Константин Козлов, специально для Vласти, фото Жанары Каримовой
В южной столице, пожалуй, ни с чем не обращаются так безжалостно и бесцеремонно, как с большими деревьями и старыми домами. Журналист Константин Козлов рассказывает о том, как просто в Алматы снести известное и любимое многими здание.
История с летним сносом дома архитекторов потрясла всех неравнодушных к архитектурному облику Алматы горожан. Несколько месяцев здание было обнесено забором и находилось «как бы на ремонте», а затем его быстро - за три дня снесли. По похожей схеме с лица города стерли немало зданий.
Это здание было снесено этим летом. Фото с сайта vse.kz
Что же до снесенного здания Союза архитектора, то у него, как выяснилось, и вовсе не было шансов.
— Снесенное здание Союза архитекторов на Калдаякова-Казыбек би не значилось и не значится в государственном списке памятников истории и культуры города Алматы. В свою очередь, Управление культуры не поддерживает снос таких объектов. Однако в данном случае не имеет полномочий в принятии каких-либо мер по запрещению сноса здания, – рассказывает руководитель отдела историко-культурного наследия и музейно-библиотечной работы управления культуры Алматы Ляззат Сагындыкова.
То есть фактически, если дом не имеет охранной грамоты в виде таблички «памятник архитектуры», любой частник, выкупив объект, может творить с ним все, что угодно под молчаливое согласие большинства горожан.
Да и с самими этими табличками не все ладно. Во-первых, как выясняется, и они не всегда спасают здание. Вспомнить хотя бы чудовищную историю покрытия алюкобондом здания казахского ТЮЗа имени Мусрепова. Или же ужасное состояние доходного дома Габдулвалиевых, что на пересечении улиц Макатаева и Тулебаева. Несмотря на то, что это здание является памятником архитектуры, уникальное творение в стиле ар-нуво сегодня обезображено рекламой, бегущими строками и т.д. Кроме того, долгое время мемориальная доска там вообще отсутствовала, перекочевав на соседнее здание несколькими метрами ниже, которое построено в 70-е, 80-е годы и представляет куда меньшую архитектурную ценность. К слову, до нашего сигнала в управление культуры ситуация оставалась в подвешенном состоянии.
— Во время проведения ремонтных работ на памятнике архитектуры «бывший дом Габдулвалиева» мемориальная доска была временно перемещена на соседнее здание. После завершения ремонтных работ сменился собственник здания. Новые собственники своевременно были извещены о необходимости переустановки мемориальной доски на законное место, – сообщила Ляззат Сагындыкова.
Собственники пообещали вернуть памятную табличку на место после 20 августа. Сколько прошло времени – посчитайте сами. Воз и ныне там. Курьез, если не сказать конфуз, связанный с табличкой произошел недавно на здании музея спортивной славы, бывшего дома директора верненского приюта. На нем обнаружилась вопиющая ошибка – на новой табличке памятника архитектуры было написано «ХХг. соны» - то есть конец ХХ века. Хотя табличка, висящая на доме еще с советских времен, говорит нам, что этот дом был построен в конце XIX века. Табличку сейчас с дома сняли и пообещали исправить. Снять-то сняли, а вот с исправлением пока тянут. В результате сейчас на доме директора приюта висит только старая советская табличка, которая сегодня не указ. Еще один повод для опасений за судьбу дома.
Хотя, как выясняется и нахождение в списке памятников архитектуры – не панацея. На память приходит история двухлетней давности, когда из списка памятников архитектуры исключили десятки объектов. Причем сделали это потому, что большинство этих самых объектов по разным причинам исчезли с лица земли – что-то снесли, а что-то перестроили до неузнаваемости, как, к примеру, здание железнодорожного вокзала Алматы-I.
Общественные активисты обращают внимание на то, что все дома 40-х, 50-х годов, явно имеющие архитектурную ценность находятся под негласной угрозой. В списке памятников архитектуры большинство из них не числится, поэтому любой дом, ставший немилым городским властям или частникам, становится обреченным. Как это случилось с Домом Пионеров на Кабанбай-батыра и Сейфуллина в 2006 году. Даже широкая общественная кампания в защиту дома не спасла его от уничтожения. Теперь на его месте стоит шикарный отель Rixos.
Тем не менее, власти всячески успокаивают и увещевают: мол, никто старые дома сносить не собирается. Впрочем, действия со словами чаще расходятся, чем сходятся. Сейчас акимат даже предлагает привлечь горожан к созданию обновленного списка памятников архитектуры, которых в Алматы насчитывается 87. Однако в связи с расширением границ города и образованием Наурызбайского района нашелся повод этот список расширить.
Решать, что из архитектурных объектов для города ценно, а что нет, будет комиссия в лице археологов, историков, архитекторов и искусствоведов. Нередко впрочем, авторитет некоторых ученых подвергается сомнению, например, когда они начинают участвовать в крайне спорных, а порой и сомнительных проектах. История с «Кок-Жайлау» лишний раз это подтверждает, когда одни экологи сходятся в дебатах с другими чуть ли ни «стенка на стенку».
История со сносом дома архитекторов взбудоражила многих неравнодушных горожан. И может так получится, что вскоре в Алматы возникнет юридически оформленное движение за сохранение исторического центра. А необходимость в этом назрела. То и дело проходит информация о том, что под угрозой сноса вновь оказался тот или иной объект. Сейчас периодически проходит не подтверждающаяся, но и не опровергающаяся информация о сносе тех или иных памятных домов. По пока неподтвержденным данным под такой угрозой оказался старый «сталинский» дом на Курмангазы – Байсеитовой, а также синее здание, расположенное на улицах Желтоксан и Богенбай батыра.
Обратите внимание в списке потенциальных «жертв» градостроителей не безликие здания 70-х, 80-х, а вполне еще способные послужить эстетическому облику города объекты. И такое маниакальное желание во чтобы то ни стало заменить их на архитектурные новоделы вызывает серьезные вопросы и в компетентности и во вкусовых пристрастиях.