Тамара Дуйсенова, министр труда и соцзащиты: Государство поможет, но социального иждивенчества быть не должно

Cофья Пашкова, Астана, Vласть

В Казахстане грядут серьезные реформы в социальной сфере. Правительством разработана Концепция социальной модернизации на период до 2020 года. С реализацией этого документа в стране должны измениться система социальной защиты, образование, медицина — все сферы жизни. О том, что ожидает казахстанцев с реализацией этой концепции, Vласти рассказала министр труда и социальной защиты населения Тамара Дуйсенова.

V: Тамара Касымовна, чем продиктована разработка концепции социальной модернизации?

Т.Д: Концепция — это один из важнейших стратегических документов для государства, направленный на практическое совершенствование социальной модели. Документ определяет основные контуры развития образования, здравоохранения, сферы труда и занятости, социальной защиты, информации, культуры и спорта.

Если взглянуть на ситуацию в мире, то станет понятно, что определение нового социального курса напрямую связано с глобализацией и растущей неустойчивостью мирового развития. Старение населения, технологические вызовы времени, затянувшийся выход из финансового кризиса — все это объективно требует совершенствования моделей социального развития. Прежние модели государства всеобщего благоденствия, основанные на потреблении, не выдержали испытания временем.

Казахстан не может оставаться в стороне от мировых тенденций. Все современные вызовы прямо или косвенно касаются и нас. Кроме того, страна сегодня вступает в новый этап индустриально-инновационного развития, которому должна соответствовать и социальная политика.

V: То есть, действующая сегодня социальная политика показала свою неэффективность?

Т.Д: Нет. За годы независимости в стране создана собственная, эффективная модель социального развития, в основе которой — динамичный экономический рост.

V: По размерам социальных выплат, пенсий об этом не скажешь...

— Я с вами не согласна. Конечно, вполне понятно, что всегда хочется больше: людям больше получать, а государству — больше помогать. Давайте посмотрим, с чего мы начинали и к чему пришли. По итогам прошлого года ВВП на душу населения составил почти 13 тысяч долларов, и в сравнении с 1991 годом рост — более чем в 72 раза! Численность населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, в сравнении с 1998 годом, уменьшилась в 12,5 раз, среднемесячная заработная плата с 1998 года возросла в 11,2 раза, уровень безработицы снизился до 5,2%. Минимальный размер пенсионных выплат в 1998 году составлял 2440 тенге, сегодня — 28396 тенге. Рост в 11 раз! Средний размер пенсий увеличился в 10,5 раз. И ведь это еще не все, как вам известно, с 1 апреля этого года в связи с поручением главы государства произведено повышение социальных пособий и пенсий на 12% и 14%, соответственно, с учетом повышения выплат, произведенного в январе 2014 года.

Тем не менее, проблемы в социальной сфере у нас есть, и весьма серьезные. Сохраняется значительный удельный вес неэффективной занятости. Около трети самозанятых граждан сегодня занимаются малопроизводительным трудом, работают неформально, не охвачены социальным обеспечением, а их доходы граничат с уровнем бедности. На рынке труда одновременно имеет место и безработица и незаполненные вакансии.

Недостаточно развито и социальное партнерство, наблюдаются неоправданные диспропорции, неравенство в оплате труда, сохраняются барьеры для социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями. Сохраняется бедность. На решение всех этих проблем и направлена концепция социальной модернизации.

V: И что же ожидает казахстанцев от реализации этой концепции?

Т.Д: Главная задача — перейти от общества потребления, к которому, к сожалению, мы тяготеем сегодня, к обществу всеобщего труда. Должен быть выстроен баланс общественного и личного благосостояния с экономическим ростом и занятостью. Ключевая задача государства — создать условия для развития бизнеса, соответственно, и занятости населения. В социальной модели, используемой в Австралии, Канаде, США, Великобритании (англосаксонская модель), например, основную роль в предоставлении социальных благ играет бизнес. Финансовой основой социального обеспечения являются частные сбережения и частное страхование. Значительная часть ответственности возлагается на самих граждан.

Государство же принимает минимальное участие в предоставлении социальных гарантий, и выполняет, скорее, координирующую функцию, стимулирует развитие негосударственного социального страхования и социальной поддержки.

V: Проще говоря, государство снимает с себя всю ответственность, перекладывая ее на бизнес и граждан...

Т.Д: И опять — нет. Государство создает условия — для обучения, выбора профессии, развития бизнеса. Но должна быть и встречная реакция. Если посмотреть на Великобританию, у самих граждан есть четкое понимание — они сегодня работают на свое будущее. Культура труда прививается с детства, со школьной скамьи. Подросток уже оценивает свои шансы поступить в колледж, университет, выбирает себе профессию. По сути, у них мы можем наблюдать в действии старую народную мудрость — «кто не работает, тот не ест».

Наша задача, как государства, создать равные возможности для всех граждан страны. Любой человек, вне зависимости от его социально-экономического статуса, сможет получить профессиональное образование, и государство поможет ему в этом.

Социальная поддержка со стороны государства должна оказываться только тем, кто действительно в ней нуждается. Это пенсионеры, это люди с ограниченными возможностями, и так далее. Ни один гражданин не останется без социальной защиты со стороны государства в случае наступления трудной жизненной ситуации. Однако социального иждивенчества быть не должно.

V: Что вы называете социальным иждивенчеством? Всех получателей пособий? А если у них нет возможности найти работу? Записать всех в иждивенцы проще всего.

Т.Д: Вы правы. Именно поэтому мы и ориентируем социальную поддержку на защиту доходов и оказание социальных услуг уязвимым категориям населения. Государство будет помогать своим гражданам — но лишь тем, кто действительно не может работать. В отношении же трудоспособных граждан будет осуществлен переход от безусловной формы адресной поддержки к принципам взаимных обязательств, к системе социального контракта. То есть, будет учитываться степень экономической дееспособности человека при определении формы или размера помощи. Для трудоспособных граждан необходимо гарантировать равные возможности для труда и самореализации, а для нетрудоспособных — детей, лиц пожилого возраста, инвалидов — достойные социальные пенсия и пособия. Если государство будет оказывать поддержку человеку, который оказался в трудной жизненной ситуации, но сам человек не станет прилагать усилий для того, чтобы улучшить свое положение, то государственная помощь может быть приостановлена.

V: То есть, если инвалид находит работу, он автоматически лишается госпособия?

Т.Д: Нет, инвалиды были и остаются социально защищаемой категорией населения, для них все выплаты сохраняются, и будут в дальнейшем повышаться — в зависимости от возможностей бюджета. Мы говорим о трудоспособных гражданах. Допустим, человек работал слесарем. Предприятия закрылось, он потерял работу и устроиться на новую не может, а у него есть семья, маленькие дети. Он обращается за помощью в органы социальной защиты за социальной помощью. Пособие ему выплачивается, но одновременно оказывается и содействие в трудоустройстве. Он выходит на новую работу, начинает получать стабильную зарплату и в пособии уже не нуждается, верно? А вот если человек отказывается от возможностей трудоустройства, предпочитая жить только на пособие — вот тут мы и видим тот самый пример социального иждивенчества. И в таком случае, оказание помощи может быть приостановлено. Почему за счет налогоплательщиков государство должно содержать его?

V: Вызывает сомнение идея переноса ответственности на бизнес. Вы уверены, что казахстанское бизнес-сообщество готово нести такую социальную ответственность?

Т.Д: Мы переходим к солидарной ответственности государства, делового сообщества и граждан. Государство финансирует систему социального обеспечения и социальной помощи, участвует в создании благоприятной жизненной среды и возможностей для трудоустройства социально уязвимых граждан. Работодатели участвуют в создании социальных рабочих мест, в развитии инфраструктуры оказания социальных услуг через механизм государственно-частного партнерства, реализуют свою социальную ответственность через программы благотворительности. Граждане осуществляют заботу о своих детях, родителях и родственниках, нуждающихся в помощи, активно участвуют в общественной деятельности по поддержке социально уязвимых граждан.

Мнение, что бизнес к такой ответственности не готов, ошибочно. Наоборот, сегодня именно бизнес-сообщество проявляет активность во внедрении дуального обучения. Предприятия обращаются в колледжи, приглашают молодежь на производственную практику, поскольку они заинтересованы в появлении квалифицированных кадров. Уже сегодня 96 предприятий выделили целевой заказ на обучение 1915 студентов на 282,2 миллионов тенге, 43 предприятия участвуют в укреплении материально-технической базы колледжей на 135,5 млн. тенге, 248 предприятий предоставили места для прохождения стажировок учащихся 128 колледжей. Бизнес четко понимает и свои выгоды — для них более эффективно подготовить кадры внутри страны, с практикой именно на своих предприятиях, с тем, чтобы по окончании студентом учебы, получить готового специалиста, знакомого с производственным процессом, чем приглашать кадры из-за рубежа.

Кроме того, в социальной защите работников мы большую роль возлагаем и на профсоюзы. Именно они должны стать сильным партнером — и для государства, и для бизнеса. В новом законе «О профессиональных союзах», который сейчас рассматривается парламентом, мы значительно расширяем права и возможности профсоюзов, с тем, чтобы они стали действенным инструментом в системе социального партнерства.

Свежее из этой рубрики