Дмитрий Мазоренко, Ирина Галат, Тамара Копылова, Алина Шалгынбай, Алматы-Астана, Vласть
Vласть подводит итоги исторического дня — сегодня в Астане подписан договор о создании Евразийского экономического союза. Как в крупных городах страны отреагировали на это его оппоненты? 8 задержанных в Астане и скрытый протест — в Алматы. Подробности — в репортаже Vласти.
Алматы
С утра активисты в социальных сетях писали о задержании общественного деятеля Ермека Нарымбаева и о своих планах выразить протест. Часть стратегии — сегодня в большом городе люди должны были появиться в медицинских масках против «имперского вируса». Логически сложная для понимания метафора — ведь в масках ходят, чтобы не заразить, и гораздо реже, чтобы не заразиться.
В 11.00 журналисты встретились на Площади Независимости в ожидании антиевразийцев.
За те 30 минут, на которые опоздали участники акции — противники евразийской интеграции, полицейские успели перетащить все ограждения, которые обычно используются для больших городских праздников, а коммунальные службы на 4 раза пройтись метлой по каждому сантиметру территории, прилегающей к памятнику Независимости на «новой площади» Алматы.
Люди в штатском, с видеокамерами, сначала отстраненно сидели в тени деревьев, но, словно рой мух, подлетели и оцепили цель, стоило только на площади появиться общественному деятелю Рысбеку Сарсенбаю.
Сарсенбай раздавал людям флажки с черными ленточками и гвоздики. Когда на него налетели люди с камерами, он сдержано поприветствовал их, назвав сотрудниками КНБ, и попытался каждому из них подарить по одному цветку. Подарков не приняли. А чуть позже Сарсенбаев возложил эти цветы к памятнику, заботливо накрыв их миниатюрным флагом Казахстана.
Позже рассказал — так он отдал дань традиции: всегда возлагает цветы в важные даты для Республики Казахстан.
«Сегодня я пришел, наверное, в последний раз выполнить свой долг — возложить цветы. Раньше я гордился этим мемориалом, этим памятником, этой площадью, которую сейчас превратили в базар. Здесь боролись желтоксановцы за свободу, независимость, отдали свою жизнь, были выгнаны из школ, университетов, с работы. Все патриоты должны собираться здесь — в хорошие и плохие дни», — заявил Сарсенбай. Все это время, далеко за его спиной ходили сотрудники полиции, поглядывая в сторону собравшихся.
«Сейчас я ехал из дома, нас остановили, сразу пятеро сотрудников дорожной полиции, один из них был в чине полковника, его звали Серик. Я говорю ему, что водитель никаких нарушений не допускал, а почему нас задержали, они не могли ответить. Я спросил его, может, вам нужен не водитель, а я. Хотите, задерживайте меня, а водителя отпустите. Они сказали что нет, мы поедем в РУВД и там разберемся. Я спросил, с чем будем разбираться, я рассказал куда еду, и с какой целью. Скажите, просто, что вы получили приказ и поэтому нас задержали. И я поехал дальше. Водителя нашего отпустили, и он рассказал мне, что обыскали его и машину. Они искали флаг. Вы понимаете, они искали флаг, как наркотики. Мы же не террористы».
После этого Сарсенбай любезно со всеми попрощался и спокойно удалился. Полиция никаких действий, по-прежнему, не предпринимала.
Но немногим позже стали слышны крики. К стеле Независимости направлялась женщина средних лет, как позже выяснилось, она пришла с матерью. Обе были в медицинских повязках. Еще на подходе к монументу их окружило 5 сотрудников полиции. Айгуль Увакова громко говорила полицейским: «Я просто прохожая, в фонтан не плюю, не прыгаю. Маску я не сниму. Вы меня не заставите. Если вы назовете мне то, что я нарушаю, я с удовольствием пойду в ваш контрольный пункт, если я в чем-то виновата».
В этот же момент мать Уваковой — Тохтар Рахметова отдала сотрудникам полиции свое удостоверение. Но, вскоре, они вернули удостоверение и перестали препятствовать ей и её дочери.
Подойдя к стеле, женщины немного постояли, потом Увакова сказала, что об акции она узнала из интернета от знакомых, и от переполняющего её возмущения не могла не выйти: «И это не акция. Мы просто гуляем возле своего дома. Мы просто решили пройтись возле памятника независимости».
Постояв еще минуты с две, Увакова дождалась пока люди с камерами закончат задавать вопросы её маме, взяла её под руку и неспешно удалилась. Полиция не препятствовала. Сразу после этого все сотрудники начали постепенно расходиться. На площади остались лишь дети, все такие же веселые и беззаботные.
Астана
В Астане с утра на площади возле «Байтерека» были задержаны восемь активистов, которые выступили против подписания Казахстаном, Россией и Беларусью договора о создании Евразийского экономического союза.
«Нас задержали восьмерых, но сегодня более ста человек задержано по всему городу,- сказал по телефону Vласти правозащитник Максат Ильясулы. Мы находимся в Есильском РОВД, ждем прокурора. Будет протокол и административный суд. Скорее всего нам дадут штраф».
По его словам, ни на какой митинг активисты не выходили и ничего противоправного не делали.
«Мы просто ходили по улице, ни о каком митинге речи даже не было. Мы были без транспарантов, без ничего, — добавил он. — Между прочим, полицейские подсунули какие-то наши ранее использованные плакаты. Они хотят это подогнать под митинг».
Между тем, данную информацию опровергли в ДВД города Астаны. По словам руководителя пресс-службы ведомства Софии Кылышбековой, сегодня в Астане возле «Байтереека» были задержаны всего восемь человек.
«Была предотвращена несанкционированная акция протеста возле Байтерека. Восемь человек были доставлены в Есильское РОВД. После профбеседы они были отпущены, — сообщила она. Кроме того, у участников акции изъяли плакат с текстом на казахском языке, что они против Евразийского экономического союза», — заключила она.
Об этой акции практически никто не знал — через несколько минут после задержания, корреспондент Vласти оказался у Байтерека. Ничего не напоминало о случившемся.
И даже в 11.15 — в назначенное самими антиевразийцами время на площади вокруг астанинской достопримечательности было пусто.
За объяснениями мы направились прямо на место. Вскоре стало ясно, что помимо штормового предупреждения МЧС (сегодня обещали дождь с переходом в снег, а также усиление ветра до 15-25 метров в секунду), обширных ремонтных работ вокруг Байтерека «затаился» полицейский автобус.
Рабочие (некоторые, кстати, тоже в масках, сделанных из ткани — для защиты от ветра) на вопрос о том, как давно на площади разместился полицейский автобус с крепкими бравыми парнями, отвечали: «С самого утра».
А фотографы, предлагающие свои услуги праздношатающимся гражданам иногороднего вида, на вопрос о людях в медицинских масках отвечали вопросом — вы, наверное, из органов? Выяснилось, что их уже несколько раз опрашивали люди «в штатском» и в форме.
После рабочего дня несогласные собираются гулять в торговых центрах и моллах — «просто так» все в тех же масках. Протест, он такой — его вроде как нет, но он, все равно есть.
Фото Дарьи Смирновой и Алины Шалгынбай, специально для Vласти