Сегодня в Астане в ходе Республиканского педагогического совещания работников образования «Качественное образование и воспитание – приоритет государственной политики Казахстана» министр образования и науки Бакытжан Жумагулов обрушился с жесткой критикой на систему образования в стране. По его мнению, в образовательной сфере сегодня «не так много положительных моментов».
Говоря о работе школ, министр заострил внимание на планируемом переходе на 12-летнее обучение, подчеркнув, что работа в этой сфере идет медленно. «Прежде всего, это ликвидация трехсменных и аварийных школ – об этом поручении главы государства мы уже не раз говорили. Но работа идет медленно, мы долго раскачиваемся», - сказал Жумагулов.
По его словам, в целом по стране остается высоким дефицит ученических мест (73,5 тысяч). При этом перевод школ в разряд аварийных осуществляется без какой-либо системы. В связи с этим министр напомнил, что несколько дней назад премьер-министр на совещании в правительстве подверг жесткой критике министерство и акимов по данному вопросу.
Затронул глава МОН и вопрос компьютеризации школ. Сегодня, по его словам, «необходимо стремиться не отставать от времени и внедрять проект электронного обучения». Между тем, «наши дети в новом цифровом пространстве уже плавают, как рыба в воде». «Давайте честно ответим на вопрос: многие ли учителя в этом деле способны не отставать от детей? К сожалению, далеко не все – это факт», - констатировал министр.
Он отметил, что сегодня «каждый педагог должен на серьезном уровне владеть современными сетевыми технологиями, на собственном опыте знать достоинства и недостатки виртуального пространства, и уметь воспитывать в детях не потребительский, а осмысленный подход к таким технологиям, развивать новое мышление, и наконец, активно использовать такие технологии в выполнении своей педагогической миссии».
Министр обратил внимание еще на ряд трудностей, которые стоят перед образовательной системой. Он напомнил, что недавно в Казахстане была запущена новая система национальных мониторинговых исследований образовательных достижений учащихся. И она дала неутешительные результаты – низкий уровень умения рассуждать, сопоставлять, формулировать выводы и аргументировать ответы.
«Это подтверждается исследованиями PISA и TIMSS. То есть, несмотря на то, что мы вводим в действие новую методологию, на местах мало что меняется. По прежнему идет ориентир на чисто «знаниевый» подход, а умение применять эти знания не развивается. Это подтверждается и низкими результатами ЕНТ по решению логических задач», - подытожил Жумагулов.
Проблема заключается еще и в том, что «довольно большое число педагогов считает, что если ребенок не усваивает материал, то это проблема не школы, а самого ребенка и его родителей, и они зачастую обращаются за помощью репетиторов, но не к учителям своей школы». «Такое отношение надо в корне менять», - твердо заявил глава МОН. По его словам, в этой связи в каждой школе, в каждом районе и городе «нужны конкретные меры и действия, ориентированные на учащихся с низкой успеваемостью». Министерство со своей стороны обещает оказать необходимую методическую помощь.
Особое внимание министр уделил вопросам развития технического и профессионального образования. По его данным, сегодня только 30% выпускников ТиПО, поступающих в вузы, преодолели пороговый балл на комплексном тестировании. При этом выпускники школ прошлых лет, также сдававшие КТ, показали 60%. «То есть, среднее образование в ТиПО дается хуже, чем в школах. Эту ситуацию нам нужно совместно с местными исполнительными органами изучить и преодолеть», - считает Жумагулов.
Кроме того, по его словам, главным ориентиром ТиПО должно быть соответствие подготовки кадров потребностям экономики, что «до последнего времени было только теорией, достаточно далекой от практики». Министр напомнил, что сегодня максимум потребности современной экономики именно в таких рабочих специальностях. «У нас же за счет массового перетока в вузы картина получалась совсем иной. С ТиПО шли работать только 30% молодежи. В этой связи необходимо вернуть техническому и профессиональному обучению звание главного поставщика трудовых ресурсов для экономики», - считает Жумагулов. Чтобы ситуация изменилась, по его мнению, необходимо изменить и «менталитет самих колледжей», с тем, чтобы они работали «в первую очередь на реальные кадровые потребности региона». «Во вторых, необходимо повышать имидж рабочего труда и менять стереотипы отношения к ТиПО. В третьих, необходимо резко повысить востребованность выпускников ТиПО. Для этого директора колледжей должны устанавливать хорошие связи с работодателями, чтобы готовить специалистов по их требованиям и эффективно трудоустраивать», - подчеркнул министр, добавив, что сегодня эта работа поставлена из рук вон плохо - по прямым заказам работодателей обучается только 5 тысяч студентов (менее 1% контингента колледжей).
Затронул министр и проблемы высшего образования, обратив внимание на заочное обучение, которое, хоть и является менее качественным, тем не менее, весьма развито в Казахстане – более половины выпускников вузов именно «заочники». «О каком качестве можно говорить, - заявил министр. – Поэтому теперь в вопросе соотношения очного и заочного контингента МОН будет занимать гораздо более жесткую позицию. Нормативная основа для этого есть».
Завершая выступление, министр обратился к участникам совещания: «Министерство без вашей поддержки самостоятельно не может решить эти проблемы. Необходима совместная работа, и прежде всего, понимание нашей ответственности, ответственности у каждого педагога, сотрудников управлений и департаментов на местах».