Неожиданное назначение Бауыржана Байбека на пост акима города Алматы открыло начало большой дискуссии. Однако серьезное обсуждение было только в выяснении, зачем президент это сделал, а вот насколько соответствует Байбек новой должности, в основном превратилось в соревнование юмористов и конкурс демотиваторов. Аналитик Марат Шибутов разбирается – насколько Байбек готов к посту акима Алматы и что его ожидает в ближайшее время?
Для начала необходимо прояснить, какие требования предъявляют вообще к акимам областей или городов республиканского значения. Все они изложены в законе 2001 года «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан». Обобщенно их можно выразить в нескольких наиболее важных функциях:
Управляющий бюджетным процессом и лоббист – аким должен не только сформировать правильно бюджетные заявки, но и отстоять их в республиканской комиссии, а потом еще правильно проконтролировать освоение бюджетных средств.
Политик – должен не только решать вопросы осуществления государственной политики на местах, но и решать проблемы отношений между разными группами элиты и с оппозицией. Кроме того, в отличие от министров акиму волей-неволей приходится иметь дело непосредственно с населением, что требует определенных навыков.
Силовик – аким является ответственным за общественный порядок, за борьбу с чрезвычайными ситуациями, занимается гражданской защитой, мобилизацией в Вооруженные силы, а кроме всего прочего, возглавляет местную антитеррористическую комиссию. При этом силовые органы ему прямо не подчиняются.
Хозяйственник – аким управляет регионом и должен развивать там предпринимательство, обеспечивать индустриализацию, поддерживать в хорошем состоянии инфраструктуру, руководить государственными предприятиями.
Администратор – аппараты акиматов состоят из нескольких тысяч человек, их дополняют государственные учреждения и различные государственные предприятия, подчиняющиеся или прямо акимату или социально-предпринимательской корпорации. Также акимат взаимодействует с местными филиалами республиканских исполнительных органов и с центральными исполнительными органами. Это всегда требует большой бюрократической и аппаратной работы.
Управляющий государственной собственностью – у акима в распоряжении не только большой ежегодный бюджет, но и огромная государственная собственность в принадлежащих акимату учреждениях. Кроме того, в его ведении выделение земель и подключение объектов на этих землях к коммунальным сетям.
Кроме того, у должности акима есть еще две особенности, которых нет у руководителей центральных исполнительных органов:
У него есть четко очерченная зона ответственности в глазах населения и вышестоящего начальства – это административные границы его региона. В их пределах он в ответе за все, даже если по закону это не его ответственность. В центральных органах всегда есть возможность перекинуть часть ответственности за провал на кого-нибудь другого.
Акиму часто приходится иметь дела с различными природными факторами и техногенными авариями.
Также надо сказать об особенностях Алматы как региона:
Город - один из основных доноров бюджета, что особенно актуально в период снижения цен на сырье. Республиканский центр постоянно старается ограничить его бюджет, забирая все себе.
В городе самое большое количество политической оппозиции, много иностранных НПО и консульств, а также больше 1000 СМИ. Таким образом, аким и его действия находятся под пристальным вниманием, и ни один его промах не останется незамеченным. Кроме того, в городе представлены интересы почти всех групп казахстанской элиты, что дополнительно затрудняет работу акима.
Алматы подвержен различным природным опасным явлениям, а также просто в силу размера тут постоянно есть риск как техногенных аварий, так и массовых беспорядков.
При этом аким Алматы при успешной работе сразу становится политическим тяжеловесом, поэтому конкуренция за этот пост идет крайне жесткая и постоянная. Желающих помешать работе акима Алматы всегда много.
Исходя из этих требований и особенностей, можно оценить, насколько Бауыржан Байбек готов к роли акима города Алматы, исходя из его биографии и результатов работы на разных должностях.
Управляющий бюджетным процессом и лоббист
На должности заместителя руководителя АП, отвечающего за региональную политику, он был в основном «по другую сторону баррикад», то есть наоборот принимал посланников из регионов с их бюджетами и просьбами выделить деньги на очередной проект, а также контролировал, как они этот бюджет тратят. Опыт, безусловно, полезный, но немного другой.
Политик
Политической опыт Бауыржана Байбека можно поделить на 2 части – непубличный (во время работы в АП) и публичный (во время работы в партии). Надо сказать за исключением нескольких промахов в публичных выступлениях, служащих источником бесконечных шуток и участия на вторых ролях в выборах президента, публичный опыт выглядит все же прилично – был реанимирован Институт общественной политики, активно заработала Школа политического менеджмента, появились новые партийные проекты, в целом партия стала более прозрачной (та же публикация финансовой отчетности). Не будем еще забывать о том, что Байбек - президентский выдвиженец и не связан с какими-то крупными кланами и финансово-промышленными группировки – это и возможности и угроза.
Силовик
Тут опыта у Бауыржана Байбека практически нет.
Хозяйственник
Несмотря на то, что ежегодный бюджет партии «Нур Отан» составлял более 5 миллиардов тенге, все-таки это общественная организация, которая не ведет активно коммерческую деятельность и просто по размерам не может сравниться с акиматом города Алматы, у которого бюджет составляет более 300 миллиардов и это без различных коммунальных предприятий. Таким образом, опыт тут у нового акима не такой большой.
Администратор
Вот именно административная составляющая опыта нового акима Алматы наиболее сильна – 16 лет на государственной службе, из них 11 лет в администрации президента - это хороший стаж для того чтобы понимать, как работает отечественная бюрократия. Плюс, у него есть большой кадровый резерв из той же ассоциации «Болашак», члены которой по формальным признакам могут пройти на большое количество должностей в акимате.
Управляющий государственной собственностью
Во времена работы в АП и на дипломатической службе особо с управлением государственной собственностью новому акиму дела приходить не имелось. Однако Байбек довольно успешно смог навести порядок с активами партии «Нур Отан» и даже выкупить в собственность партии большинство зданий, в которых расположены ее филиалы – так что кое-какой опыт, пусть небольшой, но успешный, у него есть.
Как видно, наиболее хорошо Байбек подготовлен как администратор, политик, средне подготовлен как управляющий государственной собственностью, управляющий бюджетным процессом и лоббист, ну и самые слабые его стороны - это роли силовика и хозяйственника. К чему это приведет – пока неясно, особенно сейчас, когда он только вступил в должность.
На самом деле судить о том, насколько Бауыржан Байбек реально освоился в роли акима, можно примерно к декабрю 2015 года, когда он выполнит в том или ином объеме следующие действия:
Ликвидация последствий селя в микрорайонах Карагайлы и Таусамалы
Завершение строительных и ремонтных работ, начатых весной и летом
Формирование бюджета города и его согласование в республиканской бюджетной комиссии
Обеспечение готовности школ к учебному году
Обеспечение готовности города к отопительному сезону
Проведение осенних городских мероприятий – праздников, ярмарок и тому подобного
Обеспечение готовности городских служб к уборке снега
Это реально покажет его возможности. В общем, критерий истины как всегда не слова, а поступки, на которые надо обращать внимание и этих поступков мы скоро от нового акима и дождемся.
Надо отметить, что нынешний премьер-министр Карим Масимов занял свой пост в 42 года и имел в своем багаже только 7-летний опыт государственной службы, однако успешно справился с поставленными перед ним задачами, поставив рекорд по пребыванию в должности премьер-министра. Так что молодость и небольшой опыт не проблема, если человек может и хочет учиться и работать, а также имеет хорошую команду.