Рафаэль Саттаров, политолог, Вашингтон, специально для Vласти
В будущем между Казахстаном и Узбекистаном неизбежно будет живая конкуренция – только не пресловутая конкуренция за геополитическое влияние в регионе, или за политическую гегемонию, а конкуренция в торговой и инвестиционной сфере.
Казахстан и Узбекистан похожи и непохожи одновременно. Две страны еще в советское время конкурировали за место ближе к телу генерального секретаря. Знаменитые первые секретари Узбекистана и Казахстана в лице Шарафа Рашидова и Динмухаммада Кунаева фактически своей харизмой, напористым обаянием заложили промышленный фундамент в своих странах. Роль двух руководителей советской эпохи, безусловно, была высока, а авторитет фактически непререкаем. Следующие же бывшие первые секретари Ислам Каримов или Нурсултан Назарбаев стали продолжателями и максимизаторами заложенных основ предыдущих руководителей страны.
Роль и взаимоотношения Узбекистана и Казахстана в советской эпохе может передать бывший вице-премьер Туркменистана Назар Суюнов: «Президент Туркменистана Сапармурат Ниязов сообщениям из Беловежья, когда в начале декабря 1991 года там собрались Ельцин, Шушкевич и Кравчук и объявили о прекращении существования СССР принял как выгоду себе, значит, т.к Туркменистан автоматически получает независимость. Он – лидер. Сам решает свою судьбу. И самое главное – он теперь не меньше, чем Назарбаев или Каримов, они же всегда для Москвы значительнее были, да и сами вровень с собой Ниязова не ставили». То есть, для Москвы главными в Центральной Азии всегда являлись Казахстан и Узбекистан.