни, из-за которого море забрало его жену и друзей. Худойназаров пусть и достаточно топорно, но очень показательно проводит параллели между безжизненным кораблем и человеком, который тащит его по пустыне. Фактически, корабль и Марат – это братья-близнецы, которые обретут покой только в море. Вся основная сюжетная линия больше напоминает библейский миф.
Куда более приземленными выглядят все второстепенные линии. Конфликты отцов и детей, тема безответной и бессмертной любви женщины к мужчине и история поколения, которое безвозвратно потеряно. Неслучайно, Худойназаров уделяет достаточно много внимания взаимоотношениям Бальтазара и его сына.
Если Марат – воплощение человеческого сопротивления, то Бальтазар – иллюстрация человеческого смирения, которое приводит к не менее трагичным событиям в жизни героя.
В данном случае, разбор технических составляющих, режиссуры и актерской игры, пожалуй, неуместен. По факту, «В ожидании моря» не столько кино, сколько художественное полотно, притча о неизбежных потерях в жизни природы и человека. Увы, расшифровка большинства остальных месседжей стала недоступной после того, как мировой кинематограф утратил Бахтиера Худойназарова.