Прошлая неделя была довольно насыщенной.
Жанболат Мамай вышел на свободу, получив ограничение свободы; Айсултан
Назарбаев признался, что у него были проблемы с наркотиками, и теперь он
собирается открыть благотворительный фонд; президент Нурсултан Назарбаев открыл
сессию парламента, призывая банкротить банки и сельхозпредприятия, которые
показывают плохие результаты; министр информации и коммуникаций Даурен Абаев не отключал социальные сети, а бывший премьер Серик Ахметов получил
постановление суда, согласно которому, его реальный тюремный срок заменяется на
ограничение свободы.
Жанболат Мамай, журналист
Экс-главный редактор газеты «Саяси калам: Трибуна» Жанболат Мамай, проведший под арестом почти семь месяцев, в минувший четверг, 7 сентября, вышел на свободу. Судья Медеуского районного суда № 2 Даурен Маукеев признал журналиста виновным в легализации денежных средств, добытых преступным путем, и приговорил его к 3 годам ограничения свободы (с учетом 209 дней, проведенных Мамаем в СИЗО, срок ограничения составит 2 года 5 месяцев и 5 дней) с конфискацией имущества и запретом на журналистскую деятельность на тот же период. Кроме того, приговор предусматривает 120 часов общественных работ. Журналиста освободили в зале суда.
«Если бы не колоссальная поддержка общественности, общественного мнения, международных организаций, такого события, как сегодня, не случилось бы. На моей памяти это первый раз, когда освобождают из зала суда, так скажем, политических заключенных или привлеченных по политическим мотивам журналистов, общественных деятелей», – сказал Мамай после освобождения.
Журналиста задержали в феврале этого года. Антикоррупционное ведомство заявило, что Мамай отмывал часть похищенных в БТА Банке денежных средств под видом проведения легальных финансовых операций через газету «Саяси калам: Трибуна». Издание после ареста главного редактора перестали выпускать. Вскоре правозащитники из Национального превентивного механизма по предупреждению пыток сообщили о физическом и психологическом давлении на Мамая со стороны сокамерников. В алматинской городской прокуратуре опровергли эти данные. В ходе следствия и судебного разбирательства адвокаты журналиста много раз просили освободить его из-под ареста, но мера пресечения не менялась. В ходе прений прокурор попросил для Мамая четыре года ограничения свободы. Журналист свою вину не признал. Деньги, которые он получал от соратника Аблязова Жаримбетова, он расценивал как спонсорскую помощь, «социальную ответственность».
«Я думаю, будет неправильно считать, что господин Жаримбетов отмывал денежные средства через нашу газету. Потому что Жаримбетов – очень опытный бизнесмен. Если бы он хотел отмывать денежные средства, я уверен, он нашел бы миллион способов это сделать. И никогда бы не использовал независимое издание для того, чтобы отмывать денежные средства. Я считаю, что мы выполняли свой профессиональный долг, освещали все события, которые важны нашей стране. Мы делали это честно», - сказал Жанболат Мамай в суде.
Айсултан Назарбаев, и.о. вице-президента Федерации футбола Казахстана
Футбольный функционер Айсултан Назарбаев на минувшей неделе написал у себя в Facebook, что пристрастился к наркотикам, потеряв деда Мухтара Алиева и отца Рахата Алиева.
«Жизнь впервые нанесла мне двойной удар такой сокрушительной силы. Молодой Айсултан, о котором говорили как о мажоре, искупанном в счастье, был самым раздавленным человеком на Планете. В этот момент ты готов остаться сразу без рук и ног, лишь бы не испытывать эту боль, беспощадно разрывающую душу. Меня старалась поддерживать вся семья. Особенную заботу проявлял мой дед Нурсултан Назарбаев. Президент страны днем решал проблемы 17 миллионов человек, а вечером уделял всё внимание одному внуку. В тот момент я не смог полностью осознать сколько энергии, здоровья и сил ему стоило такое повышенное внимание ко мне. Поэтому тогда позволил себе самую ужасную и глупую слабость. Я решил поискать успокоение в наркотиках», - написал Айсултан Назарбаев.
Далее он рассказал о том, что поделился своей проблемой с президентом, своим дедом, и тот поблагодарил его за честность. «В разговоре я пообещал победить эту заразу и обратить зло в добро», - сообщил Назарбаев.
В данный момент он работает над созданием фонда, который будет бороться с наркоманией.
Нурсултан Назарбаев, президент
На минувшей неделе открылась очередная сессия парламента, на который выступил глава государства. В ходе выступления он уделил значительное внимание тому, что разного рода предприятия – банки, субъекты МСХ – надо банкротить, если они убыточны.
«Банки все частные. Работали, работали - дошли до ручки. И теперь государство опять финансирует. Надо кончать с этим. Эти банки лучше уничтожить и взять на себя, чем им платить. Почему мы должны частника, который сам работает, зарабатывает еще и субсидировать? Сейчас другая система», - сказал он о банковской системе.
Примерно в том же духе президент высказался о сельхозпредприятиях. «Мы очень либерально относимся к тем, кто работает плохо, неэффективно. Сельское хозяйство до чего довели? Занимали, занимали, занимали – пришли сейчас уже уперлись в стену что делать надо? Банкротить надо. Ничего страшного»
Кроме того, Назарбаев попенял на депутатов, перед которыми выступал, за то, что они, по мнению президента, больше заняты узконаправленными задачами, а не «общегосударственными». Еще он сделал им довольно неожиданный упрек: в чрезмерном желании понравиться своим избирателям.
Даурен Абаев, министр информации и коммуникаций
Прошлая неделя началась с периодического отключения социальных сетей. Им предшествовала драка на стройке Абу-Даби-Плазы. Многие тогда заподозрили, что неполадки с соцсетями связаны как раз с этим инцидентом. Министр информации и коммуникаций Даурен Абаев также предположил взаимосвязь между событиями, но подчеркнул, что если соцсети и не работали, то по техническим причинам, по причинам наплыва пользователей, а не из-за государственной цензуры.
«Вы знаете, технически, возможно, (доступ к соцсетям был ограничен - V) в связи с какими-то событиями, в том числе инцидентом, который произошел на Абу-Даби плаза. Возможно, что количество людей, которые интересуются этими новостями, заходят, скачивают, возрастает, может быть, трафик. Из-за этого страдает. Это какие-то технические вопросы, ни о какой специальной работе (блокировке - V) в этом направлении речи не идет», - уверял Абаев.
Серик Ахметов, бывший премьер-министр
Сам по себе Серик Ахметов какой-либо публичной активности не проявил, но привлек к себе много внимания после того, как в Абайском районном суде Карагандинской области вынесли постановление о замене ему реального лишения свободы на ограничение свободы. Постановление, которое можно обжаловать в течение 15 суток, будет исполнено 21 сентября.
Суд по делу Ахметова начался в Караганде в конце июля 2015 года. Экс-премьера обвиняли в хищениях госсредств, злоупотреблении властью в период его работы во главе акимата Карагандинской области. Вместе с ним по делу проходил 21 человек. 11 декабря 2015 года Ахметова приговорили к 10 годам лишения свободы в колонии общего режима с конфискацией имущества, затем суд снизил этот срок до 8 лет.