Aдилсултан Лепес: «Моя мечта, завоевав Америку, вернуться в Казахстан и использовать полученный опыт в своей стране»

Тогжан Калиаскарова, Vласть

Фото Данияра Мусирова

В оскароносном фильме «Умница Уилл Хантин» главный герой поражает всех своими знаниями и нестандартным подходом в решении математических задач. За ним выстраивается очередь работодателей. В Казахстане есть свой «умница», способный в ближайшие годы стать прототипом фильмов про юных гениев.

Алматинский школьник Адилсултан Лепес вполне соответствует статусу вундеркинда. К 17 годам ему удалось предложить ведущим математикам мира альтернативные доказательства множества неравенств. В декабре минувшего года Адилсултан был удостоен гран-при в учебно-исследовательской номинации Московской математической конференции, а в начале февраля он получил диплом I степени на всероссийском конкурсе научных работ школьников «Юниор», который проходил в Москве.

В девятом классе Адилсултан поступил, как и его старшие братья, в Республиканскую специализированную физико-математическую среднюю школу-интернат имени А.О. Жаутыкова для одаренных детей. Братья Лепесы очень сильны в точных науках, и с самого детства именно они прививали своему младшему математическое мышление, учили играть в шахматы и логически думать. Уже в семь лет Адилсултан умел хорошо играть в шахматы и обыгрывал многих взрослых.

Сейчас Адилсултан увлекся темой энергосбережения, и в качестве будущей специализации задумывается выбрать именно данный профиль.

«У нас в Казахстане потеря электроэнергии около 20%. Мне бы хотелось сократить данную цифру до 4-5%, к примеру, как в Корее. Задумываться об этой проблеме я стал благодаря книгам и трудам, которые я регулярно читаю, чаще всего интересные книги мне советует почитать мой научный руководитель Ибрагим Жоржевич», — рассказал он.

В седьмом классе Адилсултан познакомился со своим будущим научным руководителем Ибрагимом Ибатулиным, который сыграл ключевую роль в становлении научного будущего мальчика.

По словам его руководителя, у Адилсултана никогда не было большого рвения участвовать в олимпиадах и всевозможных проектах, впервые он проявил подобное желание в 10 классе и захотел заняться научным проектом под конкурс. Однако это был прагматичный, осознанный подход, далекий от тщеславия. «Для поступления в американский вуз необходимо защитить научный проект, и желательно сделать это на международном уровне», — объяснил Адилсултан.

Свое нежелание участвовать на различных олимпиадах он объясняет просто — «это не всегда означает быть лучше других и знать больше, и я не чувствовал свои силы в олимпиадной тематике. Видимо мне ближе стиль научной работы».

Одним из главных проектов Адилсулатана — «Альтернативные доказательства 100 неравенств: метод отделяющих касательных».

По словам юного математика и его руководителя, поводом для написания данного проекта послужил тот факт, что на IX Международной Жаутыковской олимпиаде необходимое неравенство доказал только один ученик из 159 участников.

Стоит отметить, что в решениях данных неравенств, предложенных жюри, использовались только известные неравенства такие, как неравенство Коши и Коши-Буняковского.

«Это и многое другое заставило задуматься о причинах подобного. В связи с этим мной было поручено Адилсултану провести анализ и других олимпиад на предмет доступности решения для учащегося. Оказалось, что подобная картина в той или иной степени встречается на многих олимпиадах. Адилсултаном было выдвинуто предположение, что, несмотря на то, что в официальных решениях используются в основном классические неравенства, для их применения необходимо каждый раз придумывать нестандартные преобразования. Поэтому возникло желание создать новый метод, с помощью которого можно было доказывать некоторые неравенства без нестандартных преобразований», — рассказал нам Ибрагим Ибатуллин.

Он добавил, что предупредил Адилсултана сразу, что не будет работать с ним только ради освобождения от ЕНТ, и если они все-таки возьмутся за серьезную работу, то ему придется работать над ним не один год. Так и получилось. Адилсултан и его научный руководитель регулярно ездят на множество различных международных семинаров, конференций и конкурсов, представляя свой проект.

Одной из запоминающих поездок для Адилсултана был рабочий визит в город Чебоксары на XXI международную конференцию «Математика. Образование», где он был самым молодым участником.

«В Чебоксарах Адилсултан выступал со своим докладом перед кандидатом физико-математических наук, доцентом Иваном Чучаевым, он не сразу воспринял доклад „на ура“, была даже критика, мы с ним поспорили, в итоге, он согласился с нами и отметил в докладе новый подход к теме», — рассказали нам Адилсултан и его научный руководитель.

Кстати, юный математик к критике, с которой сталкивается на всевозможных научных мероприятиях, относится адекватно и вполне рационально.

«Критику я стараюсь воспринимать правильно и, основываясь на ней исправлять свои ошибки и делать хорошие выводы, так же и похвалу следует воспринимать правильно, и ни в коем случае нельзя чересчур гордиться собой», — ответил он.

В Москве, где Адилсултан был удостоен гран-при, он выступал с докладом «Неравенство Йенсена и выпуклые функции». По словам Адилсултана на данную конференцию было очень сложно попасть. Вначале потенциальные участники должны были отправить свой научный труд для рассмотрения.

Второй этап заключался в переговорах, которые длились в течение месяца (!) с ведущими московскими математиками, для того, чтобы убедить их в том, что работа выполнена самостоятельно и нет плагиата. В итоге на конференцию попали всего 10 сильнейших старшеклассников, среди которых особо отличился единственный казахстанец Адилсултан Лепес.

Сегодня Адилсултан активно готовится к поступлению в американский вуз и планирует издать методическое пособие под рабочим названием «Альтернативные доказательства 100 неравенств: метод отделяющих касательных». Данное пособие, по словам научного руководителя Адилсултана, может быть полезным на факультативных, кружковых занятиях, как олимпийского резерва, так и обычных классов.

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики
Просматриваемые