• 3121
Здесь будет город-сад: культурная политика решает социальные проблемы
Разговоры о развитии Алматы как культурного пространства постепенно начинают выходить из частных диалогов на большие площадки, вроде TEDxAlmaty и находить инициативные группы, которые работают над созданием проектов по культурному развитию города. Однако реализация этих проектов представляет собой большую сложность. Главная причина кроется в различных взглядах на благоустройство территории города у энтузиастов и городских властей.

 


Дмитрий Мазоренко, Vласть

 



Разговоры о развитии Алматы как культурного пространства постепенно начинают выходить из частных диалогов на большие площадки, вроде TEDxAlmaty и находить инициативные группы, которые  работают над созданием проектов по культурному развитию города. Однако  реализация этих проектов представляет собой большую сложность. Главная причина кроется в различных взглядах на благоустройство территории города у энтузиастов и городских властей.

 

 

 

На прошлой неделе в Алматы прошла  одна из важных встреч, которая, возможно, сможет изменить курс городской культурной политики. Проводил её довольно известный российский галерист, политтехнолог и директор музея современного искусства PERMM Марат Гельман. В его понимании современное искусство – ключ к значимым культурным изменениям в городской среде. Гельман говорил о том, что нам пора концептуально пересмотреть значение города в жизни людей. Раньше город защищал от врагов, потом стал местом торговли, после – индустриальной площадкой. Сейчас же индустриализация постепенно уходит из городов, потребность в защите уменьшается и торговля становится электронной. У людей появляется больше свободного времени и город  должен начать предлагать горожанам услуги по качественному проведению досуга. И если город не сможет правильно выстроить этот досуг, он потерпит отток населения. Так рассуждал гость. По его словам, глобализация и усиление миграции вынуждают города повышать качество жизни в борьбе за людей. В качестве решения проблемы досуга, многие города уже выбрали современное искусство.

 

 

По мнению Гельмана, нам нужно отходить от советских устоев, когда культура причисляется к социальному блоку, когда искусству лишь помогают. В этом случае происходит недофинансирование и говорить о какой-то культурной политике, смысла нет. “Средств хватает только на то, чтобы содержать культуру как отрасль, условно говоря, обогревать стены”, - утверждает политтехнолог. Помимо этого, искусство должно начинать влиять на экономику. Гельман считает, что в настоящее время её развитие без искусства в принципе невозможно. Транснациональные корпорации забирают у городов возможность заработка. В качестве примера политтехнолог взял гостиничный бизнес – он везде одинаковый, одинаковые номера с одинаковым набором услуг, иными словами, этот бизнес универсален. Универсальное не имеет смысла, если нет уникального. В качестве уникального может выступать музей.

 

 

В международной практике уже есть такой пример – испанский город Бильбао. В 1980 годах, город испытал значительный спад в развитии, и нужно было искать выход из ситуации.   Нашелся весьма оригинальный: некогда индустриальный и деловой город  Бильбао переориентировался на туризм. В 1997 году в городе открылся филиал Нью-Йорского Музея Соломона Гуггенхайма.

 

 

Его появление позволило городскому пространству развиваться дальше. Спустя некоторое время, было построено множество культурных и инфраструктурных объектов. Именно музей помог переориентироваться городу и получать прибыль  в муниципальный бюджет преимущественно от туристической, торговой и транспортной сферы услуг.

 

 

Схожий пример существует и в Германии, в Кельне. Раньше в Кельн приезжали из-за собора на один день. После появления музея современного искусства, люди начали оставаться в городе. Позже выяснилось, что через Кельн проходит огромный туристический поток. Пришлось менять структуру – строить отели, рестораны. Экономика города изменилась только за счет еще одного места для обязательного посещения.

 

Есть кейс Глазго – пост-индустриальный  город, который должен был прекратить свое существование. Он близок к Пермскому примеру. За последние 20 лет в Глазго произошла значительная диверсификация экономики и традиционные отрасли промышленности, главенствующие в экономическом благополучии города, уступили место туризму и сфере услуг. Во многом благодаря появлению музеев, галерей и прочих объектов культуры.

 

По мнению Гельмана, города должны менять свою экономику, поскольку жизнь изменилась. Территории должны начать заниматься стратегическим рыночным планированием, которым бизнес занимается уже десятки лет. Менять её за счет культуры – это самый быстрый и оптимистичный способ. Есть и неудачные попытки, но здесь важна технологичность. Все случается только тогда, когда у власти появляется желание изменений, когда у неё появляется стратегическое мышление. А горожанам необходимо отстаивать свое право на то, чтобы их город не был стагнационной провинцией.

 

 

Пермский проект, над которым в течение нескольких лет усиленно работал Марат Гельман, показывает, что культура и искусство может влиять на экономику. “Когда мы сделали модным посещение музея современного искусства в Перми, люди стали посещать и другие музеи.  За счет этого ресурс свободного времени кто-то потерял, сократились какие-то криминальные вещи”, - отметил Гельман.

 

 

В 2010 году уровень преступности в Пермском крае составил 2719 зарегистрированных преступлений на 100 тысяч постоянного населения и составил почти 27 тысяч зарегистрированных преступлений. В 2011 году показатель снизился на 27,5% по тяжким видам преступлений, и на 23,6% по особо тяжким видам преступлений. Темпы снижения преступности в Пермском крае за 2010 год оказались в 1,5 раза выше общероссийских.

 

 

Изменения повлияли и на социальную сферу, в том числе и на миграцию населения. Так, в январе 2010 года из Перми хотело мигрировать 23,3% жителей, и уже к июню этого года численность желающих уехать сократилась до 7,7%.

 

 

Понизился и уровень безработицы. По состоянию на 1 июля 2011 года численность безработных граждан составляла 5 тыс. 267 человек. По сравнению с январем 2011 года этот показатель снизился на 21,7%. По состоянию на начало апреля 2012 года численность безработных граждан в Перми составила 4.723 человека. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года уровень регистрируемой безработицы в Перми снизился на 24%.

 

 

Выросло количество предприятий МСБ. В 2010 году на каждую 1000 предприятий малого и среднего бизнеса было создано по 63 предприятия и составило 6053 субъекта малого и среднего бизнеса, при среднем показателе в 47 предприятий в городах Российской Федерации. В 2011 году количество предприятий МСБ увеличилось на 6461 субъект. В 2012 году было создано 11,2 тыс. новых субъектов малого и среднего предпринимательства. Причем основной процент предприятий был создан в культурно-развлекательной сфере, в сфере торговли и общественного питания, а так же ЖКХ.  

 

 

Количество туристов так же возросло. За 2010 год Пермский край посетило порядка 624 тысяч туристов. Это на 39 тысяч человек больше, чем в 2009 году. В 2008 году Пермский край посетило почти 420 тысяч человек.

 

 

В конце встречи Марат Гельман рассказал о своей модели культурной политики города. Первым важным моментом, без которого она не может существовать – децентрализация культурной политики. Необходимо  позволить каждому городу создать собственную культурную среду.

 

Второй пункт - перенос финансирования культуры из социального блока в блок инфраструктурного развития.

 

Третий пункт – связанность бюджетов. Гельман объяснил это на примере музея, который в будни  работал  до 6 часов вечера, его посещали только 70 человек  в месяц. После того, как работникам музея была повышен зарплата и увеличено количество рабочих часов до 8 вечера, музей начало посещать 5000 человек в месяц.  Увеличение дотаций произошло 50х50 – государство и коммерческие структуры.


Четвертое -  создание определенного, а не ситуативного типа действий. “Есть четыре типа управленческого действия – действуем, содействуем, создаем условия, договариваемся. Задача властей - визуализировать направление культурной политики, второе – содействовать профессиональным институциям в реализации программы, третье – создавать  условия, чтобы они развивались, попадали в грантовые конкурсы, фестивали, и договариваться  – берем то, чего у нас нет, но должно быть,  и привозим сюда”, - резюмировал Гельман.

 

Как рассказал Гельман, накануне встречи он обсуждал с городскими властями Алматы проект создания центра современного искусства в Алматы. По его словам, идеи были встречены с пониманием.

 

 

Свежее из этой рубрики