26 февраля закончились всенародное обсуждение поправок в Конституцию и сбор предложений и дополнений для рабочей группы, занимающейся вопросом перераспределения властных полномочий. Согласно анонсированному президентом варианту поправок, парламент должен получить больше власти, чем у него есть сейчас, поэтому рекомендации и мнения политических партий должны бы играть здесь не последнюю роль.
Однако к 25 февраля, когда сбор предложений подходил к концу, не все партии успели подготовить окончательный вариант своих рекомендаций. Например, в правящей «Нур-Отан» в этот день собирались провести брифинг, и там озвучить свои предложения, но в пресс-службе сообщили Vласти, что мероприятие переносится на следующую неделю. «Пока мы можем сказать, что к нам поступило более девятисот предложений. Они касаются таких вопросов, как перераспределение полномочий между президентом, правительством и парламентом, усиление функций и возможностей органов местного управления, деятельность конституционного совета, системы судов и правосудия, а также повышение роли политических партий в системе госуправления, как в центре, так и на местах», - прокомментировал Vласти руководитель пресс-службы партии Александр Аксютиц.
Ранее, выступая на тему перераспределения полномочий, представители партии по большей части озвучивали изначально предложенный президентом вариант поправок в Конституцию. В частности директор Центра политического анализа и стратегических исследований партии «Нур Отан» Юлия Кучинская отмечала, что предлагается исключить из Конституции нормы, дающие возможность президенту принимать указы, имеющие силу закона, а также делегировать парламентом президенту законодательные полномочия. Действующий порядок назначения премьер-министра предложено сохранить, но мажилису дадут возможность включиться в процесс освобождения от должности членов правительства, как отмечала Кучинская.
Правительству, в свою очередь, предлагается: утверждение государственных программ, единой системы финансирования оплаты труда работников для всех органов, содержащихся за счет госбюджета, образование, упразднение и реорганизация центральных исполнительных органов, не входящих в состав правительства, назначение и освобождение от должности их руководителей.
Коммунистическая народная партия Казахстана ко дню окончания принятия предложений рабочей группой также не сформировала окончательного варианта своих рекомендаций, дав Vласти рабочий вариант, «который предложили низовые структуры». В КНПК кроме того отметили, что любое их этих предложений может быть отвергнуто, когда их обсудят на уровне фракции. При этом фракция не утвердила рекомендации даже 24 февраля, за день до конца заседаний рабочей группы, что, пожалуй, вполне ясно указывает нерасторопность и этой парламентской партии.
Тем не менее, первичные партийные организации КНПК предложили следующее. Усиление парламентаризма народные коммунисты видят, кроме прочего, в смешанном типе избирательной системы, «при котором часть депутатских мандатов распределяется в соответствии с принципами пропорциональной системы, что способствует формированию устойчивого правительства». Другую часть депутатских мандатов предлагается распределять в соответствии с принципами мажоритарной системы, «что способствует более полному учёту голосов избирателей и точнее отражает реальную картину политической ситуации в стране». «Сегодняшний парламент имеет статус законодательной власти, утратив как таковую функцию представительности. Депутаты сегодня представляют только свои партии», - отметили в КНПК.
Помимо этого, статью 68 Конституции, согласно которой члены правительства не вправе быть депутатами представительного органа, занимать иные оплачиваемые должности, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, осуществлять предпринимательскую деятельность и т.д., в КНПК предлагают дополнить фразой – «нарушение настоящего правила влечет за собой прекращение полномочий члена Правительства». Сейчас такая возможность главным законом страны не предусмотрена. Ровно такие же изменения партия предлагает в 71 статью, которая регламентирует работы председателя и членов Конституционного совета, и в статью 79 о судьях.
Статью 86, касающуюся деятельности маслихатов, в партии предложили дополнить словами о том, что выборы депутатов этого органа регулируются конституционным законом. «В связи с тем, что в соответствии с пунктом 1 статьи 41 Конституции Президент Республики избирается в соответствии с конституционным законом, а в соответствии с пунктом 5 статьи 51 Конституции выборы депутатов Парламента Республики регулируются конституционным законом, то выборы депутатов маслихатов, которые фактически избираются в соответствии с Конституционным законом «О выборах в Республике Казахстан», также предлагается закрепить на конституционном уровне», - отметили в КНПК.
Конституционные законы не должны противоречить Конституции, а законы не должны противоречить конституционным законам – такую формулировку предлагают коммунисты в статье 62, вместо действующей, где говорится, что «Законы Республики, постановления Парламента и его Палат не должны противоречить Конституции. Постановления Парламента и его Палат не должны противоречить законам». «Данное предложение наиболее точно отражает вопросы иерархии конституционных законов, законов, постановлений Парламента и его Палат», - пояснили в КНПК.
В демократической партии «Ак жол», как сообщала Vласть,предлагали, ссылаясь на унитарный характер государства, сделать парламент однопалатным. Что касается статьи 26, к которой было приковано особенное внимание общественности, то ее «акжоловцы» предлагают дополнить подпунктом 3, где будет сказано, что «действие настоящей статьи не распространяется на земельные отношения. Вопросы собственности на землю регулируются подпунктом 3 статьи 6 Конституции Республики Казахстан». Напомним, статью 62 рабочая группа предложила в таком виде:
1. Каждый может иметь в частной собственности любое законно приобретенное имущество.
2. Право собственности неприкосновенно. Собственность, в том числе право наследования, гарантируется законом. Не допускается принятие законов и иных правовых актов, ограничивающих или лишающих права собственности на имущество, приобретенное законным путем, если иное не предусмотрено Конституцией.
В подпункт 3 статьи 44, где говорится об одобрении мажилисом премьер-министра, «Ак жол» предлагает перед словами «после консультаций с фракциями политических партий» добавить: «Президент по представлению победившей на парламентских выборах партии».
«В дополнение к предложению Рабочей группы по подпункту 3 ст.44, после слов «…по представлению Премьер-Министра, внесённому…», слова «после консультаций с Мажилисом Парламента» - заменить на «по согласованию с Мажилисом Парламента и фракциями политических партий…», - также отметили в «Ак жол».
Подпункт 2 статьи 45, который рабочая группа предложила исключить, следует, по мнению «акжоловцев», изложить в таком виде: «В случае угрозы национальным интересам государства, экономики или общества, Президент Республики вводит мораторий и приостанавливает действие законов или законодательных норм, создающих такие угрозы. Мораторий вступает в силу с момента официального опубликования, и подлежит одобрению Парламентом в месячный срок».
Пункт 1 статьи 56, где говорится о том, что относится к исключительному ведению мажилиса, предложено дополнить подпунктом: «Рассмотрение и одобрение программы вновь назначенного Правительства по социально-экономическому развитию Республики на среднесрочный период».
Кроме того, «акжоловцы» рекомендуют дать мажилису возможность назначать и проводить парламентские расследования, а статью 60 дополнить подпунктами 5 и 6 такого содержания: «5. Депутаты Мажилиса Парламента, избранные от политических партий, образуют парламентские фракции.
6. Парламентские фракции политических партий обладают равными правами. Статус и полномочия парламентских фракций регулируются законом».
В «Ак жол» считают, что «положительного заключения Правительства также не требуется для проектов законов и поправок в законы, инициируемых депутатами Парламента, если таковые не предусматривают сокращения государственных доходов или увеличения».
Предложения о структуре и составе правительства должны вноситься президенту премьер-министром не после консультаций с мажилисом, а по согласованию с ним, считают в «Ак жол».
Премьер-министр «в течение месяца после назначения лично представляет Мажилису Парламента программу Правительства по социально-экономическому развитию Республики на среднесрочный период» - таким подпунктом предложено дополнить статью 67.
Подпункт 2 статьи 68 в партии посоветовали дополнить словами: «На выборах маслихатов областей, городов республиканского значения, столицы применяется смешанная избирательная система (по одномандатным округам и партийным спискам), в порядке, определяемом законодательством Республики Казахстан о выборах».
В резолюции «Общенациональной социал-демократической партии» (ОСДП) отмечается, что «перераспределение отдельных формальных властных полномочий должно перерасти в четкое разделение ветвей власти, кардинальное воплощение принципа народовластия, истинную демократизацию политической системы». В связи с этим в ОСДП предлагают:
- полное обеспечение прав граждан на свободу слова, объединений, мирных собраний, на честные выборы;
- предоставление парламенту полномочий формирования и отставки правительства;
- поэтапный переход к избранию населением акимов всех уровней, а также судей первой инстанции;
- создание действенного местного самоуправления;
- восстановление Конституционного суда и передача ему функций президента по гарантированию прав и свобод граждан.
«Эти вопросы должны быть вынесены на общенародный референдум, по итогам которого следует создать Конституционную комиссию, с целью подготовить проект поправок или новой редакции Основного закона», - подчеркнули в ОСДП.
Народно-демократическая патриотическая партия «Ауыл» в своих предложениях для рабочей группы особенное внимание уделила земельному вопросу. В частности там подчеркнули, что в подпунктах 1 и 2 статьи 26, где сказано, что каждый имеет право иметь в частной собственности любое законно приобретенное имущество, следует отметить, что действие этой статьи не распространяются на земельные отношения. Кроме этого, все сделки и обязательства, обращенные на землю и право ее владения, если речь идет об иностранцах, должны быть запрещены, считают в «Ауыл».
В партии также предлагают внести в Конституцию поправки, которые дадут парламенту право быть высшим представительным и единственным законодательным органом власти в стране.
«Ауыловцы» также предлагают в статью 86 пункт 4 внести подпункт 3, который определит необходимость рассмотрения «отчетов руководителей местных исполнительных органов и руководителей предприятий независимо от форм собственности, являющихся градообразующими для данного населенного пункта по вопросам, отнесенным к законам к компетенции маслихата и по обеспечению прав и законных интересов граждан».