Два года назад девятиклассник Артем состоял на учете в инспекции по делам несовершеннолетних за употребление, так называемых легких наркотических средств. Таких как он, несовершеннолетних правонарушителей, состоящих на учете в ювенальной полиции Казахстана - 12 000 подростков, из них - 2 613 являются наркозависимыми.
Тогжан Калиаскарова, Vласть
Два года назад девятиклассник Артем состоял на учете в инспекции по делам несовершеннолетних за употребление, так называемых легких наркотических средств. Таких как он, несовершеннолетних правонарушителей, состоящих на учете в ювенальной полиции Казахстана - 12 000 подростков, из них - 2 613 являются наркозависимыми.
В случае с Артемом, история «трудного подростка» началась, когда мальчику было 15 лет. Употреблять травку парня никто не учил: в семье никто не курил даже сигареты, а друзья такими вещами не баловались. Все получилось иначе, вспоминает он сегодня.
«Мое увлечение началось с другого - из-за музыки, которую я слушал в то время. Я думаю, многие баловались по детству не только сигаретами и алкоголем, но чем-то пожёстче. Попробовал раз, попробовал второй и понеслось. Обычная история, она касается не только любителей хип-хопа, но и многих других музыкальных направлений, где кумиры подростков часто употребляют наркотики», - говорит он
.
Деньги на наркотики под предлогами «на обед» или «на карман» парень брал у мамы, которая воспитывает ребенка одна. Когда денег на марихуану не было, Артем прибегал к такому виду «снятия стресса», как токсикомания. В ход шли и клей, и бензин, и даже средства для мытья окон.
На учет в инспекцию по делам несовершеннолетних парня поставили после ряда замечании в школе и после внутри-школьного учета, который никак не повлиял на ребенка.
«Ну что они могут сделать? В школу я ходил, никого не обижал. Бросил наркотики по своему желанию, маму стало жалко... Работа психологов, пресс со стороны учителей, угроза исключения из школы – не дали никакого результата», - добавил он.
Сегодня Артем рассказывает, что с ним регулярно проводились профилактические беседы, его часто приглашали на различные «оздоровительные» мероприятия, вовлекали в командные спортивные игры. Инспекторы приходили с проверками домой к Артему и в школу. Тем не менее, он говорит, что бросить наркотики ему помогла не работа инспекторов, а жалость к маме и стыд, который он испытывал перед сверстниками и знакомыми.
Хотя, по словам психолога Марии Кудрявцевой, в обществе несовершеннолетних детей, все чаще бытует мнение, что «быть вне закона – это круто», Артему удалось выйти за эти рамки детских стереотипов.
Проблема подростковых правонарушений остро стоит практически во всех странах мира. В Казахстане сегодня действует четыре специализированные колонии для несовершеннолетних. Согласно статистике Международной тюремной реформы, предоставленной Комитетом уголовно-исполнительной системы, в 2012 году в учреждениях досудебного содержания в Казахстане под стражей находилось 86 подростков, а в колонии для несовершеннолетних - 167 осужденных, среди которых есть подростки, отбывающие свой срок по особо тяжким делам.
В 2011 году несовершеннолетними казахстанцами было совершено 6 363 правонарушения, по сравнению с 2009 года количество преступлении совершенных лицами от 14 до 17 лет выросло на 2.5%.
Не секрет, что большая часть этих преступлений совершаются детьми и подростками не из самых благополучных семей. Жамиля Рахменова, психолог по работе с детьми и подростками, которой ежедневно приходится сталкиваться с проблемами несовершеннолетних, уверена, что перед тем, как начинать работу с ребенком, необходимо урегулировать вопросы внутрисемейных отношений и среду, в которой воспитывается ребенок.
«Процесс семейного воспитания - главный фактор, в результате которого формируется характер подростка. Если взглянуть на статистику, то большинство несовершеннолетних преступников, являются плодом нерадивых родителей. Дети, как губки впитывают в себя поведение и привычки своих родителей. Если папа бьет маму, ребенок разрешает себе побить одноклассницу, если мама курит и пьет пиво по вечерам, то и почему бы сыну или дочке не курить и не выпить пива с друзьями. Это логика ребенка, который еще не состоялся в полной мере как личность», - отмечает психолог.
Заместителя начальника управления административной полиции Алматы, полковника Айгуль Шопшекбаеву, коллеги называют главным инспектором по делам несовершеннолетних. В этом году исполнится 30 лет со дня как она начала свою службу в органах внутренних дел, большое внимание она уделяла и уделяет по сегодняшний день работе с детьми. Она уверена, что на уровень подростковой преступности в Алматы за последние три года, благоприятно повлияла работа школьных инспекторов, за это время в алматинских школах замечено снижение количества правонарушений на 14%. В Алматы на сегодняшний день работает 181 инспектор.
А в столичном Департаменте внутренних дел с подростковой преступностью борются путем показательного воспитания. В марте этого года, они пригласили на экскурсию 100 подростков в возрасте от 14 до 16 лет в изолятор временного содержания, специальный приемник для административно арестованных лиц и приемник-распределитель.
Согласно данным на официальном сайте Астаны, полицейские надеются, что ребята, увидев воочию изоляторы и тюрьмы города, задумаются о том, какую цену им придется заплатить за совершенные правонарушения. На сегодняшний день на профилактическом учете по различным категориям в ювенальной полиции ДВД Астаны состоит более 400 подростков .Подобные мероприятия проводились и в других регионах Казахстана, к примеру, в Западно-Казахстанской области.
Другое решение проблемы предлагает Магдалина Таксиди, директор дворового клуба «Арман», которая более 20 лет работает с проблемами детей. Она уверена, что подростки всегда должны быть заняты делом. К примеру, быть участником дворового клуба, где они могут принимать участие в организации творческого досуга, где ведется пропаганда здорового образа жизни и идет постоянная работа со школьным инспектором по делам несовершеннолетних.
«Я являюсь внештатным инспектором уже более 20 лет и участвовала в судебных разбирательствах, связанных с лишением родительских прав и определения детей в воспитательные учреждения. Среди детей, посещающих клуб, имеются дети с девиантным поведением и поэтому без тесного контакта со школой, не обходится. Причем, зачастую, неуправляемый ребенок в школе, часто становится инициатором хороших дел в клубе», - говорит Таксиди.
Она приводит в пример разные истории, одна из них - про «трудного ребенка». На мальчика, по ее словам, серьезно повлияла одна из проводимых клубом акций по сбору мягких игрушек для специализированного интерната, где находятся дети с отклонениями физического и психического развития. Подросток руководил сбором. Это оказало сильное воздействие на его характер - через какое-то время мальчика сняли со школьного учета.
«Он не был замечен ни в одной драке со сверстниками, подтянул учебу. Замечаний по поведению не было и после проведенной акции», - добавляет она.
На сегодняшний день в Алматы действуют 30 дворовых клубов в шести районах города. Всего работой дворовых клубов охвачено около 3500 подростков, среди них есть подростки, которые состоят на профилактическом учёте в подразделениях по делам несовершеннолетних, так и проживающих в неблагополучных и малообеспеченных семьях.
По всему миру используют разные пути борьбы с подростковой преступностью, так например, во Франции существуют так называемые приемные семьи, которые получают лицензию на проведение реабилитации преступивших закон подростков, после чего берут на воспитание несовершеннолетних преступников и получают зарплату как государственные служащие.
А в Великобритании все дети проходят проверки, позволяющие выявить потенциальных преступников. Социально уязвимых и принадлежащих к группе риска детей будут выявлять, исходя из таких опасных факторов, как сидящие в тюрьме родители. По отношению к ним будут приниматься меры, включая визиты специалистов домой. Правительство Великобритании уверено, что можно предотвратить превращение детей в преступников, если осуществлять раннее целенаправленное вмешательство в развитие детей с определенными характеристиками. К ним относится недостаток родительского внимания или неблагоприятное окружение.
Стоит отметить, что на сегодняшний день согласно информации Всемирной организации здоровья, Казахстан находится на третьем месте по уровню смертности от насильственных причин в возрастной группе 10-29 лет.
Возвращаясь к нашему герою, Артему, отметим, что сегодня он учится на первом курсе колледжа. Почти год после того, как он получил аттестат после 9 классов школы, юноша готовился к сдаче документов по специальности "программирование в компьютерных системах". По его собственным словам, вспоминать про шальную юность ему не хочется. К сожалению, Артем – лишь исключение из правил. Таких примеров немного: статистика показывает, что сойти с кривой тропинки гораздо труднее, чем на нее заступить.