По прошествии 100 дней с момента назначения Бауыржана Байбека на должность акима Алматы, Vласть попросила политологов оценить первые шаги самого молодого акима среди региональных руководителей.
Юрий Булуктаев, главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований:
— Следует признать, что за эти 100 дней акимом и его командой было сделано немало. К примеру, бюджет Алматы был оптимизирован более, чем на 30 миллиардов тенге. В целях сокращения неэффективных расходов в бюджете, было решено остановить реализацию крупномасштабных проектов, как приобретение комплекса «Ипподром Алматы» и строительство горнолыжного комплекса «Кок-Жайляу». Это было смелое решение. Команда Байбека много усилий прилагает для привлечения инвестиций, налаживанию тесного контакта с бизнес структурами. Это важно, потому что экономическая составляющая дает основу социальному благополучию алматинцев.
Я думаю, аким и его команда справились с двумя задачами, стоящими перед акиматом: подготовить транспортные магистрали города к 1 сентября и 15 октября открыть отопительный сезон. Это говорит о том, что все скептические прогнозы относительного того, что у города молодой аким без опыта производственной работы, они рассеялись.
С трамваями, на мой взгляд, непонятная ситуация. Это же экологически чистый транспорт и многие города развитых стране не обходятся без трамвая. Отличие может быть в том, что там автотранспорт не нарушает правила и не лезет под трамвайные колеса. В Аксае, я уверен, аварии, подобные случившимся, не могли произойти по определению. Так как трамвайный путь там автономен. Может, нужно было не запрещать трамвайное движение, а создать нормальные условия для движения трамвая. Ведь трамвай это не просто вид транспорта, это какая-то часть истории, культуры Алматы. Сейчас тоже есть такие отклики, что новый аким может запомниться тем, что при нем исчезли трамваи, которые до него в нашем городе ходили десятилетия. В целом, если говорить о таких акциях и намерениях акимата, которые могут стать непопулярными, то такие намерения требуют или общественного обсуждения или специальных технологических информационных усилий по подготовке общественного мнения.
Руководство таким мегаполисом, я еще раз говорю, это не «пришел, увидел, победил». Здесь очень многогранная работа, и я думаю, что Бауыржан Байбек и его команда за сто дней справились с теми ожиданиями, которые на них возлагались. Если они сделают главным мерилом своей работы качество жизни и социальное самочувствие алматинцев, то ему будет обеспечено доверие граждан.
Айдос Сарым, политолог:
— Если говорить об изменениях, я бы, наверное, отметил инициативы по прозрачности школ и КСК. Мне кажется, этот опыт нужно максимально расширять на все возможные сообщества. Понятно, что у алматинцев есть особая привилегия, как у жителей самого крупного мегаполиса, и вместе с тем, есть свои ограничения. Если сравнить с любым жителем другой области, то житель Павлодара может избирать одновременно депутата мажилиса, может выбирать областной маслихат, городской и даже районный маслихаты. А у нас, получается, есть один уровень – городской маслихат и после этого система представительной власти проваливается. Поэтому большая отчетность школ, КСК и прочих – это, как мне кажется, хорошая инициатива.
Еще хочется отметить программу развития на пять лет, которая впервые предложена на обсуждение алматинцев, сейчас более-менее обсуждается. Программа, мне кажется, неплохая. Если ее активно добить предложениями, идеями, обсуждать еще шире, то это будет неплохая программа. Она довольно-таки нетривиальна и выбивается из ряда многих планов развития регионов, которые мы видели. Насколько я понимаю, в работе над планом принимала участие консалтинговая компания McKinsey.
Алматы – это город, который может развиваться исключительно благодаря энергии своих горожан. Если городской акимат сможет эту энергию не задушить, а, наоборот, дать гражданам активно участвовать в жизни города, то сумма налоговых поступлений, инвестиционная активность вырастет. Я скорее положительно оцениваю, потому что, в целом, инициативы власти кажутся положительными, вопрос только в том, чтобы реализовать это системно, опираясь на людей. Если получится, то это будет благо. Алматы – это город, который надеется.
Андрей Чеботарев, политолог:
—Пока я каких-то плюсов или минусов особых не вижу. То, что 6-го ноября на IX Гражданском форуме была презентована программа развития Алматы 2020 – это демонстрация довольно серьезных намерений со стороны акима и его команды. Сам документ выставлен на сайте акимата, чтобы провести общественную экспертизу, были встречи с экспертами для обсуждения проекта программы. Подходят креативно, но это пока не столько результат текущий, сколько на перспективу. Пока каких-то серьезных минусов не наблюдается, есть только те проблемные точки, которые были в Алматы и при прежних руководителях. И понятно, что действующему акиму и его команде предстоит работать над ними. Они, в принципе, и не скрывают, что знают эти болевые точки, в том числе и жилищное обеспечение населения, и высокий поток миграции, и проблемы дорожно-транспортного сообщения, особенно загруженность автодорог.
В принципе, все акимы, которые назначались, действительно начинали свою работу достаточно интенсивно, а реально оценить их можно было не по ста дням, а хотя бы после года деятельности. Старт начат довольно успешно, но то, как будут развиваться события, покажет время. Когда все, прописанное в программе, будет реализовано. Сейчас нет оснований для негативного отношения, поэтому все шаги можно поддерживать, с чем-то соглашаться, с чем-то нет, но в целом, началась интенсивная работа акима и его команды. Но, на мой взгляд, 100 дней – еще не показатель для того, чтобы делать оценки. Нужно все-таки подождать год, а то и больше.