Vласть поговорила о проекте строительства курорта Кок-Жайлау с начальником управления туризма Алматы Бакитжаном Жуламановым. Он сделал ряд неожиданных заявлений об экономической целесообразности курорта и ожидаемо опроверг информацию об экологической угрозе.
Vласть поговорила о проекте строительства курорта Кок-Жайлау с начальником управления туризма Алматы Бакитжаном Жуламановым. Он сделал ряд неожиданных заявлений об экономической целесообразности курорта и ожидаемо опроверг информацию об экологической угрозе.
Интервью провел Дмитрий Мазоренко, Vласть
Бакитжан Толевжанович, расскажите, за счет чего курорт будет приносить основную прибыль?
Основную прибыль курорту будут приносить дневные абонементы, билеты на канатно-кресельную дорогу, пункты общепита, управление номерным фондом и летняя рекреационная программа. Вторая часть – это налоги для государства.
Общий эффект для экономики, если верить ТЭО, за 20 лет составит 5,4 млрд. долларов, за счет чего будет получена эта сумма?
Эта сумма будет получена благодаря косвенному эффекту, индексированному эффекту и прямому эффекту. Из них 2,8 млрд. долларов - это прямой эффект, то есть доходы от горнолыжной инфраструктуры, отелей, ресторанов. Косвенный эффект составит порядка 1,3 млрд. долларов – это прибыль компаний предоставляющих дополнительные услуги – продукты питания, телекоммуникации, коммунальные услуги, услуги местного транспорта. Еще 1,3 млрд. долларов – это индуцированный эффект, который означает рост потребительского спроса, связанный с ростом спроса на трудовые ресурсы.
Какое количество туристов привлечет курорт за первый год своей работы? Как велись расчеты этой цифры?
В первый год мы планируем, что курорт посетит 500 тыс. человек. Дневная норма посетителей курорта - 10 тыс. человек. Расчеты произведены на основе данных посещения горнолыжного курорта Шымбулак, а также по итогам маркетингового исследования, которое представлено в ТЭО. За первый год прибыль составит около 13 млн. долларов, в месяц это около миллиона.
Какое количество жителей Алматы посещает Шымбулак, Табаган, Кумбель и другие горнолыжные комплексы, которые уже работают в окрестностях города?
За сезон 2011-2012 годов Шымбулак посетили 343 тыс. человек. Сам курорт рассчитан на 2000 лыжников в день, но посещает его порядка 3000 человек. Табаган рассчитан на 500 лыжников в день, точно не знаю (сколько посетило курорт за сезон). Но совокупный потенциал горнолыжных курортов, при реализации намеченных проектов - 150 тыс. человек в месяц. И это - только алматинцы, без учета казахстанцев и иностранных туристов, с последними - дополнительно порядка 100 тыс. посетителей. Для этого нужно развивать Каскеленское и Тургеньское направления.
Насколько целесообразна продажа курорта за 160 млн. долларов при затратах на реализацию проекта в 450 млн. долларов?
Вопрос продажи – вопрос гипотетический. Курорт никто продавать не собирается. У нас задают некорректный экономический вопрос – как он окупится? Это не коммерческий проект, это не проект «купи-продай». Это проект инфраструктурный, как центральный стадион или трамплины. Может, они тоже не окупаются. Но при этом, даже такой инфраструктурный проект будет десятилетиями обеспечивать бюджет налогами. 160 млн. долларов - это тот ценовой минимум, который комплекс будет стоить через 10 лет. Капитализация курорта через 10 лет может составить намного больше 160 млн. долларов.
Какое количество налогов государство получит за 10-20 летний период?
За 20-летний период возврат первоначальных инвестиций только в виде налогов будет более 600 млн. долларов.
Какую сумму будет тратить казахстанский посетитель за 1 день пребывания на курорте?
По опыту всех наших курортов мы считаем, что в среднем посетитель будет оставлять по 5000 тенге в день.
Насколько актуальным курорт будет летний сезон?
Мы рассчитываем на то, что он будет прибыльным. Это ошибка многих горнолыжных курортов делать их ориентированными только на зимний период. К примеру, в новых курортах Европы летом людей столько же, сколько и зимой. Да и я, как горожанин, как отец, считаю, что и в летнее время курорт будет прибыльным, ведь там разместятся скалодром, город мастеров, где дети смогут научиться гончарному и войлочному делу, отдыхающим будут предложены конные прогулки. О потребности в летнем отдыхе говорится и в нашем маркетинговом исследовании. За летний период мы прогнозируем посещаемость не меньшую, чем в зимний. В исследовании мы не делим доходность на летний и зимний периоды, но, как я думаю, зимний отдых, конечно, будет дороже.
Какое количество средств необходимо для содержания курорта в течение года?
Здесь речь идет об операционных расходах курорта в целом, основываясь на опыте международных горнолыжных курортов, операционные расходы составят до 60% от дохода.
Сколько рабочих мест будет создано, и какова будет средняя зарплата работников курорта?
Будет создано более 5000 новых рабочих мест. Когда курорт будет запускаться, мы предложим нормальную среднюю зарплату.
Какие отрасли будут развиваться параллельно с развитием курорта? И проявляет ли уже частный бизнес какой-то интерес к курорту?
Полностью малый и средний бизнес, начиная от таксистов и работников общепита, и заканчивая строительной отраслью. Частный бизнес давно готов инвестировать деньги, но для этого государство должно создать условия для частных инвесторов посредством инвестирования в горнолыжную, транспортную и инженерную инфраструктуры.
Строительство частного жилья на курорте запрещено?
Такое строительство исключено. Если мы разрешим, ситуация сложится как в Шымбулаке. Даже Куршавель из-за этого страдает. Потому что большой номерной фонд находится в частных руках. Человек приезжает на курорт, а остаться ему негде, все - частное. Из-за малого номерного фонда и малый оборот. Почему у Шымбулака оборота нет? Люди катаются там только днем, ночью остаться негде. Издалека никто не едет, потому что знают, что ночевать придется не на Шымбулаке. Поэтому мы и решили давать возможность строить только гостиницы. Хотите, приезжайте, живите, а во все остальное время гостиницы нужно сдавать.
Выдержит ли инфраструктура планируемый объем туристов? Насколько детально будет продумана система логистики, размещения, транспортных сетей?
Инфраструктура курорта рассчитана на 10 тыс. посетителей. И это - пилотный проект. Нужно понимать, что Кокжайлау не сможет обеспечить весь потенциальный рынок (150 тыс. лыжников - V). Поэтапно будет необходимо развивать другие потенциальные территории как Южный Каскелен, Тургень, Туюксу. По поводу системы логистики, размещения и транспортных сетей все продумано, естественно.
Все противники проекта говорят о том, что строительство нанесет урон экологии заповедника. В связи с этим хотелось бы прояснить ряд моментов. Проводились ли какие-либо зарубежные экологические экспертизы, если да, каковы результаты?
Экспертиза была проведена зарубежной экологической компанией ТОО «Каспиэколоджи» совместно с Казахстаном. Был подготовлен ПредОВОС, полностью соответствующий закону Казахстана об экологии. На стадии подготовки проектно-сметной документации будет разрабатываться ОВОС, это будет серьезная экспертиза, где будут учтены все экологические аспекты и все необходимые меры минимизации воздействия на окружающую среду. Мы также организуем общественное слушание, пригласим оппонентов и обсудим все.
Противники проекта говорят об угрозе химического загрязнения почв и эрозии склонов – просчитывались ли эти риски?
Здесь не может быть речи о химическом загрязнении, так как мы развиваем курорт, а не химический завод. Что касается склонов, при их профилировании будут применяться самые современные методы, которые гарантируют минимальное воздействие на почву. Мы не враги сами себе. Построить курорт и сделать его грязным, ну кому это интересно будет? В первую очередь не нам. Я и сам хочу там отдыхать, я не хочу построить курорт, а потом ходить и стыдиться. Я хочу, чтобы я и мои дети приехали и отдыхали в нормальных условиях.
Что будет с растениями и животными, занесенными в Красную книгу? Какое решение у этой проблемы?
Мировая практика показывает, что современные горнолыжные курорты не наносят вреда природе. Краснокнижные растения трассы должны обойти стороной, мы собираемся наоборот оградить их, проложить тропы и мосты, поставить таблички и сделать площадки, чтобы люди могли ими любоваться. Другие деревья мы будем пересаживать, мало того, после пересадки одного дерева мы посадим еще 10 саженцев. К тому же, мы посадим нормальные 5-6 летние деревья. Что касается животных, работники горнолыжного курорта Шымбулак говорят, что горных животных вокруг курорта с каждым годом все больше. Здесь их никто не трогает, их подкармливают в зимний период. Их защите будет посвящена целая программа и на Кокжайлау.